На главную


Урок N 2. Тема: Вся живая и неживая природа живет
в мире ритмов 

 

Цель:

1. Знакомить детей с понятиями: ПРИРОДНЫЕ РИТМЫ, СУТОЧНЫЕ РИТМЫ, СЕЗОННЫЕ РИТМЫ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ.

Задачи:

1.       Расширить перечень  ритмов: сезонные, суточные биоритмы.

2.       Научить детей наблюдать за природой, вызвать внутреннюю потребность у детей вести эти наблюдения.

3.       Воспитывать у детей чувство причастности  к природе

Оборудование:

Теллурий, рисунки  растений, листы белой бумаги, цветные карандаши,

детские книжки с рассказом  М. Пришвина  "Золотой луг", аудиокассета  с записью голосов птиц летом и осенью.

      Литература

1. Рудский В.Г. Экология: Учебное пособие для 2 класса. Томск, 1998.

2. Мир вокруг нас: Географический атлас для детей. М.: Картография, 1988.

3. Пришвин М.М. Рассказы. М.: Детская литература, 1980.

 

Ход урока

 

I.          Проверка домашнего задания. Проверка знаний

 

1. Просмотр рисунков с характерными признаками сезонных ритмов

Дети демонстрируют свои рисунки и употребляют в речи слова: ранняя весна, поздняя весна, предлетье, раннее лето, "макушка" лета, конец лета, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.

 

2. Повторение слов из словаря: экология, природа, ритмы. (Учить детей оперировать этими словами по назначению).

 

II. Погружение в урок

 

Звучит запись голосов птиц летом и осенью. Дети слушают голоса птиц и определяют, какому  времени года соответствует каждый фрагмент. Летом лес переполнен птичьими голосами, а осенью лес пустеет, и голоса птиц редки. Птицы, которые питаются насекомыми, улетают  на юг, так как все меньше для них остается корма.

Учащимся предлагается ответить на вопрос, о каких природных ритмах мы можем говорить, прослушав пение птиц?

(по интенсивности пения птиц можно определить СЕЗОННЫЕ РИТМЫ -

 лето, осень)

 

III. Работа над темой урока

    

1. Учащиеся отвечают на вопросы:

 

- Как животный мир реагирует на сезонные ритмы?

(птицы  улетают)

- Почему корма для птиц становится все меньше?

( температура  понижается, и насекомые зарываются поглубже в землю, многие погибают)

- Как неживая природа реагирует на смену сезонных ритмов?

(солнце поднимается все ниже, меньше греет землю и воду)

 

2. Рассматривание рисунков, на которых изображены одуванчики утром, в полдень, вечером и определение суточных ритмов

 

Дети определяют СУТОЧНЫЕ РИТМЫ (день, ночь), отвечая на поставленные учителем вопросы, например: "Как реагирует живая природа на смену суточных ритмов?"

(цветок открывает свои лепестки и закрывает, человек ночью спит, а днем бодрствует).

 

3. Пословицы, поговорки, стихи о суточных ритмах, биоритмах, сезонных ритмах

 

Дети объясняют  смысл специально подобранных пословиц и поговорок:

День и ночь - сутки прочь.           (суточные ритмы)

 

LВстает заря во мгле холодной;  (сезонные и суточные ритмы)

На нивах шум работ умолк...¦

 

- О  каких явлениях в природе говорится в стихотворениях:

 

"Одуванчик золотой целый день дружил со мной

Вечер начал наступать, захотел он тоже спать,        (вечер)

Лепестки стал закрывать, попросил всех не мешать".

 

Рады утру все на свете,

Рады взрослые и дети!                      (утро)

Ярко, солнышко, сияй,

Радость людям посылай.

                  Наигрались и напелись,

                  Рядом с бабушкой уселись,

                  Сказку, милая, скажи,

                  Спать скорее уложи.     (вечер)

                    (Сон, бодрствование -биоритмы)

Ночь темна и сладок сон,

Задремал под лавкой слон.

Тихо, тихо, тишина...                    (ночь)

Тучка на небе видна.

                  Солнца луч блеснул так ярко,

                  Что ребятам стало жарко.

                  Дружно в речку окунемся      (утро)

                  И совсем - совсем проснемся.

Жарко, солнце высоко,

Вечер очень далеко.

Дети прыгают, играют      БИОРИТМЫ

На обед их зазывают.       (сытость, голод) (полдень)                      

 

Полдень минул, день прошел,

Вечер вновь во двор пришел.           (вечер)

Солнце отдыхать ушло,

Время спать и нам пришло.            (ночь)

 

4. Связь суточных  и сезонных ритмов с работой  Солнца

 

Дети, прослушав загадки и стихи, приходят к выводу, что, кроме сезонных ритмов, есть еще суточные. Понятие "сутки" расшифровывается как характеристика  времени и как явление. Учитель обращает внимание детей на то, что вращение Земли вокруг своей оси дает ощущение людям -землянам, что Солнце всходит и заходит. Солнце остается на месте, а движется планета Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Для наглядности при объяснении удобно пользоваться специальным прибором - теллурием. Он представляет собой модель, которая позволяет  демонстрировать  движение Земли вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси.

Используя     теллурий,  учитель показывает детям движение нашей планеты вокруг звезды, которая называется Солнцем. Дети видят, как  происходит смена дня и ночи. В географическом атласе   LМир и человек¦ (с. 16, 17) хорошо объясняется, что происходит с планетой Земля, когда меняется ее положение, повторяются суточные ритмы. Понятие  СУТОЧНЫЕ РИТМЫ связывается с понятием  БИОРИТМЫ - сон, бодрствование, голод,  сытость, питание. 1 сутки - 24 часа - вращение Земли вокруг своей оси. 1 год - вращение Земли вокруг Солнца.

 

          Работа Земли и Солнца

 

      Вокруг Солнца сделан ход -

          Так прошел уж целый год.

          Повернулась вся Земля,

          Как и я, вокруг себя -

            Сутки прожили не зря,

          Все Земле благодаря.

 

5. Словарь

 

В словарь можно занести слова: полдень,  ночь, луна, заря, сумерки, полночь, день.

 

6. Проверка знаний    

 

Рекомендуем воспользоваться учебником по экологии за 2 класс. Вопросы, ответы на которые должны знать учащиеся:

- Какие природные ритмы ты знаешь?

- Что такое суточные ритмы, как мы их наблюдаем?

- Какие биологические ритмы знаешь?

- Испытываешь ли ты на себе биологические ритмы?

  (сон, бодрствование, голод, сытость)

- Как влияет Солнце на жизнь животных, людей, природу?

 

7. Вывод

    

Детям предлагается определить, о каких природных ритмах идет речь в стихах:

 

Сосулька - мерзлая вода,

А появилась я когда?               (март)

 

Цветок я, с Солнцем заодно.       (день и ночь)

Я сплю, когда совсем темно.            (одуванчик)

 

На речке треснул лед - пошло!

Так значит солнышко зажгло,

Оно пригрело свысока,

И разом тронулась река.            (май)

 

Все живое и неживое на Земле подвластно Солнцу. Солнце - источник тепла.

- Что происходит  с планетой Земля и со звездой  Солнцем?

 

Земля солнышко обходит,

Ровно год уже проходит.

             (Вращение Земли вокруг Солнца)

 

Вокруг оси лишь повернется -

Для всех тепла на ней найдется.      (День и ночь)

             (Вращение Земли вокруг своей оси)

                    

IV. Закрепление  знаний

 

Учитель обращается к детям с предложением прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

       - Может ли человек повлиять  на чередование времен года? 

   - Чем прекрасно каждое время года?

   - Почему происходит смена времен года?

   - Как понимать слова "работа солнца"?

 

Прекрасное лето, прекрасная осень,

Приходит она, хотя и не просим,

Приносит богатство хлебов и ореха,

И ты, человек, каждый день ждешь успеха.

 

Прекрасна зима своими снегами,

Тепло и уют - они всегда с нами.

Мы строим жилье, зная законы,

А  в жизни зовем их просто сезоны.

За зимнею стужей весна к нам спешит,

И с юга весенняя птица летит,

И радует нас цветенье земли,

Что стужу, мороз пережить мы смогли.

И так год за годом работает солнце,

А мы на Земле смотрим в оконце.

Задача пред нами, земляне, земная:

Чтоб наша планета жила бы, родная.

 

V. Итог урока

 

В заключительной части урока необходимо еще раз сделать акцент на основное содержание дисциплины "Экология": человеку необходима природа, в которой сохранен природный баланс. Чтобы человек был здоровым, необходимо исключить те причины, которые ведут к нарушениям природного равновесия. Будет здоровая природа - будет здоров и человек как часть этой природы.

 

Есть очень хороший закон на планете:

     На ней должны жить здоровые дети,

     Цветы здесь должны постоянно цвести,

     И вовремя дождик грибной идти.

     Здесь радость должна беспрепятственно жить,

     Все люди должны счастливыми быть.

 

-Что очень важно и необходимо человеку?

-Какая  задача стоит перед человечеством?

 

VI.Домашнее задание

 

Сочини сказку или нарисуй  рисунок на тему:  "Влияние Солнца на природные  ритмы."