Выходим на новые зарубежные образовательные рынки

Выходим на новые зарубежные образовательные рынки

В декабре 2023 года состоялось плодотворное взаимодействие с представителями филиала МКООО «Газпром Интернэшнл Лимитед» и руководством Нацагентства по развитию углеводородных ресурсов Алжира ALNAFT по вопросу подготовки и обучения местных кадров командой ИДО и ТГУ. В январе 2024 года ТГУ стал единственным вузом России, вошедшим в программу Indonesian International Student Mobility Award (IISMA), в рамках которого специально созданные краткосрочные образовательные программы под запросы индонезийских коллег стартуют в ТГУ со следующего учебного года.

Сейчас Институт формирует специальную команду по задачам международного сотрудничества в сфере ДПО в тесном взаимодействии с международными подразделениями ТГУ для координации действий в целях единого представительства ТГУ на международной арене.

Мы поговорили со Светланой Гороховой, экспертом по международным отношениям ИДО, о проектах и направлениях Института в области международной деятельности в новом году.

Международное ДПО: какие сейчас ИДО реализует проекты в этом направлении? И какие вообще сейчас есть возможности в сфере?

— Происходящие в данное время экономические, политические, идеологические перемены в мире определяют и развитие программ ДПО, так как основные задачи каждой страны — максимально обеспечить всестороннюю национальную безопасность — и экономическую, и трудовую, и цифровую.

Тренды ДПО в мире во многом сходны, но зависят от национальных особенностей и контекста: развитие программ короткого (или быстрого) образования, развитие концепции lifelong learning, усиление роли государства, адаптивность и персонализация образования, внедрение ИИ.

Можно сказать, что двустороннее движение с целью изучения лучших практик ДПО и объединения ресурсов — одно из самых перспективных направлений. Россия активно выходит на ДПО-рынки тех стран, которые стремятся выстроить свои собственные системы, и разнообразные интересы которых лежат в области активного сотрудничества с Россией.

Сегодня в сфере наших активных интересов уважительного, равноценного обмена и созидательного сотрудничества, лежат страны Содружества независимых государств, страны Африки, Латинской Америки, Индия, Китай. Каждый из этих регионов имеет свои особенности и свои традиции в организации программ ДПО, которые нужно учитывать при взаимодействии. Я бы сказала, что образовательные системы того или иного региона, страны, обязательно несут в себе те самые культурные коды, к сохранению и актуализации которых сейчас стремятся все страны. Да, процесс кардинальных изменений никогда не бывает легким, но для российских программ ДПО – это огромное поле новых возможностей.

Новые рынки ДПО: какие планы построил ИДО в новом году?

— Возможные направления сотрудничества включают в себя:

  • размещение на национальных образовательных платформах наших массовых открытых онлайн-курсов (МООК) на английском языке или на других языках мира;

  • совместное производство кастомизированных МООК;

  • разработка специального пула курсов по бизнесу с Россией и в России, включая обязательный блок в каждой программе «Русский как иностранный»;

  • работа с сотрудниками российских корпораций, расквартированных за рубежом и их партнерами;

  • совместная исследовательская деятельность, в том числе и грантовая;

  • обеспечение академической мобильности преподавателей и студентов ТГУ в зарубежные вузы и корпорации-партнеры и наоборот;

  • оказание консультаций Институтом по развитию EdTech по запросу партнеров из других стран;

  • включение системы ДПО в национальные государственные программы, развитие B2G-отношений.

Специфика сотрудничества с новыми странами: каковы направления взаимодействия?

— Например, особенностями Республики Индия является резко растущая цифровизация, активная вовлеченность государства в вопросы цифровой грамотности и преодоления цифрового неравенства; использование ИИ как инструмента персонализации образовательных треков (Intelligent Tutoring System); принятие новой образовательной политики в 2020 году, которая ставит цифровое обучение во главу угла с целью обеспечения качественного образования доступного всем.

Сложности региона заключаются в цифровом неравенстве, неразвитой инфраструктуре, недостаточной цифровой квалификации преподавателей, безопасности и приватности в цифровой среде.

Нами запланирован официальный визит делегации ТГУ в Индию в марте 2024 года с целью проведения переговоров с 5 университетами Республики Индия, наполнения конкретными проектами уже подписанных Меморандумов о сотрудничестве в Университете Дели и Университете Джавахарлала Неру в Нью Дели, а также подписания Меморандумов о сотрудничестве с Университетом Неру Грам Бхарати, Университетом Бароды Махараджа Сваяджирао и Открытым университетом Бабасахеб Амбедкар. Активно прорабатывается возможность встречи с операторами национального портала онлайн-курсов SWAYAM.

Во-вторых, наряду с тем, что Латинская Америка – один из самых активно развивающихся сегментов EdTech в мире, Куба ожидаемо занимает в этом процессе последнее место в силу экономических ограничений и многолетней блокады. Вместе с тем, именно Куба крайне важна для России в политическом плане, плюс традиционно российское (советское) образование очень высоко ценится в стране.

Экономическая ситуация здесь требует быстрого появления большого числа квалифицированных работников, что предоставляет программам ДПО большие возможности для выхода на этот рынок.

Развитие цифровых сервисов для бизнеса (регистрация, налоги, взаимодействие с государством и партнерами) – одно из перспективных направлений, в котором Россия обладает огромным опытом.

Еще одно направление – создание пула программ по развитию бизнеса с Россией и особенностям открытия и ведения бизнеса в России, в частности, в сфере гостеприимства, легкой промышленности, солнечной энергетики, продуктовой безопасности, сельского хозяйства (сахар). Запланирован официальный визит во второй половине 2024 года.

Планируется ли взаимодействие со странами ближнего зарубежья?

— Да, следующее направление — страны–участницы Содружества независимых государств. Азербайджан, Узбекистан.

Огромным преимуществом станет возможность осуществления образовательной деятельности на русском языке. Мы прогнозируем рост интереса к русскому языку и культуре (РКИ и культурологическое направление сотрудничества). К тому же, общее прошлое и существование позитивных моделей совместной деятельности, географическая близость повысит возможность академической мобильности между странами СНГ и Россией.

Также стоит отметить растущую востребованность российского опыта по организации EdTech-процессов и включения программ ДПО в национальные государственные программы.

____________________

Для справки:
За последние 5 лет ТГУ разработал и реализовал более 20 образовательных программ для корпоративных партнеров в сегменте B2B и B2G, в частности для ГазпромТрансгазТомск, Фарус, ИИС Решетнева, Микран и другие. Как федеральный оператор проекта «Содействие занятости» университет имеет партнерскую сеть с более чем 200 образовательными организациями страны, что позволяет в кратчайшие сроки собирать программы переподготовки и повышения квалификации под запросы индустрии.

Смотрите также

Развитие системы онлайн-обучения в организации

Развитие системы онлайн-обучения в организации

В новом блоге Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов ЦПДО ИДО, рассказывает об особенностях программы обучения «Методист по созданию образовательных продуктов» и о том, как онлайн-формат меняет подход к обучению

05.09.2024
Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Робототехника, искусственный интеллект, информационные системы и веб-приложения, цифровая юриспруденция, аналитика данных, управление IT-проектами — это еще не весь список образовательных возможностей, которые предлагают цифровые кафедры для студентов

09.08.2024