На главную


Урок N 5. Тема: День и ночь в жизни

растений и животных. Суточные ритмы

 

Цель:

1. Закрепить знания детей о суточных ритмах.

2. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

 

 

 

Ход урока

 

I.          Погружение в урок

 

1.       Чтение стихотворения (с доски)

 

          Дремлет солнце,                      Соответствует ли

Листья, словно птицы,                   сегодняшнему дню?

Стаей закружились над землей,               Объяснить

И, как листья,

стая птиц кружится,

Спорит с небом,

потеряв покой.

 

     Составить рассказ о сегодняшнем дне,
используя слова:          
                               Отметить

  денек, небо, облака, солнце,              температуру, осадки

  ветер, холодно, люди

 

1.       Проверка домашнего задания

 

Учитель выслушивает и комментирует ответы на вопросы:

     а) Что такое природные ритмы?                    

б) Привести примеры ритмов в живой природе.      Использование

                                    своих картинок,

                                        рисунков

 

ВЫВОД: Вся природа живет в мире ритмов. Основной Земной экологический ритм - суточный (смена дня и ночи).

 

II.         Работа над  темой урока

                 "Все прекрасное на земле от солнца".

  М. Пришвин.

1.       Загадки:

-          Что выше леса, краше света?

-          Что без огня горит?

-          Что днем землю нагревает, а вечером само убегает?

2.       Поклонение солнцу

 

Солнце красное,             Ты даешь нам свет,

Солнце ясное,             Ты даешь нам тепло,

Солнце светлое,             Мы любим тебя,

Солнце прекрасное.          Наше солнце.

 

          Свети нам всегда,

          Грей нас всегда,

          Солнце ласковое,

          И доброе!

          Спасибо тебе!

 

     Как только утром проснулось солнышко, так и закипела жизнь везде. Запели птицы в лесу, цветы на лужайках раскрыли лепестки, запорхали над цветами бабочки. Цветы повернули свои головы к солнышку. Еще зеленей стали листочки у деревьев. Отчего так? Всем нужны тепло и свет от солнца.

     А как только вечер наступит, так и замрет всё. Умолкнут птички, спрячутся дневные бабочки, закроют лепестки цветочки. Наступит ночь. Только ночная сова будет летать по лесу, мышей искать. Да еще появится много ночных бабочек комаров и других ночных насекомых, а с ними -  и охотников на них. Например, ночных птиц козодоев. Летучие мыши ловят насекомых тоже ночью. Охотятся ночью и волки.

     И наша жизнь связана с солнышком. Солнышко заставляет нас ложиться спать вечером,и вместе с солнышком мы пробуждаемся утром. Днем солнышко светит и греет, потому и хорошо всем днем: и растениям, и животным, и людям.

 

3. Сравнить рисунки (определить, где изображены день, ночь)

 

На рисунках изображены: 

а) летучая мышь, филин, бабочки, растение с  закрытой чашечкой.

б)  солнце, птицы стрекоза, одуванчик (раскрыт)

 

4. Соединить цепочкой:

 

день - ... (солнце) - звезда

          (луна) - спутник

Вращение Земли (планета) вокруг своей оси - (глобус)

 

1.       Загадки (закрепление материала)

Задание:

Ответьте на вопросы: - Какие органы помогают животным видеть?

   - У каких животных нет глаз?

 

          а) Ездят в небе          Он - на солнышке - коняшке,

            Круг за кругом          У нее -  луна в упряжке

           Брат с сестрою          Он - весь день,

            Друг за другом.          Она - всю ночь,

                        Как проедут - сутки прочь!

 

              б) Днем молчит,

                Ночью кричит.

               По лесу летает,

               Прохожих пугает (филин)

 

               в) Не птица, а летает (летучая мышь)

 

     Солнечные лучи помогают вырабатывать в теле животных очень полезные вещества - витамины.

     Вот как принимают солнечные ванны барсучата.

     Как только прогреется земля, выталкивает барсучиха своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке повозятся и заснут, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно повизгивать. Мать-барсучиха затаскивает всех в нору.

     И людям полезно загорать. Только надо делать это правильно.

 

Информация для учителя

 

Цветочные часы

Одно из наиболее интересных проявлений биологического измерения времени - цветочные часы. Каждое растение Lзасыпает¦ - закрывает цветки и Lпросыпается¦ - открывает цветки в строго определенное время суток. Эти растения посещают дневные насекомые: бабочки, пчелы, шмели.

В шведском городе Ужала есть большая клумба - Lживые часы¦. Она составлена из цветущих растений в таком порядке, в каком они раскрывают и закрывают свои цветки.