Меняется рынок труда, меняется проект, меняемся мы

Меняется рынок труда, меняется проект, меняемся мы

В начале декабря в Волгограде состоялась итоговая сессия «#средавласти: практика взаимодействия участников федерального проекта «Содействие занятости».

Целью встречи было обсудить итоги уходящего года и планы на будущее. Организаторами сессии стали ТГУ как федеральный оператор проекта и Академия бизнеса и управления системами.

Михаил Шепель, директор ИДО ТГУ и Межрегионального центра ДПО и содействия занятости ТГУ, рассказал нашим коллегам из ТГУ о том, что обсуждали на сессии и какие нововведения ожидаются в следующем году.

Планы выполнены, есть новые вызовы

В этом году мы можем констатировать, что Томский госуниверситет как один из трех федеральных операторов реализовал самую большую квоту и в части обучившихся, и в части трудоустроившихся граждан.

Сейчас обсуждается увеличение показателей трудоустройства до 85% от числа завершивших обучение в следующем году. Это, конечно, будет для нас вызовом, но, уверен, мы и с ним справимся, так как показатели трудоустройства у нас традиционно высокие, и есть потенциал роста в этом плане.

2023_12_15_18_18_55.png

Один из самых важных итогов — формирование бесшовной цифровой среды. Все участники образовательного процесса стали ближе друг к другу: наша LMS-система Odin и CRM-система Flow объединяют всех участников — заявителей, центры «Работа в России» и «Мой бизнес» и образовательные учреждения, позволяя пройти весь путь от подачи заявки до выдачи документа относительно комфортно. Процесс стал эффективнее, быстрее, удобнее. Это, несомненно, очень важная победа.

2023_12_15_18_25_32.png

В Волгограде мы выступили с инициативой создать рабочую группу, куда войдут представители всех заинтересованных министерств, федеральных операторов, образовательных учреждений и региональных органов власти. Её миссией будет обсуждение подходов к реализации программ ДПО и профессионального обучения в онлайн-формате, разработка стандартов качества реализации таких программ и распространение этих стандартов на всех федеральных операторов и все образовательные учреждения, вовлеченные в проект «Содействие занятости». Это — очень важная инициатива, и мы рассчитываем, что рабочая группа какие-то подходы наработает к январской стратегической сессии в Томске, о которой я расскажу далее.

Дополнительно к работе этой группы в части контроля качества на нормативном уровне уже закрепляется механизм вовлечения работодателей в итоговую аттестацию программ. Теперь абсолютно все программы всех образовательных учреждений будут обязаны включать в свою итоговую аттестацию представителей работодателя, причем инициировать включение могут и должны будут региональные органы исполнительной власти, которые направляют граждан на обучение в своем субъекте. Они должны предлагать работодателя, готового участвовать и в итоговой аттестации. Кроме этого, естественно, и само образовательное учреждение может включать таких работодателей в контур своих образовательных программ. Это тоже вызов, потому что далеко не все образовательные программы сегодня используют такой механизм. С одной стороны, это — сложность, с другой стороны, это — еще один шаг, подталкивающий к более тесной кооперации вузов с реальным сектором экономики.

Встречаемся в январе. В Томске

Мы договорились с Министерством Труда Российской Федерации, что в январе на территории Томска, в стенах Томского госуниверситета, пройдет большое мероприятие, посвященное итогам проекта «Содействие занятости» в 2023 году, в     формате стратегической сессии. Будем складывать подходы будущего, обсуждать возможности сделать проект еще более эффективным и ответить на вызовы будущего года.

Мы пригласим всех региональных министров труда, представителей Миноборнауки, Минпросвещения, Минтруда, Роструда и, конечно, всех трех федеральных операторов. Обсудим итоги и проблемы, связанные с нехваткой рабочих кадров, которая стала причиной изменения архитектуры проекта в 2024 году в части категорий слушателей. К нам снова возвращаются ищущие работу, то есть, уже работающие граждане, желающие повысить свою квалификацию для того, чтобы перейти на другую работу или освоить новые компетенции для работы в своей организации.

50% всей квоты проекта будет выделена именно на данную категорию. Сложность в данном случае заключается в том, что обучать их можно будет не по любым программам, а только по определенным направлениям, которые будут заданы правительством Российской Федерации. То есть речь идет о профессиях, требуемых в реальном секторе экономики, там, где действительно существует нехватка кадров или компетенций. Это — пожелание и государственная воля: сфокусировать предметно-тематическое поле проекта на запросах реального рынка труда. Огромное количество предприятий просто «кричат» о том, что им не хватает работников. Это как предприятия оборонно-промышленного комплекса, так и другие предприятия реального сектора экономики. Федеральный проект просто обязан учитывать их интересы и пожелания! Некоторые же образовательные учреждения гонятся за трендовыми программами, например, по подготовке специалистов по работе на маркетплейсах или дата-аналитиков, потому что они просто популярны. А люди считают, что на них они быстро научатся чему-то и начнут много зарабатывать, что может совершенно не соответствовать действительности.

В общем, в следующем году проект «Содействие занятости» будет ориентирован на реальный сектор, это — задача государственной важности и новый вызов для нас.

2023_12_15_18_27_23.png

Ещё одним важным предметом обсуждений на январской встрече будет синхронизация разных проектов в области непрерывного образования между собой. «Содействие занятости», «Цифровые кафедры», «Код будущего» и другие проекты — все они в конечном счете решают задачу поддержки рынка труда Российской Федерации и непрерывной подготовки соответствующих компетенций на уровне школы, университета, и так далее. Их синхронизация и взаимодополнение станут предметом соответствующего обсуждения.

Сложное решение: самозанятость больше не показатель

Очень важное нововведение: после долгих дискуссий было принято волевое и очень непростое решение об исключении самозанятости как показателя трудоустройства выпускников программ. Опыт доказал, что не всегда самозанятость обеспечивает реальный вклад в экономику. Мы это понимаем, поэтому будем ориентироваться на перестройку программ, их ориентацию на реальный сектор и предприятия, а также получение заказа на переобучение сотрудников из реального сектора экономики.

Однако предпринимательский трек остается, но теперь, выбирая его, человек должен будет заключить трехсторонний договор с образовательной организацией и центром «Мой бизнес», которые должны будут участвовать в проверке его итоговой работы, оценивать бизнес-план и направлять на получение соответствующей субсидии для первого старта. При этом обязательством гражданина будет создание полноценного ИП. Таким образом, можно сказать, что рамки для предпринимательского трека несколько ужесточаются.

Контроль качества образования

Ещё один важный вопрос, который мы обсуждали и продолжим обсуждать — качество образования, поскольку значительное количество слушателей по линии всех трех федеральных операторов учились в онлайн- или смешанном формате. Возникает закономерный вопрос: возможно ли в должном качестве реализовывать образовательные программы в онлайн-формате по всем направлениям? Отсюда есть необходимость разрабатывать новые подходы к контролю качества. Это становится ещё более актуальным в связи с тем, что теперь проект будет полностью ориентирован на реальный сектор экономики.

Важное нововведение — добавляется обязательное согласие на проверку Рособронадзором всех образовательных программ в части ДПО. Раньше этого не было, теперь все участники проекта, все образовательные учреждения, которые хотят с нами работать и войти в этот проект, обязаны будут согласиться на соответствующую проверку Рособронадзора в части надлежащего исполнения договора по качеству реализации образовательных программ.

В целом, наработан большой позитивный опыт: проект признан эффективным, поэтому, мне кажется, со всеми вызовами мы справимся. Тем более, что одним из результатов реализации «Содействия занятости» стало формирование профессионального сообщества вузов, частного сектора, образовательных организаций, техникумов, региональных органов исполнительной власти. У нас есть все необходимые инструменты для того, чтобы взять на себя новые обязательства и выполнить их.

Меняется рынок труда, меняется проект

Происходит эволюция проекта в соответствии с меняющейся ситуацией в экономике и на рынке труда, в свою очередь меняющихся под влиянием множества обстоятельств. В пост-ковидном 2021 году рынок труда был другим, важно было человеку помочь самоопределиться и найти себя.

Сегодня у нас критически низкая безработица. Действительно, кажется, что исторически низкая безработица — это исключительно положительное явление. На самом деле, это представляет собой проблему: сильный дефицит кадров. А с учетом того, что к 2030 году прогнозируется негативный тренд на «выпадение» из экономики основного трудоспособного населения в возрасте 30-39 лет, ситуация может стать критической.

2023_12_15_18_26_45.png

Поэтому мы стараемся работать на опережение: сейчас ожидаем выхода специального приказа Роструда с профессиями, которым можно будет учить ищущих работу. Пока оно не появилось, но есть приказ Минтруда номер 831 «Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Всем участникам «Содействия занятости» можно на него ориентироваться и планировать работу «на опережение».

Я поздравляю всех коллег с наступающим Новым годом и желаю сил, здоровья и творческих идей для плодотворной работы! Наш Институт дистанционного образования благодарен всем партнерам за работу и надеется на сотрудничество в будущем!

Источник — https://news.tsu.ru/projects/employment/menyaetsya-rynok-truda-menyaetsya-proekt-menyaemsya-my/


Смотрите также