На главную


Урок N 5. Тема: Животные осенью

 

Цель:

Знакомить детей с изменениями, происходящими в жизни животных с  приходом осени.

 

 

Задачи урока:

1.       Расширить знания детей о том, что животные зависят от природных условий и приспосабливаются, чтобы выжить.

2.       Научить детей строить простейшие пищевые цепочки.

Оборудование:

1. Набор картинок с изображением животных летом и зимой.

1.       Тетради по экологии.

3. Детские книжки о жизни животных.

Доска:

В сентябре синица просит осень в гости.

Холоден батюшка - сентябрь, да кормить горазд.

 

Литература

1. Экология: Детская энциклопедия. М., 1997.

 

Ход урока

 

I.          Повторение

 

1.       Ритмы в природе

 

Дети  должны хорошо уяснить понятие РИТМ и сезонные ритмы.

- Какие природные ритмы вы знаете?

(Природный ритм -это повторение во времени какого-либо явления. Прилеты и отлеты птиц, листопад, облиствление растений, восход и заход солнца и т д.)

 

2.       Сезонные ритмы в природе

 

- Что мы называем сезонными ритмами?

(Это более длительные ритмы - сезонные ритмы. Сменяя  друг друга, времена года  образуют год: зима, весна, лето, осень и опять зима, весна, лето и осень. Все это делает солнце.)

 

3.       Биоритмы

 

- Какие биологические ритмы вы знаете?

(Биоритмы  мы можем ощущать на себе - сон и бодрствование, сытость и голод, дыхание  - вдох и выдох, биение сердца. Все это природные биологические ритмы).

 

 

4.       Чтение пословиц, которые написаны на доске, и объяснение их смысла

 

(Сентябрь - осенний месяц, он открывает новый  природный сезонный ритм ОСЕНЬ. Для птиц, зимующих в это время, много корма - ягод, плодов. Но в сентябре резко наступает похолодание, поэтому он ХОЛОДНЕЕ по сравнению с прошедшим летом. В сентябре люди собирают урожай, который созрел за лет,о и делают запасы на зиму.

 

Вывод: Каждый месяц и каждое время года хорошо по-своему. В природе нет ничего лишнего, все ритмично и разумно.)

 

II.         Работа над темой LЖивотные осенью¦

 

1.       Беседа о птицах

 

- Кто является первым вестником приближающейся осени?

(Первыми чувствуют приближение осенних холодов перелетные птицы. При похолодании все насекомые или погибают, или прячутся.  И птицы, которые питаются насекомыми, покидают наши края из-за резкого снижения количества корма).

- Назовите перелетных птиц.

- Какие из них улетают первыми? (ласточки, стрижи)

- Какие птицы остаются  зимовать?

- Почему они могут выживать зимой?

(Птицы питаются ягодами, семенами сосны, кедра.)

- Нужно ли помогать птицам, которые остались зимовать в наших краях?

 

2.       Рассматривание картинок

 

Дети рассматривают картинки, на которых изображены животные и  распределяют их по порядку, с учетом сезонных ритмов. Картинки подобраны так, чтобы дети видели, как выглядят животные летом, осенью и зимой, весной. Это поможет сформировать понятие о сезонных изменениях в жизни животных.

Начальной картинкой становится лето-осень.

- Как заяц выглядит летом?

- Что с ним происходит осенью?

- Как готовится к зиме белка?

   - Что особенного в жизни медведя зимой?

(Медведь, нагуляв за лето толстый слой жира, зимой спит в своей теплой берлоге. Он сам заботится о себе. Зимой у медведицы появляются малыши, но им не страшен холод, им тепло в берлоге. А с приходом весны медведи просыпаются и выходят из берлоги. Вот такой затяжной биоритм у медведя - сон. На всю долгую зиму.)

-       Почему животные впадают в спячку?

(Жизненные процессы в это время в организме протекают медленно. Таким образом организм уменьшает расход энергии.)

- Все ли животные впадают в спячку зимой?

(Волки, лисы, олени, лоси не впадают в спячку зимой. Они активно продолжают поиски пищи и находят ее.)

- Каким животным не нужно заботиться о корме и жилье на зиму?

- Кто заботится о домашних животных?

- Впадают ли в спячку домашние животные?

 

3.       Работа по учебнику

 

а) чтение стихотворения  Е. Головина:

 

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам,

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне - снегири.

 

б) беседа по содержанию стихотворения:

 

- Какое название можно дать этим строкам?

- Можно назвать это стихотворение экологическим?

- Почему?

(По содержанию этого стихотворения можно построить пищевые цепи.)

 

Расскажи о связях:

 "утка - водоем";

"заяц - растения - лиса - волк - тетерев";

"белка - грибы".

-          Кто кому нужен?

-          Как животные готовятся и приспосабливаются к суровой зиме?

(утки, медведь, заяц, белка, волк, лиса, глухари, снегири)

 

 

 5. Проверка знаний.

-          Расскажи о связях:

"дерево - дятел";

"лес - муравьи";

"лиса - тетерев".

 

4.       Словарь:

 

Линька, спячка, перелет, растительноядные, плотоядные.

Работа с новыми словами:

- Почему некоторые звери осенью меняют окраску?

- Как изменилось питание растительноядных и плотоядных животных?

 

III. Домашнее задание:

 

1. Установить связи:

"Лиса", "лошадь", "волк", "трава", "дерево".

2. Нарисуй схему LКто кому нужен?¦

 

IV. Итог урока

 

Закон природы  на основе наблюдений:

 Осенью поведение и питание животных изменяется.

 

-  Послушай и определи:

-           о каком времени года идет речь?

      - какие изменения в жизни животных происходят, когда меняется время года?

-   К данному стихотворению сделай рисунок и обозначь экологические взаимосвязи животных с растениями и временами года.

 

Снег порошит, укрывая поля.

Снег порошит, украшая леса.

Под белым ковром исчезает земля,

В нору запряталась даже лиса.

 

Белый снежок побелит зайчонка,

В теплую шубу оденет лисенка,

Пухом своим закроет цветок,

Чтобы весной он цвести уже мог.

 

Природа мудра - она наша мать.

Законов ее нельзя нарушать!

 

 

                    Дополнительный материал

для работы над темой "Животные осенью"

 

     Осень. Природа тихая и утомленная. То мы видим ее сквозь прозрачную сетку дождя, с погасшими тусклыми красками, то она вдруг вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца. И засияют красные, желтые, коричневые листья - и те, которые еще удерживаются на ветвях, и те, которые упали на землю.

- Что служит сигналом к наступлению осени? (укорочение длины светового дня). Короче становятся дни. Вся природа готовится к холодной зиме.

- Что изменилось в неживой природе с наступлением осени?

- Что осенью происходит с растениями?

- Почему деревья сбрасывают листву?

(Холодная осенняя погода заставляет и животных приготовиться к новой жизни).

- Кто из животных исчезает первым?

- Что с ними происходит?

Объясните связь: "насекомые - птицы".

Осенью птицы в обновленном оперении: после того, как они отложили яйца и вывели птенцов, они начинают линять. Кое-где в лесу можно найти отдельные перышки, выпавшие при линьке.

Птицы держатся не в глубине леса, а на опушках. Они издают свои характерные звуки: посвисты, чекание, отдельные трельки. Звучат они негромко и слышны только на небольшом расстоянии.

- Кто из птиц улетает первым? Почему?

Первыми улетают птицы, которые питались насекомыми. Их еще называют певчими. Некоторые жили рядом с нами (ласточки, скворцы), очень многие жили в лесах (кукушка, соловей, иволга). Много-много самых разных птиц.

- Какие птицы еще улетают на юг?

- Почему они улетают, ведь многие из птиц не боятся морозов?

Готовятся к зиме и те животные, что остаются зимовать: запасают корм, линяют - меняют окраску, впадают в спячку.

- Кто из птиц делает запасы на зиму? (сыч, сойка, синицы).

- Какие еще животные запасают на зиму? (белка, бобр).

Детям предлагается рассказать, что они знают о белке.

-          Что же происходит осенью с остальными животными?

 

Вывод: Осенью поведение и питание животных изменяется. Так, например, большой пестрый дятел летом питается животной пищей, которую извлекает из стволов деревьев. Это короеды, древоточцы и прочие. Но в холодное время года они становятся для него недосягаемыми, и тогда дятел переходит на питание семенами.

 

ЖИВОТНЫЕ ОСЕНЬЮ

 

Информация для учителя

 

          Какое самое главное событие происходит в Сибири осенью? За счет изменения положения планеты относительно Солнца она получает меньше солнечной энергии. В чем это проявляется? Становится короче световой день, понижаются дневные и ночные температуры. Эти события приводят к глобальным перестройкам в живой материи. Что меняется кардинально? Снижается темп усвоения солнечной энергии - снижается процесс синтеза органического вещества - снижается объем кормовой базы для животных. Вступает в силу экологический закон лимитирующего или ограничивающего фактора (закон Либиха). По отношению к животным он может быть интерпретирован следующим образом - чем меньше корма, тем меньше животных может выжить в данных условиях.

Второй ограничитель, с которым встречаются животные осенью, - это низкие температуры. В чем проявляется ограничивающее действие низких температур? Все холоднокровные организмы впадают в оцепенение и уже не могут быть объектами охоты и корма (а это все беспозвоночные, амфибии, рептилии). Таким образом, кормовая база не только травоядных, но и хищников резко сокращается.

Поздней осенью опадает листва, жухнет травяной покров, что влечет за собой значительное сокращение мест обитания. А замерзшая земля не позволяет так же, как летом, рыть ходы, норы, собирать корм. Во второй половине осени появляется первый снег, а к ее концу в условиях Сибири снежный покров формируется полностью. Что это значит для животных? С одной стороны, меняется среда обитания (плотность субстрата, его цвет, свойства). Мелкие млекопитающие прокладывают в снегу ходы и строят гнезда. Снежный покров служит теплоизолятором, своеобразным одеялом, защищающим от мороза семена, клубни и другие части растений, а также и животных.

Какова же стратегия сибирских животных в столь драматичной природной обстановке? Решение этого вопроса у разных групп и видов разнопланово. Они имеют в своем арсенале широчайший спектр решений.

Прежде всего, это миграция, при этом мигрируют как птицы, так и млекопитающие (например, летучие мыши перебираются в более теплые широты, олени и так далее).

Второй вариант - впадение в спячку. Летом и осенью животные накапливают жировые запасы и зимний период проводят в анабиозе.


Некоторые виды запасают корм на зиму (водяные крысы - корнеплоды, хомяки - зерно, кроты - червей) и переходят на другой образ жизни, большую часть времени проводят в норах и гнездах, закупоривают ходы, оставляя открытыми лишь вентилирующие отверстия. Осенью у животных  заканчивается период размножения. В зиму остаются (у короткоживущих видов) лишь половозрелые особи с тем, чтобы пережить суровую зиму.

Осенью трудно обнаружить насекомых. Их яйца, личинки


и куколки надежно спрятаны под листовым опадом, в почве, под корой и так далее, их жизнь замирает до весны.

Таким образом, осенью резко снижается видовое разнообразие животных и их численность. Зимующие животные меняют образ жизни.

Некоторые приобретают иную, чем в летний период, покровительственную окраску.

Отдельные виды меняют рацион питания.

Звенящее птичье многоголосье и жужжание и стрекотание насекомых постепенно сменяются иными мелодиями, воем метели и треском мороза.

Уже поздней осенью живности надо помогать выживать - начинать подкармливать птиц.

     На рассматриваемую проблему можно взглянуть, используя понятие об экологической пирамиде, в основе которой - количество биомассы продуцентов на единицу площади. Осенью в Сибири она резко сокращается, и, соответственно, консументы всех порядков вынуждены либо мигрировать, либо впадать в спячку, а противном случае - голодная и холодная смерть. Природа мудра и снижает нагрузку на природные системы в период, когда они находятся в напряженном состоянии.