В Томском государственном университете реализуется уникальный проект — «СВОя сила». Это образовательная программа, созданная для членов семей участников специальной военной операции (СВО), прежде всего женщин — жен, матерей, сестёр, — которые ежедневно сталкиваются с тревогами, утратами и эмоциональным выгоранием. Сейчас в проекте участвуют 15 регионов России. Томская область стала одним из первых регионов, где начала работать «СВОя сила».
ТГУ является партнером в реализации проекта в части предоставления образовательной платформы и реализации нескольких модулей программы. Первый набор обучающихся был в октябре прошлого года, в конце апреля эта группа закончила обучение и сейчас отрабатывает полученные знания на практике. Второй поток стартовал в феврале этого года, а в марте была набрана ещё одна группа обучающихся, в которую вошли участники СВО. Им предстоит пройти обучение навыкам оказания психологической самопомощи участникам экстремальных ситуаций, разобраться в методах работы с травмами и посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР).
Мы поговорили с руководителем проекта Ольгой Бадма-Халгаевой о том, как возникла идея проекта и как сейчас работает «СВОя сила» в регионах России.
— Как родилась идея проекта «СВОя сила»?
— Я сама супруга военнослужащего, офицера, ветерана боевых действий. Когда в моей жизни была ситуация ожидания, тревоги и внутреннего надлома, мне очень не хватало психологической поддержки. Тогда я даже не понимала, что со мной происходит. Лишь позже, когда эмоции улеглись, пришло осознание, что это — нормальная реакция на стресс, страх, неуверенность. С началом СВО я активно работала с женами и семьями военнослужащих в республике Марий Эл — сначала как заместитель председателя правительства республики по социальному блоку, а потом уже как постоянный представитель Республики Марий Эл при президенте Российской Федерации. Я увидела, насколько велик запрос на психологическую поддержку, особенно для жен и матерей погибших или пропавших без вести военнослужащих. Так и появилась идея создать программу, которая даст этим женщинам реальные инструменты самопомощи.
— С чего началась реализация проекта?
— Мы начали с регионального проекта совместно с Межрегиональным открытым социальным институтом Марий Эл (МОСИ). Готовили психологов в районах, организовывали встречи. Но я видела, что женщины сами тянутся друг к другу: создают группы в соцсетях, чаты, поддерживают друг друга внутри этих сообществ. Иногда гораздо больший эффект для них имела помощь не со стороны, а внутри такого сообщества. Тогда пришло понимание: если хотя бы одна женщина в такой группе будет обладать навыками самопомощи, она станет точкой опоры для других. Я обратилась в Московскую школу практической психологии, совместно с которой мы разработали образовательную программу. Целью этой программы было не делать из участниц профессиональных психологов, а дать им знания и практики, с помощью которых они могут помочь себе и своим близким.
— То есть вы не ставили задачу готовить профессиональных психологов?
— Совершенно верно. В нашем менталитете всё ещё нет привычки обращаться к профессиональным психологам. Женщины говорят: «Да, психолог всё правильно говорит, но он меня не понимает. Он не отправлял своего мужа на СВО, не терял близкого. Он мне рассказывает про стадии горевания, я это читала в интернете, я все прекрасно понимаю, что он говорит, но я не понимаю, для чего мне это нужно». А когда они встречаются с такой же женщиной — вдовой или женой военнослужащего — возникает доверие. Даже в молчании они чувствуют друг друга. Поэтому мы не готовим психологов, мы готовим равных консультантов — людей из той же среды, которые пережили похожий опыт, но при этом прошли серьёзное обучение (394 академических часа) и теперь могут помогать другим.
— Что даёт участницам прохождение программы?
— По окончании курса они получают государственное удостоверение о профессиональной переподготовке. Некоторые участницы программы устраиваются на работу — в благотворительные фонды, в школы, социальные центры. У нас уже были случаи, когда выпускниц курса, женщин с базовым педагогическим образованием, пригласили работать в школы в качестве социальных педагогов. Фонд «Защитники Отечества» охотно берёт консультантов из числа членов семей СВО — ведь они понимают, для кого работают. Некоторые участницы открывают личные кабинеты психолога, кто-то идёт учиться дальше, в магистратуру по психологии. То есть проект не только помогает справиться с травмой, но и открывает путь к новой профессии.
— Почему одним из первых регионов реализации проекта «СВОя сила» стал именно Томск?
— Всё началось с человеческого общения. Я рассказывала о проекте всем, кто мог быть полезен для его поддержки и развития, и одна из моих знакомых — Олеся Викторовна Мазур, супруга губернатора Томской области — заинтересовалась. Благодаря ей у нас появился региональный координатор, а когда мы приехали в Томск, встретились с ректором ТГУ Эдуардом Владимировичем Галажинским. Он сразу поддержал нас и предложил сотрудничество с ТГУ. Университет выступает образовательным партнёром, предоставляет свою LMS-систему для проведения занятий в цифровом формате и несколько модулей программы ведут преподаватели ТГУ. В Томске сейчас одна из самых многочисленных групп обучающихся на программе — до 30 участниц . Такие же сильные команды работают в Башкортостане и Самарской области.
— Как устроена работа программы в регионах?
— В каждом регионе есть команда: региональный координатор, куратор и психолог-модератор. Хотя обучение проходит в онлайн формате, очные встречи крайне важны — для живого общения и глубокой проработки тем. Координатор помогает собрать группу, организовать встречи, а главное — остаётся с участницами и после окончания курса. Эти люди не теряются, они продолжают быть в фокусе внимания и становятся частью регионального сообщества поддержки. В Томске региональным координатором стала Олеся Викторовна Мазур, она работает в проекте вместе с Фондом «Защитники Отечества». А психологом-модератором является Диана Викторовна Смолина.
— Сколько регионов сейчас участвуют в программе? Кто может стать её участником?
— На сегодняшний день проект охватывает 15 регионов: республики Марий Эл, Калмыкия, Ингушетия, Дагестан, Чечня, Северная Осетия–Алания, а также Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Тульскую, Владимирскую, Томскую, Орловскую, Самарскую области и Башкортостан. Сейчас работает уже третий поток. В нём, кстати, впервые участвуют бойцы, вернувшиеся с СВО — их 20 человек. Мы пока берём военнослужащих небольшими группами, потому что это особая категория, требующая очень чуткой работы. Всего в проекте сегодня участвуют 250 человек.
— Что вы считаете главным достижением проекта?
— То, что женщины обретают уверенность. Они понимают, что не одни в своём горе, учатся справляться с эмоциями, снова начинают видеть перспективу в жизни. А главное — передают это дальше, другим жёнам, сёстрам, матерям бойцов. «СВОя сила» — это не просто программа. Это сообщество поддержки, в котором женщины помогают женщинам.
Интервью: Ирина Корнева