На главную


Урок N 6. Тема: Занятия людей осенью

 

Цель:

1. Помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе.

2. Рассмотреть взаимосвязь сезонных изменений и их влияния на жизнь и труд людей в разные периоды осени.

 

Оборудование:

календарь осенних явлений;

рисунки с изображением осенних  работ на полях, огородах, в саду, на улице города;

рисунки осени в определенной последовательности.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

I. Работа над темой урока

 

- О каком времени года пишет Тютчев:       

Пустеет воздух, птиц на слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

- Когда можно сказать, что осень наступила? (назвать характерные признаки)

- А когда осень приходит к нам в Томск?

- Могут ли изменяться календарные сроки прихода осени?

- От чего это зависит?

- А сезонные изменения могут ли поменять свой порядок?

- Вы знаете о том, что фенологи условно делят осень на 3 периода.

- Вспомните признаки ранней осени и назовите их по порядку, чтобы получилась взаимосвязь.

а) Солнце на небе опускается ниже, не так сильно греет. Влияет ли это на продолжительность дня и ночи?

б) По каким признакам можно определить, что солнце стало меньше греть? (понижается температура воздуха, ночи холоднее, дожди холоднее, первые заморозки)

в) Начинают исчезать насекомые, улетают на Юг первые птицы.

г) У деревьев и кустарников желтеют листья. Почему?

- Подумайте, какие из этих явлений повлияли на жизнь и труд людей в ранний период осени?

- Повлияло ли похолодание на внешний вид человека?

- Какой труд можно наблюдать в ранний период осени на улицах города?

- Какой труд можно наблюдать в ранний период осени в деревнях и селах?

Учитель проводит беседу о заботах земледельцев и огородников (уборка урожая).

- По каким признакам можно определить начало следующего периода осени?

- Почему лиственные деревья отбрасывают листву?

-          Что же такое листопад? (подготовка растений к зиме).

 

II. Закрепление учебного материала

 

Продолжается уборка урожая на полях, в садах и огородах. Все нужно не только убрать, но и позаботиться о сохранении собранного. Нужно ведь получить хлеб, сахар, растительное масло, нужно сохранить картофель, овощи, ягоды, фрукты. Нужно собрать и дары природы: ягоды, грибы, орехи. Ими так богата наша сибирская земля! Нужно собрать и дикорастущие травы: витаминные, съедобные, лекарственные (рассказы детей об использовании природных даров). Знание природы и жизненный опыт выливались в пословицы и поговорки, которые приобретали второй смысл.

 

III. Работа над пословицами

 

Время дороже золота.

Жнут поле в пору.

Осенью и у кошки пиры.

Хлеб убирают - на небо взирают.

Вяжи воз - вой, а поедешь - песни пой.

 

IV. Проверка знаний

 

- Какие работы ждут человека в осенний период в садах и парках?

- А какие работы проводят на улицах города?

- Подумайте, надо ли убирать опавшую листву из-под деревьев, сжигать ее?

- Почему нельзя? (в листве обитают различные микроорганизмы, она утепляет корни деревьев и трав, а дым загрязняет воздух).

- Влияет ли этот период осени на внешний вид человека?

- Когда наступает период поздней осени?  Назовите его признаки.

- Что поздней осенью происходит в полях, огородах, садах?

- Чем же в этот период занят человек?

(Заботится о запасах топлива на зиму, утепляет свое жилище: заклеивает и конопатит окна, заваливает завалинки. Запасает корм для домашних животных. Готовит зимнюю одежду и обувь).

 

V. Забота о здоровье человека

 

Учитель обсуждает с ребятами вопросы:

- Как человек должен предохранить свой организм от простуды?

- Как надо закаляться?

 

VI. Итог урока

 

- Какие периоды осени описывают поэты? Дайте обоснованный ответ.

 

1)         Лес задумчивый овеян голубою дымкою,

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья кленов пестрой стайкой

Тихо-тихо падают,

От реки притихшей веет

Легкою прохладою.

Молчаливые тропинки

В даль уходят синюю,

Над лесами пролетают стаи журавлиные.

                     А. Плещеев

 

2)         Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны-темны ночи.

             А. Плещеев

 

- Можно ли приход осени считать законом природы? Почему?

- Может ли человек повлиять на него?

Вывод: Человек не может повлиять на законы природы. Он частичка природы, которая подчиняется ее законам. А природа по-своему распоряжается работой и жизнью людей.