На главную


Урок N 1. Тема: Фенологические признаки осени

 

Цель:

Сформировать понятие о календарной  и фенологической осени.

Задачи:

1.       Выработка умения наблюдать за природой.

2.       Учить детей вести записи  в тетради для наблюдений.

3.       Научить детей пользоваться экологическим словарем.

 

Информация для учителя:

Уроку предшествует экскурсия в школьный парк, где дети часто бывают. Это позволит увидеть те изменения в природе, которые происходят  с наступлением осени.

По-видимому,  нужно считать началом осени тот момент, когда природа полностью перестроилась на осенний лад:

-температура понижается;

-короче становится день;

-на небе часто можно видеть слоистые облака;

-низкая облачность;

-появление полностью пожелтевших берез.

 

Ход  урока

 

I.          Погружение в урок

 

  1. Чтение стихотворения об осени, которая затянулась:

        В тот год осенняя погода

        Стояла долго на дворе,

       Зимы ждала, ждала природа,

       Снег выпал только в январе...

 

     Учитель выясняет следующие вопросы, подталкивая детей к выводам о сроках календарной и фенологической осени:

- О каких временах года идет речь?

- Какое время года задержалось дольше обычного?

- Какое время года долго не наступало?

- Какое время года показывал календарь, а снега все не было?

-         Как вы думаете, в этот год календарная осень прошла?

-         А какая осень была на дворе?  (Фенологическая осень была дольше, чем обычно. По календарю была зима, а погоду люди наблюдали осеннюю.)

 

2. Объяснение значения новых слов:

Осень календарная; осень фенологическая.

Календарная осень - 1 сентября. Это дата , которая есть в календаре.

Сентябрь - первый осенний месяц. Второй -октябрь, третий -ноябрь.

Фенологическая осень - 11 сентября в Томске. Осень, которую фиксируют фенологи, руководствуясь своими наблюдениями за явлениями, которые происходят в природе.

 

II. Обучение навыкам вести наблюдения за явлениями в природе

 

1.         Какие из перечисленных явлений мы можем наблюдать в осенний период?

 

(Ключевые слова: тепло чередуется с холодом,  желтые листочки, ночи длиннее, день короче, созрели семена, засохла трава, сбор урожая, улетающие птицы, меньше насекомых, заморозки, иней, холодные дожди, желтые березы и осины, листопад, предзимье).

Учитель должен на доступных примерах научить детей увидеть самое главное и необходимое для характеристики исследуемого времени года - осени. Учащиеся должны усвоить, что приметы осени нужно записывать последовательно - от желтых листьев до предзимья.

 

2.       Выполнение творческого задания

 

Раскрой тайну этой связи:

 

СОЛНЦЕ - ПОГОДА - ЛИСТОПАД.

(Осень - переход от жаркого лета к холодной зиме).

 

Ш. Работа по учебнику

 

1.Чтение стихотворения LПоклонение осени¦.

 

2. Беседа по содержанию прочитанного

 

- Как понимаете слова: ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ, ЛИСТОПАД, БАГРОВЫЙ.

- Когда так говорят?

- За что  автор стихотворения благодарит осень?

- Как автор стихотворения относится к природе?

- Как ты понимаешь слова "ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ"?

 

3.  Проверка знаний

 

-Почему осенью холоднее, чем летом?

-Почему времена года сменяют друг друга?

-Когда бывает день осеннего равноденствия?

-Что ты знаешь об этом дне?

-Какая связь между  СОЛНЦЕМ и ЛИСТОПАДОМ?

 

4.       Приметы осени

Жирные зайцы осенью - к холодной зиме.

Муравьи наращивают муравьиные кучи - к суровой зиме.

Большой урожай рябины - к морозам зимой.

5.       Рассмотрение связей в  цепочке "погода - насекомые - ласточки"

-Почему ласточки позже всех прилетают и раньше всех улетают?

 

IV. Календарь осенних явлений

 

Первые желтые листочки у березы - 15 августа.

Полностью пожелтевшие березы - 11 сентября.

Начало золотой осени - 25 сентября.

У березы кончился листопад - 9 октября.

Замечено, что желтую листву однажды, в один миг срывает поднявшийся ветер. Этот ветер называют ЛИСТОДЕР.

 

V. Для чего необходимо наблюдать за природой?

 

Природа прекрасная, разнообразная,

Погода бывает пасмурная и ясная.

Вчера у березки зеленый был лист,

Сегодня он желтенький, ярок и чист.

 

Вот тополь усыпан желтой листвой,

Подул ветерок, лист унес за собой.

Вот иней на землю упал серебром,

Растения покрыл, травку и дом.

 

Люблю наблюдать я красоты природы,

Замечу особый характер погоды.

Живу я Сибири, в таежном краю,

И очень люблю я природу свою.

 

VI. Домашнее задние:

 

1.        Нарисуй самый главный признак золотой осени.

2.       Используя свои наблюдения, напиши рассказ о нашей  любимой березе в школьном парке.

3. Установи связь: опавший лист - насекомые - почва - растение.

 

Лист опавший шелестит,

Словно тихо говорит:

-Землю я собой закрою,

Не замерзла чтоб зимою,

А букашки, что  летали,

Под моей перинкой спали.

 

VII. Итог урока

 

Как и при завершении каждого урока экологии, учитель подводит детей к мысли, что  Законы природы мудры.

 

     Даже лист, что опадает

     Пользу почве принесет.

     Корни дерева укроет:

     Им тепло, пусть вьюга воет,

     Не нарушим почвы слой,

 Мы экологи с тобой.