На главную


Урок N 3. Тема: Годичные ритмы. Времена года

 

Цель:

 Познакомить учащихся с причинами  смены времен года.

Задачи:

1. Расширять и углублять знания учеников о природных ритмах.

2. Познакомить детей с  климатическими особенностями родного края.

3.Основательно закрепить знания детей о сезонных ритмах, умение детей объяснять явления природы.

4.Учить детей умению анализировать (анализ температурного перепада, ведение тетрадей).

5.Научить детей устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой.

 

 

Оборудование:

Теллурий, географический атлас, фотографии  природы Томской области (север области, нефте-газодобывающие месторождения)

Литература

1. Рудский В.Г. Экология: Учебное пособие для 2 класса. Томск, 1998.

2. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Москва, 2000.

 

Ход урока

 

1.  Повторение

 

Повторяя учебный материал с детьми, учитель направляет свои усилия на активизацию Lэкологического словаря¦ детей. Это станет возможным, если дети хорошо усвоят   понятия и осознанно начнут пользоваться экологическими терминами.  

 

1.       Повторение понятия "суточные ритмы" (равномерное чередование явлений в природе: восход - заход Солнца, день - ночь).

 

2.       Повторение понятия "сезонные ритмы" (ритмы продолжительностью в один год: осень, зима, весна, лето и снова осень, зима, весна, лето).

 

3.       Повторение понятия "биоритмы" (Биоритмы свойственны растениям, животным, человеку. Процессы, связанные  с физиологическими функциями, жизненными отправлениями, поведением, питанием, миграциями,  размножением и т.д.)

 

4.      Словарь: экология     природа   полдень              полночь      сумерки   заря      ритм            

 

5.       Повторение понятия "живая природа" (растения, животные, человек).

 

6.       Повторение понятия "неживая природа" (солнце, воздух, вода).

 

7.       Практическая работа с теллурием.

 

На предыдущем уроке учитель, объясняя учебный материал о природных ритмах, работал с теллурием. На этом уроке практические действия с теллурием производят сами дети. При этом они должны  пытаться самостоятельно объяснить демонстрируемые на модели явления природы. (Дети практически закрепляют понятие о сезонных, суточных  и биологических ритмах)

8. Проверка домашнего задания

 

Дети читают свои произведения, в которых они говорят о работе Солнца. Учитель  следит за правильностью использования детьми в речи слов и словосочетаний, которые изучили на предыдущих уроках.

 

II.      Работа над темой урока

 

Работа учителя направлена на раскрытие роли Солнца для всего живого на Земле. В  беседе по содержанию стихов эта мысль  является главной.

 

1.       Чтение стихотворения "Поклонение Солнцу" Из учебника "Экология" (2 класс).

 

2.       Беседа по содержанию стихотворения (Роль Солнца в природных ритмах).

Одним из условий жизни на Земле  является тепло. Тепло дает нам Солнце. В зависимости от количества тепла, посылаемого Солнцем на Землю, растения расцветают или  вянут, животные ведут активный образ жизни  или впадают в спячку. Благодаря работе Солнца времена года меняют друг друга.

 

3.       Чтение текста и выделение главной мысли - Lработа солнца¦

 

На доске записаны названия времен года:

 

весна          лето          осень          зима

 

Детям предлагается  схематично изобразить лучи солнца с различным углом наклона по отношению к Земле, в зависимости от времени года и объяснить способность их обогревать Землю.

 

4. Словарь:          мороз  -  жара

прохлада - тень, ветер.

 

5. Чтение стихотворения LКруглый год¦ (с. 6 учебника "Экология").

 

6. Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном.

 

7. Схематичное изображение природных ритмов, о которых идет речь в стихотворении.

 

8. Времена года в Томске, Томской области  и их особенности.

 

Учитель объясняет детям полезность работы с дневником наблюдений.

Ученики вспоминают и повторяют условные знаки, которыми они обозначают погодные условия. Учитель  показывает образец работы с дневником наблюдений. Ставится цель - систематически и качественно вести дневник наблюдений за явлениями в природе.

 

9. Знакомство с дневником наблюдений.

 

10. Оформление дневника

 

Время года

Фенологический признак

Начало

Осень

Пожелтели первые листья

11.09.

Зима

Снег лег на землю

29.10.

Весна

Снег начал таять

 

Лето

Зацвел шиповник

 

 

11. Работа по учебнику

 

а) чтение стихотворения С. Михалкова LКруглый год¦.

б) работа над содержанием стихотворения.

 

- Как описан приход зимы?

- Каковы признаки зимы?

- Почему весна приходит постепенно, а зима Lвдруг¦?

- Какие признаки весны приведены в стихотворении?

 

Вывод: Сезонные ритмы - годичные ритмы.

 

12. Край, в котором мы живем

 

Осень- 48 дней, зима - 145 дней, весна 84 дня , лето - 88 дней.

 Мы живем в Сибири. Климат у нас суровый. Времена года резко переходят из одного в другое. Морозы зимой суровые, зима долгая. Лето сибирское коротко. Растения Сибири приспособились к суровому климату. Лиственные деревья сбрасывают листву, чтобы перенести холодную зиму. У нас растут лиственные и хвойные деревья. Хвойные деревья меняют хвою постепенно, незаметно для человека. Такие растения называют вечнозелеными.

 

13. Север Томской области

 

Дети рассматривают фотографии, отражающие суровый климат Севера Томской области, слушают рассказ учителя о людях, которые там живут, добывают нефть и газ, выращивают урожаи овощей, добывают в северных  реках рыбу. Человек научился преодолевать климатические трудности и жить  в условиях сурового климатического пояса.

 

III. Проверка знаний

 

Прослушайте эти строки и ответьте на вопросы:

-          Может ли человек повлиять на порядок сезонных изменений в природе?

-          Как человек должен  относиться к происходящей смене времен года?

-          Как ты реагируешь на смену времен года?

  Закон природы неизменен:         (сезонные

За летом - осень непременно,       ритмы)

За осенью зима спешит,

Вот снег пушистый уж летит.

 

  - Когда так говорят:

     А время, говорят, бежит,       (весна дружная)

     Весна на крыльях к нам летит,   (весна затяжная)

     Цветная, теплая и озорная,

     Ручьями о себе напоминая.

 

А за весной спешит уж лето,

В нарядный сарафан одето.

И детвора бежит купаться,

Прохладой речки наслаждаться.

 

     И вот богатый урожай.

     Все верно, осень ты встречай!

     Она пришла и одарила,

     Надежду жизни в нас вселила.

 

IV. Заключение

 

- Как   ты   относишься к этим словам:

         Закон экологии четко ты знай,

          Естественных связей не нарушай.

          Пусть мирно живут воздух и солнце

          И воздуха свежесть ворвется в оконце.

 

V. Домашнее задание

 

Следить за изменением температуры и прочими изменениями в природе. Приготовить букет из осенних листьев и придумать к ним подходящие имена прилагательные.