На главную


Урок N 2. Тема: Животные зимой

 

 

Цель:

1. Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой;

как зимуют дикие звери.

2. Показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой.

Оборудование урока:

   1. Рисунки  (зяблик, дятел, ворон, тетерев, клест, чиж, синица, снегирь,

белка, заяц, хомяк, крот, медведь, летучая мышь).

   2. Композиции из многих видов животных.

   3. Таблица <Зимующие птицы>.

   4. Запись музыки П. И. Чайковского <Времена года. Зима>

 

                     Ход урока

I.         Вводная беседа

 

1. Стихотворение-загадка:

Идет она, красивая,

По полю бело-синему.

Кружит она снега.

А вслед за ней метелица

Бежит и ровно стелится,

Поет, как красна девица,

Рычит, как зверь, она:

- По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме?

-         Как изменилась погода с наступлением зимы? Какая сегодня погода? - С чем связаны эти изменения в природе?

(Изменения в природе происходят в связи с изменением температуры, в связи с наличием малого количества тепла).

-         Есть ли на растениях плоды и семена?

(Их стало мало, но вместо опавших листьев на ветках деревьев и кустарников сохранились почки).

- Почему многие птицы осенью улетают в южные края?

(зимой для них нет корма)

-         Каких птиц можно встретить сейчас в наших краях?

(Воробьев, ворон, сорок, синиц, дятлов, клестов и других).

- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

Дети рассматривают таблицу <Зимующие птицы>, объясняют,  почему они изображены на таблице около жилья человека? (в поисках корма:)

- Что вы можете рассказать о своих наблюдениях за этими птицами?

- Почему эти птицы не улетают в зимнее время в теплые страны, чем они питаются, где находят себе корм, как спасаются от непогоды?

На эти вопросы нам сегодня поможет ответить путешествие, которое мы совершим в зимний лес.

 

II. Работа над темой урока

 

1. Музыкальный момент

 

Слышите: (звучит запись музыки <Времена года. Зима>)

Давайте послушаем, о чем говорят птицы.

 

2. Сценка <Зяблик и дятел>

 

-         Уж больно бережешь ты, Дятел, свой нос. Все о сучки его чистишь!

-         Мне, Зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь - носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом.

-         Ох, Дятел, и стукотливая у тебя жизнь! Все носом да носом - того гляди без носа останешься!

 

-   Почему дятел не улетает на зиму?

-         Почему его называют санитаром леса?

-         Какую роль в жизни дятла играет клюв?

 

А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.

-         Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

-         Да нет, Чижик, это я радуюсь!

-         Нашел время радоваться.

-         Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши:

-         В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

-         Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!

 

- Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде - малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

Значит, зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.

 

3. Сценка <Ворон и тетерев>

-          Что, Ворон, холодно?

-          Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: Вовсе закоченеешь.

А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег - бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадешься!

 

Как тетерев переносит непогоду?

Какие еще животные прячутся под снег?

(Полевые и лесные мыши, куропатки, заяц в сильный мороз тоже прячутся в снег).

Почему животные прячутся в снегу, снег ведь не может греть?

(Дело в том, что в рыхлом снегу, между снежинками находится воздух, а воздух, как нам уже известно, плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе, а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают звери и птицы. Вот они и прячутся под снег).

А вот и берлога, что там за шум. Давайте послушаем:

 

     4. Сценка <Сорока и Медведь>

 

-         Эй, Медведь, спишь, что ли?

-         Хррр: Уснешь с такой: Чего тебе, стрекотуха?

-         Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну, заяц-беляк, ну птица-глухарь - это понятно. А вот Медведь:  Ну что такое Медведь?

-         Охо-хо! Бестолковая ты птица. <Медведь> - значит <мед ведающий>, знаю, где мед в лесу спрятан, потому и Медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю. И будто бы: Хррр, хррр.

 

Почему медведь зимой спит? Медвежьего корма зимой в лесу нет:  Какие еще звери впадают в спячку? Спит барсук в своей норе. Как и медведь, живет в это время за счет жира, который накопил в своем теле еще летом и осенью. Но барсук, в отличие от медведя, иногда просыпается, поест что-нибудь из своих запасов и снова засыпает.

А какие животные делают запасы на зиму?

 

     5. Сценка <Синица и Белка>

 

-         Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?

-         Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.

-         А чем же ты кормишься?

-         А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь

 

- Как зимует Белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?

А вот еще чей-то храп раздается.

    

     6. Сценка <Хомяк и Крот>

 

-         Хр-р-хр-р-р: Хр-р-р-хр-р-р:

-         Пуф-пуфф: Пуф-пуф:

-         Хр-р-р: Ай, кто здесь?

-         Пуфф: Это я, Крот. А ты кто?

-         Еще спрашивает: <Кто, кто?> Хомяк я, вот кто! Чего ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?

-         Пуфф-пуф: Да я нечаянно: Уморился, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрятались. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда червяка заморишь:

-         А ты делай, как я! На зиму - спаленка, рядом со спаленкой - кладовочка. Поел - поспал, поспал - поел, и за семь верст ходить не надобно!

 

- Какие еще звери запасают корм на зиму? (Сообщения учащихся)

-         Ребята, а это чьи следы на поляне? Давайте послушаем, о чем заяц беседует со снегирем. (Сценка)

 

7. Сценка "Заяц и Снегирь"

 

-         Заяц белый, куда бегал?

-         На деревню.

-         Для чего?

-         Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.

-         И нашел?

-         Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие.

-         А теперь ты куда?

-         Осинку глодать.

-         Да она, поди, горькая?

-         Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, - куда как сладка осинка покажется!

 

- Чем питается заяц зимой? (Веточками деревьев, гложет кору с их стеблей).

- Какие еще звери ведут активный образ жизни? (Сообщения учащихся)

- Послушав разговоры животных зимой, какой вывод можно сделать?

(Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как птиц, зимой подкармливают).

- Что способствовало изменению жизни животных в зимнее время?

(С приходом зимы изменилась неживая природа. Начались холода, нередко термометр показывает низкую температуру воздуха, везде лежит снег, небо часто покрыто сплошными облаками. Эти изменения в неживой природе повлияли на состояние растений: травы оказались под снегом, без лиственного убора стоят деревья и кустарники. В зависимости от этих изменений, другой стала и жизнь животных).

 

     8. Самостоятельная работа

 

Составление схематической зависимости "ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ"

 

 

III. Закрепление учебного материала

 

А сейчас я прочту вам рассказ-загадку <Зимний день>. Ваша задача - внимательно прослушав, отметить ошибки и объяснить, прочему так не бывает. За правильный ответ - жетон.

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье: мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр. За окном - 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброды положить в рюкзак - и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в девять.

  Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? <Это, наверное, следы ежа>, - сказал Петя. <Нет, это не ежик пробежал, а суслик>, - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега.

  Решили отдохнуть под большим дубом. <Что-то не видно белок>, - сказала Маша. <А ты, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?> - ответил ей Петя.

  Где-то сверху доносился равномерный стук - это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.

  Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петя и это знал: <Это сойка!>. Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. <Наверное, это волк ловил мышей в сене>, - сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

-         Какие ошибки нашли в рассказе?

А) Скворцы - перелетные птицы, зимой их не бывает.

В) Ежи и суслики зимой впадают в спячку.

В) Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.

Г) Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.

   Д) Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.

Е) <Мышкует> в сене не волк, а лисица.

 

     Подсчитаем количество жетонов (1, 2, 3 место)

Те ошибки, которые школьники не заметили, после окончания чтения объясняются учителем.

 

 

     IV. Домашнее задание

 

Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, о животных и птицах зимой.

     Пример:

Белый по белому бежит. Где пробежит, там и напишет. (Заяц в лесу).

Зимой спит, летом ходит (Медведь).

Хитрая, рыжая, быстро бежит, по следам догоняет добычу (Лиса).

 

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут!      (Снегирь).