Приложение 4
		  Тенденции развития открытого образования за рубежом
		  Великобритания. В 1969 г. в Великобритании Королевским указом   был создан Открытый Университет Великобритании (The Open University, UK)   – независимое автономное высшее учебное заведение. Открытый Университет   Великобритании (ОУВ) предоставляет работающим людям “вторую” возможность   получить или продолжить свое образование. Предлагает три вида обучения: на   степень бакалавра, последипломное и продолженное. За весь период существования в   ОУВ получили образование более 2 млн. студентов. Располагает 305 региональными   центрами в Великобритании и 42 в других странах. В ОУВ работают около 4 тыс.   штатных сотрудников и привлечено к обучению студентов 7 тыс. преподавателей.  
		  Открытый университет Великобритании зарекомендовал себя в качестве мирового   лидера нетрадиционных форм обучения. По образцу ОУВ учебные заведения   аналогичного типа были созданы в Канаде, Австрии, Испании, Турции, Индии,   Израиле и других странах.  
		  США. В области университетского образования не существует   национальной системы открытого образования, базирующейся на единых   теоретических, организационно-методических принципах. Среди успешно работающих   вузов можно выделить ЦДО Пенсильванского государственного университета,   Калифорнийский виртуальный университет, Университет Мэйна, Государственный   университет Губернаторов, Университет Западных Губернаторов. Можно также   отметить Национальный технологический университет, Интернет-университет CASO (www.caso.com,) Виртуальный университет Спектрум (www.vu.com). В США издается специальная электронная газета   Virtual University Gazette (www.geteducated.com). 
		  Университет Западных Губернаторов (West Governors University) образован в 1997 г. Объединяет образовательные ресурсы более чем 30   университетов и колледжей западного региона США. Не располагая физическими   корпусами, университет в то же время наделен полномочиями по проведению единой   стратегии во внедрении и применении технологий дистанционного обучения и   присуждению ученых степеней. Имеет все права классического университета. 
		  Калифорнийский виртуальный университет (California Virtual University) образован в 1997 г., объединяет более 95 вузов и   колледжей, в основном из штата Калифорния. Первая версия системы дистанционного   обучения была запущена в сентябре 1997 г.  Она содержала курсы и программы 64   учебных организаций, входящих в объединение. Вторая версия была представлена в   январе 1998 г. В перспективе планируется обучить более 500 тыс. студентов.   Функционирует как некоммерческая организация, контролируемая калифорнийскими   вузами, и имеет небольшой штат сотрудников – около 10 чел. В качестве   корпоративных партнеров университета выступают такие известные  фирмы, как Sun   Microsystems, Microsoft, Pacific Bell, Chico Systems, которые осуществляют   финансовую и консультационную помощь и в то же время получают возможность   включать свои продукты в проект виртуального университета, а также выставлять   рекламу на серверах университета. 
		  Массачусетский технологический институт принял свою программу   открытого образования. Он объявил о намерении представить на своем сайте в   режиме открытого доступа  почти все необходимое для обучения: лекции, программы,   задания (всего около 2 тыс. курсов – в области архитектуры, инженерии,   гуманитарных, социальных и естественных наук, менеджмента и т.д.). Реализации   проекта предшествует двухлетняя крупномасштабная пилотная программа, задача   которой – разработать соответствующие программное обеспечение и сопровождение. К   концу пилотной стадии на сайте будет выставлено около 500 курсов. 
		  Содержанием сайтов смогут пользоваться все желающие. Предполагается, что в   результате реализации проекта ускорятся темпы внедрения инноваций в процессы   обучения и преподавания, так как учебные заведения смогут непосредственно   воспользоваться наработками института. Особо полезными материалы могут оказаться   для развивающихся стран. Учащиеся смогут использовать материалы сайта в процессе   самообразования. Инфраструктура, принятая для программы, может быть взята за   основу другими учебными заведениями, которые решат сделать свои материалы   открытыми и доступными.  
		  Ныне создается Всемирная сеть ведущих университетов США и   Великобритании. Бристольский университет приступил к формированию всемирной   университетской сети, базирующейся на партнерстве 11 крупнейших университетов   Великобритании и США, которые недавно создали глобальное учебное заведение в   целях развития общих исследований, создания возможностей для обмена и   обеспечения материалами и экспертизой выпускников в режиме on-line-обучения.   Интернет - портал института начал действовать в апреле 2001 г. В числе   участников проекта  университеты Лидса, Манчестера, Шеффилда, Саутгемптона и   Йорка (Великобритания); университеты штатов Висконсин, Иллинойс, Пенсильвания,   Калифорния и университет Вашингтона (США). 
		  Канада. В Канаде развитие идеи открытого образования выполняют   Открытый (виртуальный) университет Атабаска, Телеуниверситет и другие, которые   были специально созданы для удовлетворения образовательных потребностей   населения различных регионов, в том числе отдаленных и малонаселенных   территорий.  
		  Канадский открытый университет (Canada’s Open University,   Athabasca) образован в 1972 г. Центральный офис расположен в Атабаске.   Располагает четырьмя региональными учебными центрами. Предлагает дистанционные   образовательные услуги только для жителей Канады, США и Мексики.  
		  Подобные университеты в Канаде решают следующие задачи: предоставление   высшего образования тем, кто потерпел неудачу при поступлении в традиционные   университеты и колледжи; обеспечение занятости и образования безработным;   профессиональная переподготовка работников сервиса и тех служащих, чьих знаний   не хватало для изменяющихся условий работы; непрерывное образование и   переподготовка в течение всей жизни для всей нации; возобновление людских   ресурсов вообще. 
		  Испания. В 1972 г. Парламентом Испании был основан Национальный университет дистанционного образования в целях   предоставления высшего образования всем тем, кто по различным причинам не может   обучаться по программам традиционных университетов. Университет расположен в   Мадриде, имеет ряд учебных центров в различных районах страны и предлагает курсы   обучения на уровне бакалавриата, магистратуры и продолженного образования. 
		  Франция. Национальный центр дистанционного обучения (Centre National d’Enseinement a Distance - CNED) основан в 1993 г. CNED   является пионером в предоставлении дистанционных сетевых образовательных услуг в   Европе и во франкоговорящих странах. Только к 1997 г. уже около 400 тыс.   учащихся из 176 стран мира воспользовались услугами CNED. 
		  Национальный центр дистанционного обучения Франции предоставляет следующий   перечень образовательных услуг: подготовка для получения среднего образования;   подготовка к поступлению в высшие учебные заведения; повышение профессионального   образования; образование по специализированным программам (философия, искусство   и т.д.). 
		  Информационные ресурсы центра составляют базы данных из почти 3 тыс.   разнообразных учебных курсов. Учебный процесс организуется посредством   разнообразных технологий дистанционного обучения в зависимости от конкретного   курса. При выборе учебного курса пользователь получает следующую информацию:   предварительные требования, предъявляемые к учащемуся; цели курса, его   продолжительность, условия проверки пройденного материала; список   предоставляемых материалов и т.д. Центр не выдает дипломов и сертификатов. Он   готовит учащихся к экзаменам и направляет их в рекомендуемые центром   университеты.  
		  Голландия. Голландский открытый университет (Open   University of the Netherlands) является чисто виртуальным университетом. На   его сервере представлены две версии: одна – на немецком языке, другая   (сокращенный вариант) – на английском языке. Университет был создан в 1985 г., в   нем работают более 7 тыс. сотрудников, которые обеспечивают дистанционное   обучение  22 тыс. студентов. 
		  Объединенная Европа. Объединенная Европа строит открытое   университетское пространство. В 1998 г. в Сорбонне министры образования Франции,   Германии, Италии и Великобритании подписали декларацию с призывом инициировать   начало строительства общеевропейского пространства университетского образования.   В 1999 г. на встрече в Болонье уже 29 стран приняли на себя обязательства   активно участвовать в становлении общеевропейского пространства высшего   образования. Объединенная Европа не может стать реальностью без полномасштабной   конвергенции различных систем образования. В марте 2001 г. в Саламанке (Испания)   по инициативе Ассоциации европейских университетов (КРЕ, Женева) и Конфедерации   конференций ректоров ЕС (Брюссель) состоялась встреча 500 делегатов из 30 стран   – руководителей университетов, государственных органов власти, промышленности,   международных и студенческих организаций Европы. Основной целью встречи было   обсуждение проекта Конвенции о механизмах, способных определить пути построения   общеевропейского образовательного пространства. Было принято решение создать   Европейскую ассоциацию университетов (EUA), объединяющую более 700 вузов   различных государств Европы. 
		  В мае 2001 г. в Праге данный проект Конвенции обсуждался министрами   образования Европы. Главное в конвенции – лингвистические и культурные   разнообразия европейской модели образования, ее гражданская и социальная   ориентированность, поддержка инициатив, способствующих изучению студентами   языков, ускорение процессов заключения двух- и многосторонних соглашений между   университетами, взаимное признание дипломов, отношения между высшими   профессиональными учебными заведениями и университетами. 
		  Австралия. Агентство по открытому обучению Австралии (The Open Learning Agency of Australia) образовано в 1993 г. и   представляет собой консорциум из девяти университетов Австралии. Ежегодно в   Агентстве обучаются более 12 тыс. студентов. Как и другие консорциумы, Агентство   осуществляет связь между студентами и университетами для прохождения   дистанционного обучения.  В отличие от традиционного университетского обучения,   Агентство не имеет ограничений на число обучающихся студентов.  Агентство не   присваивает ученые степени. Такие полномочия имеют университеты, входящие в   консорциум. При присуждении ученой степени могут засчитываться курсы, пройденные   в другом университете Агентства, а также результаты предыдущего обучения в   каком-либо вузе (например, в традиционном). В Агентстве, таким образом,   разработана достаточно стройная система трансферта зачетов (баллов). 
		  Студенты Агентства, отвечающие определенным критериям, могут воспользоваться   введенной Федеральным правительством Австралии в 1994 г. схемой отсрочек   платежей и отложить регистрационные взносы в Агентство на семестр (любые два   последовательных учебных периода), получив заем от Правительства. Схема   предусматривает отсрочку платежей только по основной плате за каждую учебную   программу, не затрагивая плату за учебники и дополнительные услуги. Студенты   также могут рассчитывать на финансовую помощь Правительства в случае, если они   относятся к категориям нуждающихся (от 16 и более лет) или не работающих и   изучают как минимум три учебные программы каждый учебный период (учебный год   делится на четыре 13-недельных учебных периода). 
		  Индия. В 1982 г. был образован Амбедкар Открытый университет   (B.R. Ambedkar Open University – BRAOU), функционально и организационно аналогичный Открытому   университету Великобритании. В это же время были созданы еще восемь Открытых   университетов: один – национальный, семь – региональных, на уровне штатов.  С   созданием Национального открытого университета Индиры Ганди (IGNOU) был начат новый этап развития и внедрения дистанционных технологий в системе   образования страны. На уровне Правительства страны в 1986 г. и в разработанной   Программе действий на 1993 г., была утверждена роль Открытого университета как   неотъемлемой части системы образования Индии. Основной задачей университета   являлось улучшение качества преподавания с использованием средств   коммуникационных технологий, включая и печатные издания. Университет   предоставляет услуги широким слоям населения, включая женщин, инвалидов и людей   с низким уровнем доходов. 
		  В Открытом университете Индиры Ганди обучилось более 172 тыс. студентов.   Университет располагает 21 региональным центром, 376 учебными центрами.   Предоставляет около 47 учебных программ. 
		  Израиль. В Открытом университете Израиля (The Open University of   Israel) обучаются более 29 тыс. студентов, из них более 7 тыс. – из 260   городов СНГ. Университет располагает 100 региональными центрами, в которых   работают более 1 тыс. тьюторов, и предлагает образовательные программы в области   естественных наук, математики, вычислительной техники, управления, иудаистики,   музыки и искусств. 
		  Китай. Государственная политика Правительства Китая в развитии   систем открытого образования, сформулированная в Программе действий в развитии   образования накануне XXI века, утвержденной Министерством образования (январь   1999 г.), находит свое отражение в создании Национальной единой системы   передачи средств обучения дистанционного образования (спутниковое и   кабельное ТВ, компьютерная сеть). 
		 |