Решались амбициозные задачи. Рождались новые проекты с высоким уровнем интеллектуальной сложности. Появлялись новые инициативные партнёры. Стремительно росло количество обучающихся на программах ДПО. Менялись сами программы, в них активно внедрялся искусственный интеллект, цифровизация и геймификация. Коллектив ИДО пополнился новыми сотрудниками. Произошла реорганизация структуры Института.
Михаил Шепель, директор ИДО ТГУ, назначен проректором университета по развитию дополнительного образования.
— Основное направление наших усилий в уходящем году — делать образовательные программы всё более практикоориентированными и активно вовлекать промышленные предприятия в разработку программ и в совместный процесс подготовки кадров для экономики страны. Дополнительные меры поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса со стороны государства, развитие федеральных и региональных проектов в сфере ДПО позволили нам объединить усилия с партнёрами для решения комплексных задач. Мы стремимся использовать потенциал вузовской сети, наши технологические разработки и другие ресурсы для создания действительно эффективных и гибких образовательных решений. Стратегическим приоритетом следующего года станет интеграция образовательных проектов и технологических решений для максимального удовлетворения кадровых запросов предприятий, — сказал Михаил Шепель в итоговом интервью года.
«Это был увлекательный год»
Этот год стал ключевым для ИДО ещё и потому, что в декабре завершилась работа и были подведены итоги федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», который длился четыре года. Никогда задача обучения и переобучения граждан новым профессиональным навыкам за счёт государственного бюджета не решалась в таких масштабах. С 2021 по 2024 год по различным программам проекта «Содействие занятости» проучились более 800 тысяч человек.
Проект был направлен на поддержку граждан, нуждающихся в трудоустройстве, в том числе людей 50 лет и старше, безработных, людей с инвалидностью, женщин в декретном отпуске и ветеранов СВО. Благодаря федеральным операторам проекта «Содействие занятости» и их партнёрам было подготовлено более 30 тысяч образовательных программ по самым востребованным на сегодняшний день специальностям на рынке труда.
Одним из трёх федеральных операторов являлся ТГУ в лице Института дистанционного образования. Вклад Томского государственного университета в реализацию проекта, в проектирование и внедрение новых образовательных программ для системы ДПО России был высоко оценён коллегами из вузовского сообщества, представителями работодателей и профильных министерств — Минтруда России, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ на стратегической сессии в Нижнем Новгороде в начале декабря этого года.
Анастасия Евсеева, заместитель директора ИДО ТГУ:
— 2024-й стал, скажем так, самым увлекательным годом за всё время реализации проекта. Именно этот год поставил перед ТГУ серьёзный вызов, связанный с изменениями на рынке труда. Но зато все, кто был вовлечён в реализацию проекта «Содействие занятости», получили колоссальный опыт организации образовательных мероприятий такого масштаба и в таких условиях.
Повторить такое можно, но сложно
Для большинства образовательных организаций и половины подобного списка задач и достижений было бы достаточно, чтобы в последние дни уходящего года выдохнуть и сказать: «ффух, мы хорошо поработали, повторить такое можно, но сложно...» Для ИДО ТГУ этот ритм событий, усилий и результатов стал уже обычным. Думать и действовать со скоростью искусственного интеллекта нравится даже опытным сотрудникам, за плечами которых десятки лет, проведённых на образовательном фронте. А университетская молодёжь и вовсе воспринимает новые вызовы как сложный, но увлекательный квест!
Многочисленные поездки. Экспертно-аналитическая сессия в Екатеринбурге. Конференция в Калуге. Школа цифровой дидактики в Москве. Стратегическая сессия в Нижнем Новгороде и Всероссийская неделя охраны труда в Сочи. Студенты из Индонезии. Выход на образовательные платформы в Индии. Сотрудники ведущих промышленных предприятий страны в качестве обучающихся и наставников. Экзамены по русскому языку для трудовых мигрантов в 12 регионах России. Подготовка кадров для БАС. Разработка новых программ для цифровых кафедр и большой набор студентов на эти программы. Обучение представителей органов власти в новых регионах РФ.
Есть ли в принципе какие-то образовательные задачи, которые не под силу решить ИДО ТГУ? Когда смотришь на итоги 2024 года, кажется, что вопрос так даже не стоит. Чаще всего в стенах ИДО он звучит совсем по-другому: как мы будем решать новые и более сложные образовательные задачи? И ответ находится достаточно быстро.
Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ:
— В таком коллективе, как Институт дистанционного образования ТГУ, невозможно работать по-другому. Наши молодые сотрудники Центра педагогического дизайна и других отделов, участвующих в процессе проектирования образовательных программ, так быстро осваивают новые технологии, что хочется двигаться в одном ритме с ними. Жизнь вывела меня на цифровые технологии, а они стремительно развиваются. Ты невольно живешь в этом темпе развития, но при этом постоянно проецируешь его на свой педагогический опыт...
Самые яркие события и важные достижения в цифрах
Итак, 2024-й уходит, становится частью большой истории страны, Томского государственного университета и ИДО ТГУ. Вспомним коротко, какие события были самыми яркими в этом году, и посмотрим на инфографику с итогами по проектам, которые реализует команда Института.
Январь
- Трансформацию дополнительного профессионального образования под запросы рынка труда обсудили на стратегической сессии в ТГУ с участием замруководителя Роструда Яна Талбацкого, губернатора Томской области Владимира Мазура и ректора ТГУ Эдуарда Галажинского.
Февраль
-
ТГУ стал единственным вузом России, вошедшим в программу IISMA (государственная программа финансирования академической мобильности студентов, разработанная Министерством образования, культуры, исследований и технологий Республики Индонезия). Под запрос студентов из Индонезии в ТГУ разработаны две новые образовательные программы: индустрия туризма и цифровые медиа.
-
ТГУ открыл филиал на базе одного из ведущих учреждений ДПО в стране — Государственной академии промышленного менеджмента им. Пастухова в Ярославле.
Март
-
Повышаем квалификацию специалистов нефтегазового сектора в Алжире. Программа повышения квалификации, разработанная в ТГУ, была выбрана алжирскими партнёрами как наиболее интересная и отвечающая требованиям отрасли.
-
На общем собрании всех сотрудников ИДО презентовали новую управленческую структуру и задачи на ближайший год. С апреля команда Института начала работать в новой организационной модели.
Апрель
-
Экспертно-аналитическая сессия в Екатеринбурге по теме кадрового обеспечения промышленных предприятий в современных социально-экономических условиях.
-
Томские пенсионеры обучились на курсе «Основы компьютерной грамотности» в ИДО ТГУ.
-
16 341 житель Сибирского федерального округа участвовал в акции «Трудовой зачёт» — проверочный курс в игровом формате был разработан Центром педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО по инициативе областного Департамента труда и занятости населения.
Май
-
ИДО ТГУ стал участником программы комплексного обучения руководителей и сотрудников органов публичной власти в новых регионах РФ — Донбассе и Новороссии.
-
Три образовательные программы ТГУ включены в федеральный проект «Искусственный интеллект».
Июнь
-
ТГУ был выбран участником федерального образовательного проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем».
-
Конференция в Калуге на тему новых вызовов рынка труда. В числе участников: представители органов власти федерального и регионального уровня, представители вузов и промышленности России.
-
ТГУ входит в число вузов, уполномоченных для проведения экзаменов по русскому языку для мигрантов и реализует пилотный проект по проведению экзамена с мониторингом цифрового следа в единой цифровой информационной системе. Более 30 тысяч иностранных граждан прошли этот экзамен на 17 площадках в 12 регионах СФО, в Курганской области и Луганской Народной Республике.
Июль
-
ИДО ТГУ отмечает свой 26-й день рождения! Институт дистанционного образования — это не просто часть университета, это сердце инновационного образовательного процесса, пульсирующее идеями и технологиями.
-
56 руководителей различных подразделений НПФ «Микран» прошли обучение в ТГУ по программе «Эффективное лидерство в современной команде».
-
ИДО ТГУ вышел на индийские образовательные платформы.
— На платформе «Сваям» работают восемь крупных национальных университетов Индии, которые являются держателями онлайн-курсов. Университет ИИТ Харагпур отвечает за курсы, связанные с IT, высокими технологиями, регулирует взаимодействие с иностранными образовательными организациями. Мы провели переговоры с администрацией ИИТ Харагпур, представили наши англоязычные программы и начали процесс подготовки документов для размещения онлайн-курсов ИДО на платформе «Сваям», — рассказала Дарья Маслова, директор Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ.
Август
-
Михаил Шепель вошёл в жюри национальной премии для профессионалов образования Digital Learning 2024.
-
ИДО обучил 26 сотрудников ООО «Томское молоко» по программе повышения квалификации «Наставничество в организации: технологии обучения и развития персонала».
— В учебный план этой программы мы добавили «мягкие навыки» - soft skills или, другими словами, надпрофессиональные компетенции: тайм-менеджмент, умение вести переговоры, управление стрессом и конфликтами. Эти навыки помогают сотрудникам предприятия решать нестандартные задачи, возникающие на фоне кадрового дефицита, условий неопределенности и трудовых вызовов времени, — рассказала Евгения Хлыстова, заместитель директора ИДО ТГУ.
Сентябрь
-
ТГУ стал партнёром деловой программы IX Всероссийской недели охраны труда в Сочи.
-
Сотрудница ИДО Мария Худышкина создала плагин для оптимизации проверки домашних заданий в электронной образовательной среде LMS IDO ТГУ.
-
ТГУ обучает студентов из разных регионов РФ использованию технологий искусственного интеллекта с помощью новой образовательной программы для цифровых кафедр «EdTech-мастер».
— Программа разработана для студентов разных направлений и уровней обучения: бакалавриата, специалитета, магистратуры и ординатуры медицинских вузов. «EdTech-мастер» — это уникальная возможность освоить востребованную профессию будущего и получить практические навыки работы с передовыми технологиями, — рассказал один из разработчиков программы, руководитель Центра технологического и исследовательского сопровождения ИДО ТГУ Артем Фещенко.
Октябрь
-
ИДО провёл набор студентов из всех регионов России для обучения на цифровых кафедрах ТГУ. В осенне-зимнем семестре 2024 г. по программам цифровых кафедр учатся студенты из 167 вузов РФ. Показатель по набору был перевыполнен — на 13 программ поступило 5397 человек при плановых 5000.
-
Сотрудники ИДО ТГУ провели «Школу цифровой дидактики: педагогический дизайн на основе AI & Data» в Москве. Обучение прошли 170 слушателей
-
Стартовал уникальный проект «Марафон ДПО» — обучение граждан России на 13 лучших онлайн-программах дополнительного профессионального образования. На обучение в рамках марафона получено 43 788 заявок из всех регионов страны.
Ноябрь
-
ТГУ и IT-партнёры университета создали программу цифрового ликбеза для вузов и госкомпаний. Образовательный курс «Цифровая гигиена» представили в Москве на форуме «Открытые данные».
-
Школа цифровой дидактики ИДО ТГУ объявила второй набор слушателей на онлайн-программу «Педагогический дизайн на основе AI & Data».
Декабрь
-
В Нижнем Новгороде на площадке Корпоративного университета Правительства Нижегородской области состоялась стратегическая сессия «От федерального проекта к национальной стратегии: развитие ДПО и поддержка занятости», где обсуждались лучшие практики реализации федерального проекта «Содействие занятости» и планы по переходу к проекту «Активные меры содействия занятости» национального проекта «Кадры».
-
Студенты цифровых кафедр ТГУ успешно прошли комплексную проверку уровня полученных компетенций, которую организовал Университет Иннополис (г. Казань) по заданию Минобрнауки и Минцифры РФ.
-
29 индонезийских студентов завершили обучение в ТГУ по программе IISMA. Две профильные образовательные программы на английском языке для студентов из Индонезии разработал Институт дистанционного образования ТГУ.