На главную


Урок N 2. Тема: Погода осенью

 

Цель:

1. Познакомить детей  с особенностями осенней погоды.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3. Воспитывать чувство прекрасного в ходе наблюдений за явлениями в природе.

Задачи урока:

1. Научить детей в практической деятельности (ведение дневника, запись в тетради) отражать свои наблюдения за явлениями в природе.

2. Научить детей понимать и чувствовать природу,  осознавать себя частью природы.

Оборудование:

Картина LЗолотая осень¦, детские книжки  LВремена года¦.

Доска:

"Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет".

Литература

1. Экология: Детская энциклопедия. М., 1997.

2. Корчагина В.А. Ботаника. М.: Просвещение, 1980.

 

 

Ход   урока

 

I.          Погружение в урок

 

Дети рассматривают картину LЗолотая осень¦, вспоминают экскурсию в школьный парк, читают характеристику осени на доске и составляют рассказ о таком природном явлении, как листопад. Объясняют роль солнца  в этом явлении. Отвечают на вопросы:

- Почему стало холодно, особенно ночью и утром?

- Почему день стал короче, а  ночь длиннее?

-         Какие  процессы, вызывающие листопад, происходят  с деревьями?

 

II.         Проверка домашнего задания

 

Дети говорят о роли  опавшего листа в образовании плодородного слоя почвы.

Учащиеся должны понимать, что процесс образования почвы длительный и очень важный. Из дополнительной литературы дети  вместе с учителем узнают, сколько потребовалось лет Земле, чтобы на ней образовался ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ. Можно разобрать слово по составу и объяснить  его  лексическое значение при помощи морфологии.

1.       Роль опавшего листа.

2.       Образование почвы, плодородного слоя.

3.       Понятие "плодородный слой почвы".

 

Информация для учителя

 

Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Если в почве выкопать ямку глубиной 50-60 см и одну из стенок сделать отвесной, то можно увидеть слои почвы. Верхний слой более темной окраски пронизан корнями растений. Кроме корней, в верхнем слое встречаются отмершие части растений, остатки дождевых червей, насекомых и других животных. Все эти растительные и животные остатки под влиянием микроорганизмов разлагаются и образуют новые вещества, составляющие перегной. От перегноя зависит темная окраска верхнего слоя почвы. Количество перегноя во многом определяет плодородие почвы. Почвенный слой невелик, в г.Томске и его окрестностях его толщина около 20 см. Под почвой обычно  залегают песок, глина и камни.

 

4.       Расскажи о листопаде

 

ЛИСТОПАД ...

                  освободил дерево для отдыха

                  улучшил структуру почвы

                  удобрил почву

                  спас от замерзания насекомых

Дети составляют предложения о листопаде, раскрывают его значение для природы.

 

III.       Погода осенью. Осень в наших краях

 

1.       Обзор фенологических наблюдений

 

Дети рассказывают о своих каждодневных наблюдениях за осенним небом, за изменениями температуры. Учитель помогает детям определить средний уровень температуры за прошедшую неделю. В  речи учащихся появляются такие слова, как ОБЛАЧНОСТЬ, НИЗКАЯ ОБЛАЧНОСТЬ, СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА (кучевые облака  бывают летом).

Дается характеристика   осенней погоды: ПАСМУРНАЯ, ЯСНАЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ПРОХЛАДНАЯ, ВЕТРЕНАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЕПЛАЯ.

Обсуждаются изменения в живой природе.  Дети отмечают, что птиц стало меньше, не слышно их пения. Лягушки прячутся в укромные места на суше. Насекомые готовятся  к зимней спячке,  забиваясь в расщелины деревьев, укромные уголки, чтобы пережить холодную зиму.

Особое внимание уделяется особенностям  текущего года. Учитель помогает детям сделать сравнительный анализ погоды нынешней осени и прошлогодней. Дети отмечают, что в этом году погода холоднее (теплее). Для осени характерна резкая смена температур. Тепло  резко может прийти на смену холода и наоборот. В этом году было дождливое лето и очень дождливая осень. Это осложняет уборку урожая в нашей области. Дети это узнают, слушая сообщения по радио и телевидению.

Данная работа помогает учителю развивать интерес детей  к родному краю, знакомит с особенностями сельскохозяйственных районов Томской области.

 

2.       Работа над содержанием стихотворений А.Н. Плещеева и

Ф.И. Тютчева (учебник)

 

-Какое название вы дали бы этим строчкам?

-Как понимаете  слова: луг , озимь,  поле?

-Как  вы себе представляете такие явления природы:

"Туча небо кроет"?  "Дождик моросит"? "День хрустальный"?

-Приходилось ли вам наблюдать то, о чем авторы стихов говорят?

 

3. Словарь

 

погода ,  заморозок,     иней

 

Учитель с детьми работает над пониманием новых слов и выясняет, насколько дети наблюдательны. Знания, полученные в  1 классе, и жизненный опыт детей помогут расширить их познания о явлениях природы, повысят интерес к учебе. Главная мысль на всех этапах урока: Lумей смотреть и видеть¦.

 

4. Проверка знаний

 

- Почему осенние дни коротки?

- Что такое Lбабье лето¦?

- Когда в наших краях начинается осень?

- По какому признаку определяют, что осень началась?

- По какому признаку определяют, что осень окончилась?

- Отчего так говорят:

"Осенью - ложка воды, бочки грязи.

Летом - бочка воды, ложка грязи"?

 

Приметы осенней погоды

Если осень ненастная - весна будет дождливая.

Теплая осень - к долгой зиме.

Закон природы: осенняя погода - причина осенних явлений в природе.

 

Самостоятельная работа:

Определите, какая здесь связь: "температура - осадки - солнце"?

Высокая температура - большое испарение

Низкая температура - меньше испарение.

Тепло - идет дождь.

Холодно - идет снег. Так происходит обычно,  но бывают и исключения, например, такое  явление, как дождь в январе.

 

IV.  Заключение

 

Учитель читает стихотворение, а дети, слушая, готовятся к ответам на вопросы:

- О каких повторениях идет речь?

- Что значит любить природу?

- Что означают слова: LУ природы нет плохой погоды...¦

 

Меняется все в этом мире,

Но вновь повторяется, вновь...

И реки становятся шире,

И верят все люди в любовь.

 

Любить нужно землю родную,

Хоть дождь, хоть тепло, иль прохлада.

Я листья полыни целую,

И большего счастья не надо.

 

Любовью мы живы, земляне!

В густом ли лесу, на поляне,

Любите живое, с любовью живите,

Получите в жизни то, что хотите.

 

V.     Домашнее задание

 

Наблюдай: - за небом,

-за изменениями температуры,

-за  поведением насекомых в период Lбабьего лета¦,

-за растениями и оформляй наблюдения в тетради.

 

 

 

VI. Итог урока

 

Закон природы:

     Человек, ты не царь,

Ты - частица!

Пусть любовью к земле

Твое сердце искрится!