Урок N 2. Тема: Погода осенью
Цель: 1. Познакомить детей с особенностями осенней погоды. 2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 3. Воспитывать чувство прекрасного в ходе наблюдений за явлениями в природе. Задачи урока: 1. Научить детей в практической деятельности (ведение дневника, запись в тетради) отражать свои наблюдения за явлениями в природе. 2. Научить детей понимать и чувствовать природу, осознавать себя частью природы. Оборудование: Картина LЗолотая осень¦, детские книжки LВремена года¦. Доска: "Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет". Литература1. Экология: Детская энциклопедия. М., 1997. 2. Корчагина В.А. Ботаника. М.: Просвещение, 1980.
Ход урока
I. Погружение в урок
Дети рассматривают картину LЗолотая осень¦, вспоминают экскурсию в школьный парк, читают характеристику осени на доске и составляют рассказ о таком природном явлении, как листопад. Объясняют роль солнца в этом явлении. Отвечают на вопросы: - Почему стало холодно, особенно ночью и утром? - Почему день стал короче, а ночь длиннее? - Какие процессы, вызывающие листопад, происходят с деревьями?
II. Проверка домашнего задания
Дети говорят о роли опавшего листа в образовании плодородного слоя почвы. Учащиеся должны понимать, что процесс образования почвы длительный и очень важный. Из дополнительной литературы дети вместе с учителем узнают, сколько потребовалось лет Земле, чтобы на ней образовался ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ. Можно разобрать слово по составу и объяснить его лексическое значение при помощи морфологии. 1. Роль опавшего листа. 2. Образование почвы, плодородного слоя. 3. Понятие "плодородный слой почвы".
Информация для учителя
Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Если в почве выкопать ямку глубиной 50-60 см и одну из стенок сделать отвесной, то можно увидеть слои почвы. Верхний слой более темной окраски пронизан корнями растений. Кроме корней, в верхнем слое встречаются отмершие части растений, остатки дождевых червей, насекомых и других животных. Все эти растительные и животные остатки под влиянием микроорганизмов разлагаются и образуют новые вещества, составляющие перегной. От перегноя зависит темная окраска верхнего слоя почвы. Количество перегноя во многом определяет плодородие почвы. Почвенный слой невелик, в г.Томске и его окрестностях его толщина около 20 см. Под почвой обычно залегают песок, глина и камни.
4. Расскажи о листопаде
ЛИСТОПАД ... освободил дерево для отдыха улучшил структуру почвы удобрил почву спас от замерзания насекомых Дети составляют предложения о листопаде, раскрывают его значение для природы.
III. Погода осенью. Осень в наших краях
1. Обзор фенологических наблюдений
Дети рассказывают о своих каждодневных наблюдениях за осенним небом, за изменениями температуры. Учитель помогает детям определить средний уровень температуры за прошедшую неделю. В речи учащихся появляются такие слова, как ОБЛАЧНОСТЬ, НИЗКАЯ ОБЛАЧНОСТЬ, СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА (кучевые облака бывают летом). Дается характеристика осенней погоды: ПАСМУРНАЯ, ЯСНАЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ПРОХЛАДНАЯ, ВЕТРЕНАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЕПЛАЯ. Обсуждаются изменения в живой природе. Дети отмечают, что птиц стало меньше, не слышно их пения. Лягушки прячутся в укромные места на суше. Насекомые готовятся к зимней спячке, забиваясь в расщелины деревьев, укромные уголки, чтобы пережить холодную зиму. Особое внимание уделяется особенностям текущего года. Учитель помогает детям сделать сравнительный анализ погоды нынешней осени и прошлогодней. Дети отмечают, что в этом году погода холоднее (теплее). Для осени характерна резкая смена температур. Тепло резко может прийти на смену холода и наоборот. В этом году было дождливое лето и очень дождливая осень. Это осложняет уборку урожая в нашей области. Дети это узнают, слушая сообщения по радио и телевидению. Данная работа помогает учителю развивать интерес детей к родному краю, знакомит с особенностями сельскохозяйственных районов Томской области.
2. Работа над содержанием стихотворений А.Н. Плещеева и Ф.И. Тютчева (учебник)
-Какое название вы дали бы этим строчкам? -Как понимаете слова: луг , озимь, поле? -Как вы себе представляете такие явления природы: "Туча небо кроет"? "Дождик моросит"? "День хрустальный"? -Приходилось ли вам наблюдать то, о чем авторы стихов говорят?
3. Словарь
погода , заморозок, иней
Учитель с детьми работает над пониманием новых слов и выясняет, насколько дети наблюдательны. Знания, полученные в 1 классе, и жизненный опыт детей помогут расширить их познания о явлениях природы, повысят интерес к учебе. Главная мысль на всех этапах урока: Lумей смотреть и видеть¦.
4. Проверка знаний
- Почему осенние дни коротки? - Что такое Lбабье лето¦? - Когда в наших краях начинается осень? - По какому признаку определяют, что осень началась? - По какому признаку определяют, что осень окончилась? - Отчего так говорят: "Осенью - ложка воды, бочки грязи. Летом - бочка воды, ложка грязи"?
Приметы осенней погоды Если осень ненастная - весна будет дождливая. Теплая осень - к долгой зиме. Закон природы: осенняя погода - причина осенних явлений в природе.
Самостоятельная работа: Определите, какая здесь связь: "температура - осадки - солнце"? Высокая температура - большое испарение Низкая температура - меньше испарение. Тепло - идет дождь. Холодно - идет снег. Так происходит обычно, но бывают и исключения, например, такое явление, как дождь в январе.
IV. Заключение
Учитель читает стихотворение, а дети, слушая, готовятся к ответам на вопросы: - О каких повторениях идет речь? - Что значит любить природу? - Что означают слова: LУ природы нет плохой погоды...¦
Меняется все в этом мире, Но вновь повторяется, вновь... И реки становятся шире, И верят все люди в любовь.
Любить нужно землю родную, Хоть дождь, хоть тепло, иль прохлада. Я листья полыни целую, И большего счастья не надо.
Любовью мы живы, земляне! В густом ли лесу, на поляне, Любите живое, с любовью живите, Получите в жизни то, что хотите.
V. Домашнее задание
Наблюдай: - за небом, -за изменениями температуры, -за поведением насекомых в период Lбабьего лета¦, -за растениями и оформляй наблюдения в тетради.
VI. Итог урока
Закон природы: Человек, ты не царь, Ты - частица! Пусть любовью к земле Твое сердце искрится!
|