На главную


Урок N 1. Тема: Фенологические признаки зимы

 

Цель:

Отметить характерные признаки зимы в природе;

учить видеть красоту зимней природы,

красоту зимы, описанную поэтами в стихах.

Оборудование:

   Доска: рисунки, на которых изображены деревья и кустарники без листьев; хвойные деревья; следы на снегу; заяц, грызущий осину; тетерева на березе; куропатки в кустарнике тянутся к почкам.

   Загадка:     Снег на полях,

             Лед на реках,

             Ветер гуляет.

             Когда это бывает?

 

                Ход урока

 

I. Вводная беседа

 

Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме, о характерных признаках, по которым мы определяем наступление этого времени года.

Когда зима приходит в наши края?

(Зима приходит в Томск 28 октября).

В этот день снег ложится на землю, и приходят настоящие морозы. Началу зимы соответствует среднесуточная температура   - 5 0С. А на севере Томской области зима приходит на 4 дня раньше - 23 октября.

Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский:

     Здравствуй, в белом сарафане

     Из серебряной парчи!

     На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи -

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

- Как он называет зиму?

-         Что изменилось в природе с ее приходом?

 

II. Работа над темой урока

 

1. Коллективная работа

Отвечая на вопросы учителя, дети выявляют основные признаки наступления зимнего времени года. Заполняется приведенная ниже таблица. Учитель показывает порядок ее оформления на доске, учащиеся работают в тетрадях.

 

     ПРИЗНАКИ ЗИМЫ:

      ИХ ПРИЧИНЫ:

1. Стало холодно.

 Низкая температура воздуха, мало солнечного тепла.

2. Постоянный снеговой покров.

Низкая температура воздуха.

3. Замерзание почвы и водоемов.

Низкая температура воздуха.

4. Дни короткие, ночи длинные.

Солнце светит меньше по времени.

5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.

Нет пищи, холодно, насекомые в спячке.

6. Растения спят

Мало солнечного тепла, температура низкая.

7. Некоторые животные меняют окраску

Маскировка

 

2. Закрепление учебного материала

 

Обсуждаются вопросы:

      - Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?

     - Погода стала только морозной?

     - Бывают ли зимой потепления?

     - Как они называются?

 

3. Словарь:

Оттепель - это кратковременное потепление зимой, но они не изменяют зимнего пейзажа.

Изморозь - белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев.

     Чтобы подвести ребят к пониманию слова "изморозь", можно задать им ряд вопросов:

- Какое небо зимой?

(На небе теперь только зимние облака. Красивых кучевых облаков не небе не увидишь).

- Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями?

(Зимой осадки выпадают только твердые: снег, крупа, изморозь).

 

2.       Фенологические наблюдения

 

-   Что произошло с почвой зимой?

-         Какие изменения произошли с водой в водоемах?

-         Какова продолжительность дня и ночи?

-   А как зимой изменилась жизнь животных?

   (Стало намного меньше птиц, нет вовсе насекомых. Некоторые животные одели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка - серой).

 

          Озябли пташки малые,

          Голодные, усталые

          И жмутся поплотней...

                     С.А. Есенин

 

- Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов?

(Все растения спят, или, как говорят ботаники, они находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку березы или тополя и поставить в воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит).

     - Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы?

 

     (Изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры, в связи с наличием малого количества солнечного тепла).

- Какую экологическую цепочку можно построить:

"Солнце - температура - снег"... (установить зависимость)

 

     Можно с уверенностью сказать, что зима - это волшебное время года. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал о ней так:

Под голубыми небесами

          Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

     А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопрос, какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму?

     Чтение стихов учащимися.

     Ф.И.Тютчев:

                  Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

       С.А Есенин:

                  Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна...

 

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка...

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна...

    

     Словарь: Метель - сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежащий на земле.

 

     - Как ведут себя зима и метелица?

     - А знаете ли вы, какой у зимы дом?

     Послушайте.

          (LВремена года¦ с. 32)

 

     Зима в наши края приходит в конце октября. А с какого месяца начинается календарная зима?

     Название этого месяца родственно со словом дециметр.

     Что же общего у календарного месяца и меры длины?

     (Оба эти слова образованы от латинского слова Lдецим¦, что означает L10¦. Дециметр - 1/10 часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название месяца сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году).

       В древние века декабрь на Руси называли Lстуднем¦, в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено (холодно).

 

- Какие половицы, поговорки, загадки о зиме вы приготовили?

(Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает.

Мороз железо рвет и на лету птицу бьет.

Скатерть бела, весь свет одела).

 

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег - это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким темным и мрачным, как поздней осенью.

Учащиеся рассматривают иллюстрации на доске.

Какие бывают снегопады?

Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается около преград - домов, деревьев, камней и т. п. и наметает сугробы. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью. (Вспомните стихотворение Есенина...).

В словарь заносятся слова: снегопад, сугроб.

 

III. Домашнее задание

 

На следующем уроке мы будем говорить о снежном покрове. Задание на дом будет следующим:

1. Продолжить наблюдать за погодой, наблюдать за снегом, каким он бывает в морозную погоду и оттепель.

2. После метели обратите внимание на то, в каких местах намело сугробы. Объясните свои наблюдения.

 

IV. Итог

 

- О каких признаках наступления зимы мы говорили?

- С чем связаны все эти изменения в природе?

     В тетради составить схему:

 

 

Информация для учителя

 

В уроке используются отрывки из стихотворений:

 

          Мороз в окно глядит и дышит,

И на стекле узоры пишет,

А против мерзлого окна,

Дыханьем дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана

Стоит кудрявая береза.

                  С. Дрожжин

 

Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело.

                  С. Михалков

 

 

Ходим в шубах и ушанках,

С гор катаемся на санках.

                  Н. Френкель

 

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

                          А.С. Пушкин