Урок N 4. Тема: Живая и неживая природа в мире сезонных ритмов
Цель: 1. Показать взаимосвязь между сменой сезонных ритмов и живой, неживой природой. 1. Воспитывать бережное отношение к природе. 3. Расширить круг знаний о приспособляемости животных и растений к смене времен года.
Ход урока
I. Проверка знаний
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое природные ритмы? - Какие природные ритмы вы знаете? (сезонные, суточные, многолетние, годичные, биологические). - Что мы называем суточными ритмами? - Приведите примеры биологических ритмов (питание, сон, цветок одуванчика реагирует на смену времени суток). - Приведите примеры сезонных ритмов. - Чему подчинены природные ритмы, от чего зависят? (работа солнца).
II. Работа над темой урока
- Что зависит от сезонных ритмов? (биоразнообразие, процесс питания растений и животных, меняются климатические условия, продолжительность дня, среда обитания живых организмов, изменения в природной среде). - Одинаково ли проходят времена года на всей Земле? От чего это зависит? - А где легче жить животным и людям зимой: там, где более холодно, или где тепло? Почему? - Как приспосабливаются животные зимой у нас в Сибири? (Птицы улетают, животные впадают в спячку, идет очень экономный расход природных ресурсов, так как резко сокращается объем питательных веществ, сложные условия выживания, в связи с этим у животных зимующих меняется рацион питания (зайцы - трава-кора, лоси). Летом мелкие млекопитающие живут в одиночку, зимой - кучками. Зимой не рационально плодиться, так как нечем кормить детей. Численность животных зимой меньше, их ровно столько, сколько может выжить). - Что меняется весной? (Весна - тепло - первые растения, первые насекомые - первые птицы - млекопитающие...) - Что происходит летом? (Увеличено число видов животных, всем хватает корма) - Что происходит осенью? (Стал короче день - сигнал для птиц, что пора улетать, все начинает замирать. Животные начинают входить в спячку, зимующие в основном готовятся к выживанию).
На доске: 1)ниже температура - меньше насекомых - меньше птиц - меньше животных
2)тепло - первые растения - первые насекомые - первые птицы - млекопитающие
3)тепло - много растений - много насекомых - много птиц - много животных
4)холод - мало птиц - мало животных - тяжелая выживаемость
Дети осмысливают приведенные на доске экологические цепочки, говорят, к какому времени года относятся. Обсуждаются вопросы:
- Как на людей влияет смена времени года? - Меняется ли их образ жизни? - Меняются ли потребности?
В природе много веков назад живые организмы жили в равновесии с природной средой, всего хватало. Сейчас нужно регулировать свои потребности в связи с возможностью природных ресурсов.
Информация для учителя
Жизнь растений и суточные ритмы
Цветочные часы точно показывают время только в ясную и солнечную погоду. Почему? В пасмурные дни или перед переменой погоды они могут обмануть. Перед дождем, например, закрываются цветки лютиков и ноготков. Например: открывается в 4 часа утра - шиповник 5 часов - мак 9 часов - мать-и-мачеха закрываются в 12 часов - осот 13 часов - картофель 14 часов - одуванчик Хорошо знает дорогу к солнцу подсолнух. В ясную погоду, когда солнце гуляет по небу, он смотрит на него, не мигая, с утра до вечера, вертит вслед головой.
III. Проверка знаний
Задания: 1. Какое время суток показывают цветки одуванчика? Где день? А где ночь? (бутон распускается - ночь или день?) 2. Какое время суток показывают глаза кошки: день, ночь? (на изображении зрачки у кошки круглые.) 3. Угадайте, кто это: зверек, который спит днем, и называют его, как человека, который много спит (соня). Словарь: утро полдень день сумерки вечер полночь
IV. Заключение
Составить общую экологическую цепочку: Климат - пища - животный мир Климат - многообразие растительности - Многообразие мелких животных - Многообразие крупных животных
V. Домашнее задание
1. Подобрать и выучить стихи об утре, вечере. 2. Сделать рисунок, где показаны суточные ритмы (день, ночь). 3. Составить режима дня.
|