На главную


Урок N 5. Тема: Зимние явления живой и неживой природы

в устном народном творчестве, поэзии, сказках

 

 Цель:  

   Показать зависимость живой и неживой природы от смены сезонных ритмов, взаимосвязь организмов между собой в зимнее время через сказки, поэзию загадки, приметы.

 

Ход урока

 

I. Вводная беседа

 

Сегодня у нас будет необычный урок, очень сказочный и необычный. Но сейчас вам предстоит ответить на вопросы.

- Какое сейчас время года? (зима)                             - Кто любит это время года?                                - За что?

Много чудес приготовила природа-волшебница. Одно из них - смена времен года. Каждый год один сезон сменяет другой. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки. Но самые волшебные сказки - зимние.

 

II. Работа над темой урока

 

1. Зима в сказках

    

Да! Зимняя пора сама будто ждет появления сказки. Сказка приходит в дома людей из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданного, громкого треска сучьев в замерзшей тишине ночного воздуха.      Видимо, все зимние сказки сочинялись и рассказывались людьми в длинные таинственные и задумчивые вечера.

Давайте вспомним из каких это сказок?!

 

LВетры, бури ураганы,          В облаках трубите громко,

Дуйте, что есть мочи.            Вейтесь над землею,

Вихри, вьюги      и бураны,          Пусть бежит в полях поземка

Разыграйтесь к ночи!          Белою змеею!¦

                                (С. Маршак, L12 месяцев¦)

 

LДом был сделан изо льда: и двери, и окна, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блистало. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый...¦

               (В. Одоевский, LМороз Иванович¦)

 

LЧтоб тоску свою забыть,

Стали снежную красавицу лепить.

Наводили брови черным угольком,

Натирали щеки докрасна снежком.

Белы косы из пушинок из седых,

А глаза из льдинок светло-голубых...¦

 

                       (Лисянский, LСнегурочка¦)

 

Зима бывает очень разная - холодная, с оттепелью, вьюжная, с капелью, снежная да с солнцем. Зима у поэтов красавица, порой шаловливая, порой тихая, словно сон, холодная. Мороз бодрит человека, заставляет быстрее двигаться. А снег скользкий и легкий, и красивый.                     - Ребята, прочитайте свои стихотворения о зиме.

- Какие зимние месяцы вы знаете?                             1. Декабрь. Его народное название - Lлютень¦, Lстудень¦ (самый холодный)         

2. Январь - Lсечень¦ (рассекает зиму на две части)                  3. Февраль - Lкривые дороги¦, Lбокогрей¦ (частые оттепели, плохо ездить  на санях, отсюда Lкривые дороги¦)

Люди всегда пытались находить зависимость одних явлений от других, взаимосвязь живой и неживой природы, подмечали интересные события и придумывали свои приметы.

 

2. Проверка знаний

 

-         Ребята, скажите, изменились ли потребности человека зимой по сравнению другими временами года? Какими они стали? (заготовка дров, запасов, охота, подледная рыбалка, теплая одежда)

-         Изменились ли условия обитания у животных? Как? (изменился рацион питания, суровые условия жизни)

-         Все ли животные остались зимовать?

-         Назовите зимующих животных, коротко о них расскажите или загадайте загадку.

-         Какие животные впали  в спячку?

 

3. Изменения в жизни людей и животных с приходом зимы

 

Жизнь людей и животных очень хорошо прослеживается в сказках, рассказах разных писателей. Они основаны на наблюдениях, на подробном изучении разных животных.                                   В сказках и рассказах легко можно проследить, насколько сильно люди зависят от животных, животные от людей, крупные животные от хищных и более мелких и т. д. В нашей жизни все связано между собой.     Давайте вспомним сказку LЗимовье зверей¦.

-         Что человеку нужно было от домашних животных?

-         Как готовились животные к зиме?

-         Чем опасны домашним животным хищники?

-         Почему?

 

Прочитайте рассказ Бианки LСнежная книга¦.

-         Какая взаимосвязь между хищными животными и другими?

-         Кому в данной ситуации труднее?

-         Кого больше жалко, лису или зайца?

 

Давайте вспомним сказку Андерсена LСнежная королева¦

(учитель зачитывает отрывок)

-         Какие климатические условия предстояло перенести Герде?

-         Где находится Лапландия?

-         Почему там жила Снежная королева?

-         Какие сказки о зиме вы еще знаете? (LМорозко¦, LМороз Иванович¦, LСнегурочка¦)

 

Ученик читает LИсторию года¦     Г.-Х. Андерсена (отрывок).

-         Как в этой сказке показана зависимость человека от суровых климатических условий?

-         Какой изображена в произведении зима?

-         Что можно сказать о потреблении животных (птиц)?

 

Учитель читает LЗимнюю сказку¦ финского писателя Цакариаса Топелиуса (можно взять произведение другого автора, например, "Старик Годовик" В.И. Даля)

-         Что можно сказать о жизни леса зимой?

-         Можно ли сказать, чем бывают заняты люди в сельской местности? (заготавливают дрова, чтобы было тепло; охотятся...)

Составить экологическую цепочку по этой сказке:

"холод" - "деревья" - "дрова"

"голод" - "охота" - "животные"

 

Учитель читает рассказ А. Федорова LПинь-пинь.  Зинь-зинь¦

-         В этом рассказе очень хорошо автор показал, насколько птицам тяжело переживать зиму и холод. Человек должен помогать животным.

- Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам? (скворечники, кормушки...)

 

III. Домашнее задание

 

Сегодня мы очень много читали сказок и рассказов, вспоминали. Нарисуйте на отдельном листе иллюстрацию к одному из этих произведений. Кто затрудняется, может нарисовать красивый зимний пейзаж.