На главную


Урок N 4. Тема: Живая и неживая природа

в мире сезонных ритмов

 

Цель:    

1. Показать взаимосвязь между сменой сезонных ритмов и живой, неживой природой.

1.       Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Расширить круг знаний о приспособляемости животных  и растений к смене времен года.

 

Ход урока

 

I.  Проверка знаний

 

Учащиеся отвечают на вопросы:

 

-          Что такое природные ритмы?

-          Какие природные ритмы вы знаете? (сезонные, суточные, многолетние, годичные, биологические).

-          Что мы называем суточными ритмами?

-          Приведите примеры биологических ритмов (питание, сон, цветок одуванчика реагирует на смену времени суток).

-          Приведите примеры сезонных ритмов.

-          Чему подчинены природные ритмы, от чего зависят? (работа солнца).

 

II. Работа над темой урока

 

-         Что зависит от сезонных ритмов? (биоразнообразие, процесс питания растений и животных, меняются климатические условия, продолжительность дня, среда обитания живых организмов, изменения в природной среде).

-         Одинаково ли проходят времена года на всей Земле? От чего это зависит?

-         А где легче жить животным и людям зимой: там, где более холодно, или где тепло? Почему?

-         Как приспосабливаются животные зимой у нас в Сибири?

(Птицы улетают, животные впадают в спячку, идет очень экономный расход природных ресурсов, так как резко сокращается объем питательных веществ, сложные условия выживания, в связи с этим у животных зимующих меняется рацион питания (зайцы - трава-кора, лоси). Летом мелкие млекопитающие живут в одиночку, зимой - кучками. Зимой не рационально плодиться, так как нечем кормить детей. Численность животных зимой меньше, их ровно столько, сколько может выжить).

-         Что меняется весной?

(Весна - тепло - первые растения, первые насекомые - первые птицы - млекопитающие...)

-         Что происходит летом?

(Увеличено число видов животных, всем хватает корма)

-         Что происходит осенью?

(Стал короче день - сигнал для птиц, что пора улетать, все начинает замирать. Животные начинают входить в спячку, зимующие в основном готовятся к выживанию).

 

На доске:     1)ниже температура - меньше насекомых - меньше птиц - меньше животных

    

2)тепло - первые растения - первые насекомые - первые птицы - млекопитающие

    

3)тепло - много растений - много насекомых - много птиц - много животных

    

4)холод - мало птиц - мало животных - тяжелая выживаемость

 

Дети осмысливают приведенные на доске экологические цепочки, говорят, к какому времени года относятся. Обсуждаются вопросы:

 

-          Как на людей влияет смена времени года?

-          Меняется ли их образ жизни?

-          Меняются ли потребности?

 

В природе много веков назад живые организмы жили в равновесии с природной средой, всего хватало. Сейчас нужно регулировать свои потребности в связи с возможностью природных ресурсов.

 

 

Информация для учителя

 

Жизнь растений  и суточные ритмы

 

      Цветочные часы точно показывают время только в ясную и солнечную погоду. Почему? В пасмурные дни или перед переменой погоды они могут обмануть. Перед дождем, например, закрываются цветки лютиков и ноготков.

Например: открывается в 4 часа утра - шиповник

                    5 часов        - мак          

                    9 часов       - мать-и-мачеха

              закрываются в 12 часов       - осот

                          13 часов       - картофель

                          14 часов       - одуванчик

Хорошо знает дорогу к солнцу подсолнух. В ясную погоду, когда солнце гуляет по небу, он смотрит на него, не мигая, с утра до вечера, вертит вслед головой.

 

 

III. Проверка знаний

 

Задания:

1.       Какое время суток показывают цветки одуванчика?

     Где день? А где ночь? (бутон распускается - ночь     или  день?)

2.       Какое время суток показывают глаза кошки: день, ночь?

    (на изображении зрачки у кошки круглые.)

3.       Угадайте, кто это: зверек, который спит днем, и называют его, как человека, который много спит (соня).

Словарь:  утро          полдень       день

          сумерки        вечер           полночь

 

IV. Заключение

 

Составить общую экологическую цепочку:

Климат - пища - животный мир

Климат - многообразие растительности -

Многообразие  мелких животных -

Многообразие  крупных  животных    

 

V. Домашнее задание

 

 1. Подобрать и выучить стихи об утре, вечере.

2. Сделать рисунок, где показаны суточные ритмы (день, ночь).

3. Составить режима дня.