Томский государственный университет

Лицей N 7 г. Томска

 

 

Н.Д. Коваленко, Т.Я. Ларина, О.А. Медведская, И.М. Ращупкина,

В.Л. Зоткина, Т.С. Иванова, И.И. Чернятьева, Е.В. Сулейманова

 

 

Уроки экологии во 2 классе

 

 

Методическое пособие

для учителей начальной школы

 

Томск - 2002

© Лицей N7 г. Томска, 2002
© Томский государственный университет, 2002

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экологическое воспитание в современной школе - это не дань моде, а забота о подрастающих поколениях, о гражданах новой России. В век совершенных технологий, высокого уровня  развития многих сфер мирового хозяйства человек остается беспомощным перед природой. Его бессилие перед стихией подтверждается  каждый год, месяц, день: информация о катастрофах, землетрясениях, цунами, селях не сходит с экранов телевизоров. 

Что случилось  с природой? За что она так сурова стала к нам, своим детям? Причиной многих негативных геоэкологических явлений и процессов является производственная и другая деятельность человека.

Доказана негативная роль земной цивилизации в усилении парникового эффекта, уменьшении толщины озонового экрана, в истощении и загрязнении ресурсов пресной воды и т.д. Обывателю сложно поверить в предупреждения экологов о надвигающемся экологическом кризисе. Человеку удобнее думать, что до этого не дойдет, или вовсе не думать о плохом. Эту  беспечность можно простить рядовому гражданину, но только не учителю.

       Учитель обязан думать о поколениях, которым мы после себя оставляем нашу страну, планету. Учителя, если он настоящий УЧИТЕЛЬ, помнят его ученики всю жизнь. А учеников много, целые поколения. Мы убеждены, что школьный  учитель должен учить своих учеников быть грамотными детьми природы, с детства учить природной  разумности. И мы верим, что это возможно.

Учить детей законам природы - значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом - родную Мать-Землю, будут разумно  строить, разумно мыслить и жить, думая о будущих поколениях.

        Данная работа является продолжением книги <Уроки экологи в 1 классе>: Методические рекомендации по экологии для учителей начальной школы, изданной в 2001 году.

Наши уроки - это попытка  поделиться опытом работы, которая интересна для нас и полезна для наших учеников.  На уроках экологии и во внеурочной деятельности можно использовать много эффективных форм работы: игры, инсценировки, клубные занятия, составление экологических проектов, организация работы экологических школьных лагерей  и т.д. Однако организация уроков экологии, доступных и интересных для детей, имеет свои трудности и особенности. Именно поэтому нам хочется, чтобы приведенные в этом пособии уроки были использованы начинающими педагогами, не имеющими практического опыта. Каждый  учитель нашего авторского коллектива работал творчески, внося в урок свое понимание проблемы экологического воспитания.

Мы надеемся, что наша книга будет востребована и принесет определенную пользу учителям экологии.

 

        Руководитель творческой группы учителей лицея N7

       г. Томска, завуч  Н.Д.Коваленко

 

СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ I. ПРИРОДНЫЕ РИТМЫ


РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ

Раздел III. ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА

Раздел IV. ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА

 

Дополнительный материал к урокам

о временах года

 

Погодные условия в различные годы складываются неодинаково, поэтому и сезонные изменения в природе наступают в различные календарные сроки, но всегда следуют в одном и том же порядке: зима - весна - лето - осень.                                        Есть любители природы, которые ведут фенологические наблюдения в течение нескольких десятков лет. На основании этих многолетних наблюдений составляется календарь природы для данной местности. Календарь представляет перечень сезонных явлений с указанием средних самых ранних и самых поздних сроков их наступления.

 

Время года          Начало

Осень          11 сентября

Зима             29 октября

Весна          23 марта         

Лето             15 июня

 

Проверка знаний    

                          

Осень

1. Как лесные рыжие муравьи к зиме готовятся?

2. Когда рождаются зайчата - листопаднички?

3. Почему еж не делает осенью припасов на зиму?

Зима

1. Куда зимой насекомые подевались?

2. Кому зимой холоднее: маленькому зверьку или крупному?

Весна

1. Как почки сохранили от зимы зародыши листочков?

2. Что может произойти, если ранить кору дерева во время весеннего сокодвижения?

Лето

1.       Все ли птицы выводят птенцов один раз за лето?

2.       Какая корова сытней живет - хвостатая или бесхвостая?

3.       Куда обращена головка подсолнечника в полдень?

 

Копилка народной мудрости: приметы (связь времен года)

 

-      Теплая осень - к долгой зиме.

-      Если в зайцах много жиру, то зима будет суровой.

-      Кроты и мыши делают большие запасы - к суровой и снежной зиме

-      Снег на морозную землю - к урожаю.

-      Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.

-      Глубокий снег зимой - к дождливому лету.

-      Дрова в печке горят с треском - на мороз.

-      Зимой много инея - летом много росы.

-      Если в январе ветви деревьев гнутся под тяжестью снега - хороший урожай.

-      Ранний прилет грачей - к теплой весне.

-      Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.

-      Сухой март - плодородие.

-      Первый гром весною - признак наступления тепла.

-      Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.

-      Много ягод летом - к холодной зиме.

-      Светлячки ярко светятся - к хорошей погоде.