Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Недавно мы писали о том, что в ТГУ реализуется федеральный образовательный проект «Цифровые кафедры». Робототехника, искусственный интеллект, информационные системы и веб-приложения, цифровая юриспруденция, аналитика данных, управление IT-проектами — это еще не весь список образовательных возможностей, которые предлагают цифровые кафедры для студентов.

Как формируются учебные программы на этих кафедрах? Могут ли по этим программам учиться студенты не только ТГУ, но и других вузов? Кто обучает студентов на «Цифровых кафедрах»? Об этом рассказывает Дарья Маслова, директор Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ, руководитель проекта «Цифровые кафедры».

— Проект появился два года назад, он реализуется в рамках государственной программы стратегического и академического лидерства «Приоритет 2030». У нас состоялось уже два выпуска, сейчас идет третий набор. Есть показатель для каждого университета, сколько студентов мы должны обучить и гарантированно выпустить. Этот показатель каждый год растет. В 2022 году мы выпустили 865 человек, в текущем году прошли обучение 1500 человек. В новом наборе-2024 мы собираемся принять на цифровые программы 2706 студентов. Систему цифровых кафедр в российских вузах курирует федеральный оператор проекта — университет Иннополис, который находится в Казани. Над ним стоят два министерства — науки и высшего образования и министерство цифрового развития. Ежегодно они предоставляют нам перечень цифровых компетенций, которые мы включаем в свои программы. Практически все вузы реализуют эти программы в формате профессиональной переподготовки длительностью от 9 до 12 месяцев, трудоемкостью от 256 учебных часов.

— Список компетенций учитывает реальные потребности государства, рынка и различных отраслей экономики в новых специалистах?

— Да, в этом списке есть именно те компетенции, которые требуются отраслям сегодняшней экономики и науки. Они распределены по блокам: технические специальности, гуманитарные, науки о Земле и так далее. Когда мы разрабатываем программы профпереподготовки, берем не менее двух или трех компетенций из каждого списка и включаем их в учебные курсы. Разработанные программы отправляются на экспертизу в университет Иннополис, где отраслевые советы дают экспертную оценку. Если программам требуется доработка, мы вносим требуемые изменения. Утвержденная программа стартует с осени.

— Кто решает, какие компетенции будут включены в программы конкретного вуза? Например, в программы ТГУ?

— Каждый из 142 вузов, участвующих в проекте, решает этот вопрос по-своему. Есть вузы, где цифровые кафедры — часть очного обучения. «Цифровые» пары стоят в расписании, и студенты на них автоматически приходят. У нас другой подход. В первый год проекта у нас было восемь «цифровых» программ, в 2024-м — 11, в следующем будет 14. Я, как руководитель проекта, и Евгений Иващенко, как менеджер проекта «Цифровые кафедры» в ТГУ, — работаем с командами разных факультетов. На факультете журналистики под руководством молодого преподавателя Максима Ваганова создана программа «Цифровая журналистика». На юридическом факультете есть Татьяна Трубникова, автор программы «Цифровая юриспруденция». На химическом факультете Ирина Курзина разработала курс «Цифровая химия». То есть мы работаем с носителями содержания как администраторы процесса. Программы создают авторы, а мы организуем работу по реализации программ, анализируем, куда двигаться дальше, какие темы сейчас в приоритете и т.д.

— Учиться на цифровых кафедрах могут все желающие или только студенты?

— Обучаться на «Цифровых кафедрах» могут студенты, кроме тех, для кого информационные технологии являются основной специальностью, из любых вузов и регионов РФ.

— Какой документ об образовании получают выпускники «Цифровых кафедр»?

Когда студент получает диплом о высшем образовании, переподготовка по направлению «информационные технологии» может быть вписана в диплом как вторая квалификация. После обучения на цифровой кафедре оформляется диплом, подтверждающий профессиональную переподготовку. Но если студент находится на втором или третьем курсе и прошел программу цифровых кафедр, мы не можем выдать ему диплом сразу. Он получит его вместе с окончанием основного обучения. То есть студент может работать по IT-специальности еще до окончания вуза, но без соответствующего документа.

— С чем связано такое резкое повышение числа обучающихся — от 800 человек два года назад до почти трех тысяч сейчас?

— Здесь важно понимать, зачем этот проект был создан, какие цели он преследует. Из России ушли многие зарубежные технологии, ограничен доступ к лицензиям. Нам нужно развивать собственные технологии и импортозамещение, чтобы обеспечить технологическую безопасность и независимость от внешних территорий. России нужны специалисты, которые в своей области, например, биологии, химии, экономике или журналистике, могут работать с цифровыми технологиями. Не обязательно уметь программировать, но нужно уметь поставить задачу программистам. Цифровые кафедры готовят людей, которые смогут сделать свои сферы деятельности более цифровизованными. Проект «Цифровые кафедры» будет действовать до 2030 года. Планируется, что к этому времени выпустится несколько миллионов человек, способных работать в условиях цифровой экономики.


— Как строятся программы обучения на цифровых кафедрах? Они все отличаются друг от друга, или есть что-то общее?

— В этом году мы решили выйти на следующий уровень и сделать новые программы по-другому принципу. Раньше это были линейные программы профпереподготовки, они существовали независимо друг от друга. В октябре открываем три новые программы. Одна в области искусственного интеллекта, ее реализуем вместе с Центром прикладного анализа больших данных ТГУ, руководитель Юлия Мундриевская. С факультетом журналистики ТГУ запускаем программу «Цифровое продвижение». Третью программу создал Центр технологического и исследовательского сопровождения ИДО ТГУ, она называется «Цифровая дидактика», руководитель Артем Фещенко. Программы будут полностью проходить в онлайн-формате и состоять из модулей. Первый модуль — это ядро, введение в соответствующую профессиональную отрасль: социология, журналистика или педагогика. Второй блок — универсальные цифровые навыки на выбор: коммуникация в цифровой среде, организация работы команды в удаленном формате и т.д. Следующий модуль — программирование на языке Python, он у нас трехуровневый, от базового элементарного до машинного обучения. И блок по генеративному ИИ, который обучает как работать с нейросетями в качестве пользователя. В конце курса — специализация по конкретному направлению. Если студент учится на цифровой кафедре по программе, связанной с ИИ, то в финальном модуле выполняет прикладную работу. На кафедре по цифровой дидактике — осваивает ремесло педагогического дизайнера или куратора онлайн-платформ. Или, соответственно, получает конкретную профессию по цифровой журналистике. Когда студенты придут на цифровые кафедры, у них вначале будут общие курсы — например, по программированию на Python или использованию ИИ, а потом они разойдутся по специализациям.

— Любые факультеты могут открыть у себя цифровую кафедру? Или есть приоритетные направления?

— Новые программы делают те факультеты, которые хотят и могут. Наш Центр педагогического дизайна и онлайн-обучения разработал этот модульный формат. Мы начали его проектировать, и факультеты сами проявили инициативу — «вы это делаете, и нам интересно, мы тоже хотели бы встроиться». Когда инициативы совсем нет, мы думаем, с каким факультетом можно попробовать сделать цифровую программу, кто максимально гибкий и отзывчивый, где цифровой курс органично встроится в основную учебную программу. С этими факультетами мы связываемся сами и предлагаем им попробовать создать новый формат обучения.

Сейчас несколько факультетов готовы экспериментально зайти в проект. Это факультет исторических и политических наук, факультет иностранных языков, филологи. Они готовы экспериментировать, встраиваться в эту модель — в начале блок цифровых навыков, а в конце прикладная профессия в их сфере деятельности. Например, историк с умением программировать на Python — что он делает, какие задачи решает? У факультетов есть возможность осмыслить эти вопросы и, если найдут ответы, то интегрировать «цифровые» знания в основное образование.

Узнать больше о «Цифровых кафедрах» и подать заявку на бесплатное обучение

Часть 1. БЛОГ. Цифровизируйся на любой специальности

Смотрите также

Развитие системы онлайн-обучения в организации

Развитие системы онлайн-обучения в организации

В новом блоге Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов ЦПДО ИДО, рассказывает об особенностях программы обучения «Методист по созданию образовательных продуктов» и о том, как онлайн-формат меняет подход к обучению

05.09.2024
Цифровизируйся на любой специальности

Цифровизируйся на любой специальности

Два года назад ТГУ стал участником федерального образовательного проекта «Цифровые кафедры». Его цель — дать возможность студентам любых специальностей, в том числе гуманитарных и естественнонаучных, получить дополнительную квалификацию в области информационных технологий (IT) параллельно с основной программой.

10.06.2024