Урок N 3. Тема: Годичные ритмы. Времена года
Цель: Познакомить учащихся с причинами смены времен года. Задачи: 1. Расширять и углублять знания учеников о природных ритмах. 2. Познакомить детей с климатическими особенностями родного края. 3.Основательно закрепить знания детей о сезонных ритмах, умение детей объяснять явления природы. 4.Учить детей умению анализировать (анализ температурного перепада, ведение тетрадей). 5.Научить детей устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оборудование: Теллурий, географический атлас, фотографии природы Томской области (север области, нефте-газодобывающие месторождения) Литература 1. Рудский В.Г. Экология: Учебное пособие для 2 класса. Томск, 1998. 2. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Москва, 2000.
Ход урока
1. Повторение
Повторяя учебный материал с детьми, учитель направляет свои усилия на активизацию Lэкологического словаря¦ детей. Это станет возможным, если дети хорошо усвоят понятия и осознанно начнут пользоваться экологическими терминами.
1. Повторение понятия "суточные ритмы" (равномерное чередование явлений в природе: восход - заход Солнца, день - ночь).
2. Повторение понятия "сезонные ритмы" (ритмы продолжительностью в один год: осень, зима, весна, лето и снова осень, зима, весна, лето).
3. Повторение понятия "биоритмы" (Биоритмы свойственны растениям, животным, человеку. Процессы, связанные с физиологическими функциями, жизненными отправлениями, поведением, питанием, миграциями, размножением и т.д.)
4. Словарь: экология природа полдень полночь сумерки заря ритм
5. Повторение понятия "живая природа" (растения, животные, человек).
6. Повторение понятия "неживая природа" (солнце, воздух, вода).
7. Практическая работа с теллурием.
На предыдущем уроке учитель, объясняя учебный материал о природных ритмах, работал с теллурием. На этом уроке практические действия с теллурием производят сами дети. При этом они должны пытаться самостоятельно объяснить демонстрируемые на модели явления природы. (Дети практически закрепляют понятие о сезонных, суточных и биологических ритмах) 8. Проверка домашнего задания
Дети читают свои произведения, в которых они говорят о работе Солнца. Учитель следит за правильностью использования детьми в речи слов и словосочетаний, которые изучили на предыдущих уроках.
II. Работа над темой урока
Работа учителя направлена на раскрытие роли Солнца для всего живого на Земле. В беседе по содержанию стихов эта мысль является главной.
1. Чтение стихотворения "Поклонение Солнцу" Из учебника "Экология" (2 класс).
2. Беседа по содержанию стихотворения (Роль Солнца в природных ритмах). Одним из условий жизни на Земле является тепло. Тепло дает нам Солнце. В зависимости от количества тепла, посылаемого Солнцем на Землю, растения расцветают или вянут, животные ведут активный образ жизни или впадают в спячку. Благодаря работе Солнца времена года меняют друг друга.
3. Чтение текста и выделение главной мысли - Lработа солнца¦
На доске записаны названия времен года:
весна лето осень зима
Детям предлагается схематично изобразить лучи солнца с различным углом наклона по отношению к Земле, в зависимости от времени года и объяснить способность их обогревать Землю.
4. Словарь: мороз - жара прохлада - тень, ветер.
5. Чтение стихотворения LКруглый год¦ (с. 6 учебника "Экология").
6. Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном.
7. Схематичное изображение природных ритмов, о которых идет речь в стихотворении.
8. Времена года в Томске, Томской области и их особенности.
Учитель объясняет детям полезность работы с дневником наблюдений. Ученики вспоминают и повторяют условные знаки, которыми они обозначают погодные условия. Учитель показывает образец работы с дневником наблюдений. Ставится цель - систематически и качественно вести дневник наблюдений за явлениями в природе.
9. Знакомство с дневником наблюдений.
10. Оформление дневника
11. Работа по учебнику
а) чтение стихотворения С. Михалкова LКруглый год¦. б) работа над содержанием стихотворения.
- Как описан приход зимы? - Каковы признаки зимы? - Почему весна приходит постепенно, а зима Lвдруг¦? - Какие признаки весны приведены в стихотворении?
Вывод: Сезонные ритмы - годичные ритмы.
12. Край, в котором мы живем
Осень- 48 дней, зима - 145 дней, весна 84 дня , лето - 88 дней. Мы живем в Сибири. Климат у нас суровый. Времена года резко переходят из одного в другое. Морозы зимой суровые, зима долгая. Лето сибирское коротко. Растения Сибири приспособились к суровому климату. Лиственные деревья сбрасывают листву, чтобы перенести холодную зиму. У нас растут лиственные и хвойные деревья. Хвойные деревья меняют хвою постепенно, незаметно для человека. Такие растения называют вечнозелеными.
13. Север Томской области
Дети рассматривают фотографии, отражающие суровый климат Севера Томской области, слушают рассказ учителя о людях, которые там живут, добывают нефть и газ, выращивают урожаи овощей, добывают в северных реках рыбу. Человек научился преодолевать климатические трудности и жить в условиях сурового климатического пояса.
III. Проверка знаний
Прослушайте эти строки и ответьте на вопросы: - Может ли человек повлиять на порядок сезонных изменений в природе? - Как человек должен относиться к происходящей смене времен года? - Как ты реагируешь на смену времен года? Закон природы неизменен: (сезонные За летом - осень непременно, ритмы) За осенью зима спешит, Вот снег пушистый уж летит.
- Когда так говорят: А время, говорят, бежит, (весна дружная) Весна на крыльях к нам летит, (весна затяжная) Цветная, теплая и озорная, Ручьями о себе напоминая.
А за весной спешит уж лето, В нарядный сарафан одето. И детвора бежит купаться, Прохладой речки наслаждаться.
И вот богатый урожай. Все верно, осень ты встречай! Она пришла и одарила, Надежду жизни в нас вселила.
IV. Заключение
- Как ты относишься к этим словам: Закон экологии четко ты знай, Естественных связей не нарушай. Пусть мирно живут воздух и солнце И воздуха свежесть ворвется в оконце.
V. Домашнее задание
Следить за изменением температуры и прочими изменениями в природе. Приготовить букет из осенних листьев и придумать к ним подходящие имена прилагательные. |