На главную


     Урок N 3. Тема: Растения осенью (Экскурсия)

 

Цель:

1.       Наглядно показать детям приход осени  и изменения в растительном и животном мире.

2.       Воспитывать в детях наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

1. Дети должны понять, что осенью растения готовятся к новой жизни, готовятся отдохнуть, чтобы вновь жить, цвести.

2. Один из признаков живой природы - размножение - должно стать понятным на примере семян цветка.

  3. Признак живой природы - смерть должна быть понятна, как продолжение жизни. Растение погибает, оставив семена. Значит оно живо, жизнь продолжается: из одного цветка получилось много семян, будет много растений.

Оборудование урока:

1.       Стихи об осени, которые дети подобрали, готовясь к экскурсии.

2.       Мольберты для зарисовок.

3.       Папки для сбора осенних листьев.

  Литература

1.       Где ты ходишь, осень: Сборник стихов. М.: Детская литература, 1989.

2.       Лесные хоромы. Стихи для детей. М.: Детская литература, 1990.

 

 

Ход урока

 

I.          Погружение в урок

 

Информация для учителя

      Хорошо, если экскурсия проводится  в таком месте, где можно понаблюдать за лесными жителями (белками, насекомыми, птицами) и полюбоваться открытой местностью, увидеть краски осеннего ландшафта, линию горизонта, ощутить простор и величие природы.

1.       Рассматривание цветов, трав, кустарников, деревьев

 

Дети, мы сегодня пришли сюда не случайно. Мы пришли работать и отдыхать одновременно. Мы будем  любоваться окружающей нас  осенней природой.  Природа всегда дает силы и здоровье человеку. Общение с природой вдохновляет человека на добрые дела, на творчество. Будьте внимательны, и природа откроет вам свои секреты, доверит тайны. Вы узнаете, когда природа работает и отдыхает, в чем секрет увядания осенней природы. Попробуйте отгадать как можно больше загадок, которые вам загадает осенняя природа.

Учитель читает стихи, предложив ребятам попробовать взглядом найти в окружающей природе то, о чем идет речь в стихах.

 

Посмотрите вокруг.

Воздух чист и прохладен.

Лес  - приятель и друг,

Аромат его сладок, приятен.

 

Но прохладно, и травка завяла,

Это правильно - осень настала.

Вот цветок лепестки уронил,

А ведь летом он цвел, замечательно жил.

 

Но цветочек продолжит свой путь,

Просто осенью он решил отдохнуть.

В почве он почку оставил , чтоб жизнь продолжать

А весною красавцу  цветку  не придется скучать.

 

Влажность повышена, часты дожди,

Ты подальше в лесок по тропинке иди.

Птиц еле слышно, их звуки редки,

Кое-где на полянке ты встретишь грибки.

 

Их пора отошла, но до новой  поры,

Вновь дождутся они дождя и жары.

У березы листва потерялась,

Без листвы береза осталась.

 

Но березку  родную это спасает,

Когда лютый мороз наступает.

А вот елочка вечно зеленая,

И гордится она перед кленами.

 

Что зайчишку зимою пригреет,

И зайчишка зимой уцелеет.

Он под веткой мохнатой устроится спать,

Серый волк будет долго зайчишку искать.

 

И жучки, паучки себя прячут под кору,

Они знают, что стужа наступит уж скоро.

А вот белочка скачет и нас забавляет,

Что зима на пороге, белочка знает.

 

Она много грибов и орех запасает,

А потом в своем гнездышке и отдыхает.

Ей не страшно, пусть  зима наступает,

Лес ее охраняет, лес зимой отдыхает.

 

2. Беседа по результатам наблюдений во время чтения стихотворения

 

- Что означают слова Lприрода отдыхает¦?

- Почему трава, которая осенью увядает, весной вновь зеленеет и живет?

(в  земле остается почка, которая  весной прорастет).

- Что происходит с цветком после цветения?

(появляются семена, которые весной дадут жизнь новым растениям).

- Какие растения вы сегодня видите в парке?

(подорожник, спорыш, ромашка, одуванчик.)

- Можно ли эти растения назвать лекарственными?

(учитель дополняет рассказы детей о пользе названных растений для человека).

- Как человек должен относиться к этому богатству природы?

 

- Можно ли сказать, что МАТЬ - ПРИРОДА ЗАБОТИТСЯ О ЧЕЛОВЕКЕ?

 

3. Вывод

 

Природа - заботливая мать. Человек - часть природы,  и в ней все есть для жизни человека. Человек должен быть благодарным и беречь свою мать - природу.

 

II.         Работа над темой урока

 

Читая стихотворение, учитель  как бы инсценирует свои  слова.

Все, о чем идет речь в стихотворении, дети видят наяву. Это вызывает интерес  и желание самому сочинить стихотворение об осени. Учитель обращает внимание детей на экологическую сторону происходящих явлений. Ведь в природе все взаимосвязано: животный мир и растительный мир.

С приходом осени животный и растительный мир готовится к зиме. Всё приспосабливается к природным  условиям зимы. Растения, увядая, оставляют почку в  почве, которая весной даст жизнь новому растению.

У многих растений после созревания  появляются семена. Семян бывает очень много, и растений новых будет много.  Дети рассматривают растения: подорожник, спорыш, пырей и т.д., определяя,  каким образом  растения размножаются. Обратить внимание детей на созревание семян. Попросить их объяснить данное явление. Рассмотреть собранные детьми семена растений.

Собирая  опавшие листья, дети определяют,  с какого дерева эти листья. Вспоминают о значении листопада для дерева. Говоря  о хвойных деревьях, уточняют, что хвоя  тоже опадает, но постепенно, незаметно, поскольку одни иголочки заменяются другими. Поэтому  эти деревья называют вечнозелеными.

 

1.       Пословицы и поговорки об осени

 

- Как вы понимаете эти слова:

"В СЕНТЯБРЕ И ЛИСТ НА ДЕРЕВЕ НЕ ДЕРЖИТСЯ"?

- О каком явлении в природе идет речь?         (листопад)

- О чем едет речь в этой пословице:

"ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ, А ОСЕНЬ - ХЛЕБАМИ"?

 

2. Проверка знаний

-          Для чего растению нужны семена?

-          Что такое корневище, клубень, почка?

-          Какие растения размножаются при помощи семян?

-          Какие растения, погибая, оставляют почку в земле для продолжения жизни.

 

3. Словарь

Слова: корневище, клубень, луковица, семя.

 

4. Рассматривание растений с разными видами семян

 

5. Зарисовка травы, цветов, кустарников, деревьев в период подготовки к зиме. Тема зарисовок: LОсенний пейзаж¦.

 

III.   Закрепление учебного материала

 

1. Загадки:

Дышит, растет, а ходить не может. (растение)

 Зимой и летом одним цветом. (ель)

   2. Вывод:

Все растения осенью готовятся к зиме. Признаки подготовки растений к зиме: пожелтение листьев на деревьях, листопад, увядание травы. Эти процессы происходят, потому что количество тепла уменьшается. Природа разумна.

            

3.       Установи связь:

          солнце

 

свет          тепло          смена времени года, суток

 

           жизнь

 

 4. Творческое задание:

 

Нарисуй то, что ты себе представил, когда  слушал это стихотворение.

 

LЖизнь продолжается¦ - в песне поется,

Увидеть тебе это придется.

Голубой василек семя оставил,

Сам, словно призрак, вовсе растаял.

 

Исчезли ромашки, завяла трава,

Жизнь на Земле всему голова.

С весенним лучом проснется ромашка,

И зацветает на лугах белоснежная кашка.

 

Все живо, но только в покое живет,

Солнца весеннего с радостью ждет.

Лучи обогреют, и в рост все пойдет,

И каждый цветок свое место найдет.

 

IV. Итог урока

 

- Согласны ли вы, ребята, с таким законом природы, который мы открыли сегодня на уроке:

"Закон природы понятен и ясен:

Мир наш живой и очень прекрасен!"

 

V. Домашнее задание

 

Составить пищевую цепь:

     

 Растения          животные          человек