Урок N 3. Тема: Растения осенью (Экскурсия)
Цель: 1. Наглядно показать детям приход осени и изменения в растительном и животном мире. 2. Воспитывать в детях наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе. Задачи урока: 1. Дети должны понять, что осенью растения готовятся к новой жизни, готовятся отдохнуть, чтобы вновь жить, цвести. 2. Один из признаков живой природы - размножение - должно стать понятным на примере семян цветка. 3. Признак живой природы - смерть должна быть понятна, как продолжение жизни. Растение погибает, оставив семена. Значит оно живо, жизнь продолжается: из одного цветка получилось много семян, будет много растений. Оборудование урока: 1. Стихи об осени, которые дети подобрали, готовясь к экскурсии. 2. Мольберты для зарисовок. 3. Папки для сбора осенних листьев. Литература1. Где ты ходишь, осень: Сборник стихов. М.: Детская литература, 1989. 2. Лесные хоромы. Стихи для детей. М.: Детская литература, 1990.
Ход урока
I. Погружение в урок
Информация для учителя Хорошо, если экскурсия проводится в таком месте, где можно понаблюдать за лесными жителями (белками, насекомыми, птицами) и полюбоваться открытой местностью, увидеть краски осеннего ландшафта, линию горизонта, ощутить простор и величие природы. 1. Рассматривание цветов, трав, кустарников, деревьев
Дети, мы сегодня пришли сюда не случайно. Мы пришли работать и отдыхать одновременно. Мы будем любоваться окружающей нас осенней природой. Природа всегда дает силы и здоровье человеку. Общение с природой вдохновляет человека на добрые дела, на творчество. Будьте внимательны, и природа откроет вам свои секреты, доверит тайны. Вы узнаете, когда природа работает и отдыхает, в чем секрет увядания осенней природы. Попробуйте отгадать как можно больше загадок, которые вам загадает осенняя природа. Учитель читает стихи, предложив ребятам попробовать взглядом найти в окружающей природе то, о чем идет речь в стихах.
Посмотрите вокруг. Воздух чист и прохладен. Лес - приятель и друг, Аромат его сладок, приятен.
Но прохладно, и травка завяла, Это правильно - осень настала. Вот цветок лепестки уронил, А ведь летом он цвел, замечательно жил.
Но цветочек продолжит свой путь, Просто осенью он решил отдохнуть. В почве он почку оставил , чтоб жизнь продолжать А весною красавцу цветку не придется скучать.
Влажность повышена, часты дожди, Ты подальше в лесок по тропинке иди. Птиц еле слышно, их звуки редки, Кое-где на полянке ты встретишь грибки.
Их пора отошла, но до новой поры, Вновь дождутся они дождя и жары. У березы листва потерялась, Без листвы береза осталась.
Но березку родную это спасает, Когда лютый мороз наступает. А вот елочка вечно зеленая, И гордится она перед кленами.
Что зайчишку зимою пригреет, И зайчишка зимой уцелеет. Он под веткой мохнатой устроится спать, Серый волк будет долго зайчишку искать.
И жучки, паучки себя прячут под кору, Они знают, что стужа наступит уж скоро. А вот белочка скачет и нас забавляет, Что зима на пороге, белочка знает.
Она много грибов и орех запасает, А потом в своем гнездышке и отдыхает. Ей не страшно, пусть зима наступает, Лес ее охраняет, лес зимой отдыхает.
2. Беседа по результатам наблюдений во время чтения стихотворения
- Что означают слова Lприрода отдыхает¦? - Почему трава, которая осенью увядает, весной вновь зеленеет и живет? (в земле остается почка, которая весной прорастет). - Что происходит с цветком после цветения? (появляются семена, которые весной дадут жизнь новым растениям). - Какие растения вы сегодня видите в парке? (подорожник, спорыш, ромашка, одуванчик.) - Можно ли эти растения назвать лекарственными? (учитель дополняет рассказы детей о пользе названных растений для человека). - Как человек должен относиться к этому богатству природы?
- Можно ли сказать, что МАТЬ - ПРИРОДА ЗАБОТИТСЯ О ЧЕЛОВЕКЕ?
3. Вывод
Природа - заботливая мать. Человек - часть природы, и в ней все есть для жизни человека. Человек должен быть благодарным и беречь свою мать - природу.
II. Работа над темой урока
Читая стихотворение, учитель как бы инсценирует свои слова. Все, о чем идет речь в стихотворении, дети видят наяву. Это вызывает интерес и желание самому сочинить стихотворение об осени. Учитель обращает внимание детей на экологическую сторону происходящих явлений. Ведь в природе все взаимосвязано: животный мир и растительный мир. С приходом осени животный и растительный мир готовится к зиме. Всё приспосабливается к природным условиям зимы. Растения, увядая, оставляют почку в почве, которая весной даст жизнь новому растению. У многих растений после созревания появляются семена. Семян бывает очень много, и растений новых будет много. Дети рассматривают растения: подорожник, спорыш, пырей и т.д., определяя, каким образом растения размножаются. Обратить внимание детей на созревание семян. Попросить их объяснить данное явление. Рассмотреть собранные детьми семена растений. Собирая опавшие листья, дети определяют, с какого дерева эти листья. Вспоминают о значении листопада для дерева. Говоря о хвойных деревьях, уточняют, что хвоя тоже опадает, но постепенно, незаметно, поскольку одни иголочки заменяются другими. Поэтому эти деревья называют вечнозелеными.
1. Пословицы и поговорки об осени
- Как вы понимаете эти слова: "В СЕНТЯБРЕ И ЛИСТ НА ДЕРЕВЕ НЕ ДЕРЖИТСЯ"? - О каком явлении в природе идет речь? (листопад) - О чем едет речь в этой пословице: "ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ, А ОСЕНЬ - ХЛЕБАМИ"?
2. Проверка знаний - Для чего растению нужны семена? - Что такое корневище, клубень, почка? - Какие растения размножаются при помощи семян? - Какие растения, погибая, оставляют почку в земле для продолжения жизни.
3. Словарь Слова: корневище, клубень, луковица, семя.
4. Рассматривание растений с разными видами семян
5. Зарисовка травы, цветов, кустарников, деревьев в период подготовки к зиме. Тема зарисовок: LОсенний пейзаж¦.
III. Закрепление учебного материала
1. Загадки: Дышит, растет, а ходить не может. (растение) Зимой и летом одним цветом. (ель) 2. Вывод: Все растения осенью готовятся к зиме. Признаки подготовки растений к зиме: пожелтение листьев на деревьях, листопад, увядание травы. Эти процессы происходят, потому что количество тепла уменьшается. Природа разумна.
3. Установи связь: солнце
свет тепло смена времени года, суток
жизнь
4. Творческое задание:
Нарисуй то, что ты себе представил, когда слушал это стихотворение.
LЖизнь продолжается¦ - в песне поется, Увидеть тебе это придется. Голубой василек семя оставил, Сам, словно призрак, вовсе растаял.
Исчезли ромашки, завяла трава, Жизнь на Земле всему голова. С весенним лучом проснется ромашка, И зацветает на лугах белоснежная кашка.
Все живо, но только в покое живет, Солнца весеннего с радостью ждет. Лучи обогреют, и в рост все пойдет, И каждый цветок свое место найдет.
IV. Итог урока
- Согласны ли вы, ребята, с таким законом природы, который мы открыли сегодня на уроке: "Закон природы понятен и ясен: Мир наш живой и очень прекрасен!"
V. Домашнее задание
Составить пищевую цепь:
Растения животные человек
|