«Нам важно учить тому, что будет нужно завтра»

«Нам важно учить тому, что будет нужно завтра»

Ольга Мальцева — директор по персоналу и организационному развитию международной IT-компании Rubius, а также сооснователь Rubius Academy (Академия Рубиус) — образовательного центра для детей и взрослых, где можно в короткий срок обучиться остро актуальным сейчас специальностям. С 2018 года Rubius Academy интенсивно сотрудничает как организация-партнёр в области дополнительного образования с Томским государственным университетом.

В сентябре прошлого года ТГУ, международная онлайн-школа IT-профессий Skillfactory и компания Rubius запустили совместную онлайн-магистратуру «Компьютерное зрение и нейронные сети», в которой часть курсов читают специалисты компании. В марте этого года Академия Рубиус прошла квалификационный отбор среди образовательных организаций, вошла со своими программами в федеральный проект «Активные меры содействия занятости» и планирует участие в федеральном проекте «Код будущего», который реализуются на базе ТГУ.

Мы поговорили с Ольгой Мальцевой о том, почему IT-компания решила всерьез заняться образованием, как в Rubius Academy запускали первые курсы по тестированию ПО, и зачем школьникам сегодня учить не только английский язык, но и осваивать машинное обучение.


—   Ольга, вы развиваете Rubius Academy уже больше десяти лет. Как всё начиналось?

—   Академия выросла естественным образом. Этот процесс начался лет 15 назад, когда мы решили организовать для сотрудников компании Rubius курсы английского. В то время это не было модным трендом — корпоративное обучение только набирало обороты, и частные компании почти не занимались самостоятельным обучением сотрудников. А нам были нужны курсы английского языка: у компании Rubius всегда был международный фокус — сегодня новый сотрудник пришел в компанию, завтра он уже подключился к зарубежному проекту. Интернет-связь тогда была нестабильной, автоматических переводчиков не существовало, нужно было уметь воспринимать речь на слух, говорить, участвовать в звонках. Мы организовали языковые курсы в компании и быстро поняли, что можем не только обучать своих, но и предложить образовательные услуги рынку. Так появилось первое коммерческое направление Академии — курсы английского языка. Со временем на них начали приходить сотрудники других компаний — сначала из бизнес-центра, где находится офис Rubius, потом со всего города.

—   IT-направление в программах Rubius Academy появилось позже?

—   IT у нас развивалось параллельно. Где-то к 2017 году мы столкнулись с первым серьёзным дефицитом — не хватало специалистов по тестированию программного обеспечения (ПО). Вузы тогда не готовили тестировщиков. Мы начали искать, где и как можно с нуля обучить людей этой специальности. Родилась идея сделать полноценную образовательную программу, для которой мы нашли партнёра — Томский государственный университет. Первая программа по тестированию ПО прошла на площадке Института дистанционного образования и целиком была нашей — от методологии до преподавателей. Это была первая коллаборация: ТГУ плюс Rubius, и она оказалась успешной. Мы подготовили группу тестировщиков ПО, часть специалистов забрали к себе в компанию, для остальных тоже быстро нашлись работодатели. Впоследствии мы начали расширяться, добавили курсы по базам данных, С++, машинному обучению.

—   Сейчас вы по-прежнему продолжаете сотрудничать с ТГУ?

—   Да, и мы считаем, что это очень важная связка. Университет даёт фундамент, теорию, а мы — практику. В этом смысле дополнительное образование должно дополнять, «докручивать» классическое. У нас в Rubius Academy преподают только практикующие специалисты: люди, которые сегодня работают в профессии и знают, что реально требуется работодателю. Университет не всегда успевает за рынком, а мы стараемся быть максимально оперативными.

—   Какие форматы обучения вы используете? Это полноценное переобучение или короткие курсы?

—   Это всегда интенсивы, примерно на три месяца. Формат гибкий, но насыщенный. Мы не даем теорию той или иной специальности, а учим тому, что пригодится буквально завтра. Именно такие программы дополнительного образования требуются сейчас в рамках нацпроекта «Кадры», и мы стараемся соответствовать этим требованиям.

—   Как появилась детская ветка Академии?

—   Как это часто бывает — из личной потребности. Подросли наши собственные дети, мы решили попробовать обучить их английскому. Получилось отлично. Потом добавили IT.  Потому что мы точно понимали, что IT плюс английский – это та база, которая точно должна быть у каждого ребёнка. Сейчас у нас более 300 детей обучаются по направлениям: английский, программирование, 3D-моделирование, дизайн, шахматы. Это всё развивает интеллект, логику, помогает понять, что ребёнку действительно интересно. У Rubius Academy есть собственные площадки: обучаем на базе офиса, также открыли представительство в школе «Эврика-развитие» г. Томска. Школа стала нашим партнёром, мы планируем расширять партнерские сети с образовательными учреждениями.

—   Как вы набираете преподавателей для детских программ? Это школьные учителя или специалисты из отрасли?

—   Это, как правило, те, кто уже работает в IT-индустрии, но готов совмещать работу с преподаванием. Мы тщательно отбираем педагогов — важно, чтобы человек умел работать с детьми и знал, как их заинтересовать. Даже если ребёнок не станет в будущем айтишником, эти навыки пригодятся в любой профессии.

—   Какие направления в IT-образовании сегодня наиболее востребованы?

—   Всегда нужен хороший тестировщик, бизнес-аналитик, проектный менеджер, дизайнер интерфейсов. Это те направления, где спрос на специалистов стабилен. Они нужны сейчас и будут нужны еще долго. А вот, например, с искусственным интеллектом было по-другому. В 2017–2018 годах на фоне хайпа по поводу ИИ мы обучили много специалистов. Но тогда технологии были дорогие, рынок быстро перегрелся, и спрос упал. Программы пришлось свернуть. Сейчас — новая волна. Технологии стали доступнее, и опять идёт большой интерес к ИИ. На данный момент у нас новый всплеск в связи с удешевлением технологий. Все пытаются применять искусственный интеллект. Теперь ИИ — это целая масса специальностей, отдельный мир: там и компьютерное зрение, и машинное обучение, чего только нет. Поэтому мы снова адаптируем программы, следим за рынком.


—   Вы упомянули участие Rubius Academy в федеральных программах, в том числе в партнёрстве с ИДО ТГУ. У компании уже есть собственный большой опыт в дополнительном образовании. Что нового у вас на этом направлении в 2025 году?

—   В этом году мы стали партнёрами ИДО в рамках федеральных программ «Активные меры содействия занятости» и планируем участие в проекте «Код будущего». Про детей, про раннюю профориентацию, про IT — нам это очень интересно. Сегодня цифровые навыки важны всем. Это не будет, может быть, самостоятельной специализацией завтра. Но базовый какой-то пакет навыков должен быть у каждого — и у ребёнка, и у взрослого. Даже если человек не работает в IT, он должен уверенно пользоваться цифровыми инструментами. Это вопрос профессиональной эффективности, конкурентоспособности. Сейчас вернулось время многозадачных людей, поскольку кадров на рынке труда мало. Производительность и эффективность будут расти за счёт цифровизации. И чем быстрее человек осваивает инструменты, тем он ценнее на рынке труда.

— Давайте подробнее остановимся на программе «Код будущего». В каком формате вы в ней участвуете, на кого она рассчитана?

— Мы участвуем в программе «Код будущего» с самого начала и планируем продолжать участие в этом году. Это федеральный проект, в которой школьники и студенты колледжей и техникумов могут бесплатно изучать языки программирования, и мы видим в нём огромный смысл. Программы идут в двух форматах — оффлайн и онлайн, мы готовы работать в обоих. Хотя, по статистике прошлых лет, более 90% школьников выбирают именно очное обучение. Им важно прийти, увидеть всё своими глазами, пообщаться. Особенно когда речь идёт про IT-компанию — им интересно побывать в офисе, почувствовать атмосферу.

Основной упор в программе «Код будущего» мы делаем на обучение программированию на языке Python. Это сейчас самый популярный язык, около 60% ребят обучались именно ему. Возраст участников — 14–17 лет, в основном, конечно, юноши, девочек совсем немного. Нас интересует не только обучение, но и профориентация. Мы хотим успеть «поймать» школьников в тот момент, когда у них появляется первый серьёзный интерес к технологиям. Даже если кто-то из них не пойдет потом в IT, навыки логики, алгоритмического мышления, умение разобраться в цифровых инструментах — это базовая грамотность в современном мире. Фундамент, на котором потом можно строить любую профессию.

—   Что вас лично вдохновляет в этом деле?

—   Истории выпускников, от детей до тех, кому 60 с плюсом. Сейчас никого не удивишь тем, что есть дополнительное образование, переквалификация в какую-то IT-специальность. А поначалу это было вообще что-то непонятное. Помню одного из первых учеников Академии — он сомневался, стоит ли ему идти учиться в 40 с плюсом, боялся не справиться. Мы сказали: «Попробуйте, не понравится — вернём деньги». В итоге он отучился, нашёл работу, и до сих пор продолжает развиваться как IT-специалист. Иногда мне попадаются резюме наших выпускников, я смотрю, каких позиций они уже достигли, какой у них уже высокий уровень, и понимаю: мы всё делаем правильно.

Интервью: Ирина Корнева

Смотрите также

Легендарный год для ИДО ТГУ

Легендарный год для ИДО ТГУ

Уходящий 2024 год стал одним из самых значимых для Института дистанционного образования ТГУ за всю его 26-летнюю историю

27.12.2024
Развитие системы онлайн-обучения в организации

Развитие системы онлайн-обучения в организации

В новом блоге Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов ЦПДО ИДО, рассказывает об особенностях программы обучения «Методист по созданию образовательных продуктов» и о том, как онлайн-формат меняет подход к обучению

05.09.2024