Цифровизируйся на любой специальности

Цифровизируйся на любой специальности

Два года назад Томский государственный университет стал участником федерального образовательного проекта «Цифровые кафедры». Его цель — дать возможность студентам любых специальностей, в том числе гуманитарных и естественнонаучных, получить дополнительную квалификацию в области информационных технологий (IT) параллельно с основной программой.

Спектр предлагаемых квалификаций довольно широк: робототехника, искусственный интеллект, виртуально дополненная реальность, разработка информационных систем и веб-приложений, цифровая юриспруденция, цифровая журналистика, аналитика данных, менеджмент гибкого управления IT-проектами, тестирование программного обеспечения и другие.

Обучение на цифровых кафедрах ТГУ ведется в онлайн-формате в течение восьми месяцев, с октября по май. В июне студенты проходят стажировку на одном из предприятий-партнеров программы и по итогам получают сертификат. А приобретенная квалификация вписывается в диплом о высшем образовании как вторая специальность.

Учиться по одной из 14 программ цифровых кафедр, которые сейчас реализует ТГУ, могут студенты бакалавриата, начиная со второго курса, студенты специалитета с третьего по пятый курс, магистранты любых факультетов, кроме тех, для кого информационные технологии являются основной специальностью, и ординаторы медицинских вузов. Онлайн-формат дает возможность обучаться студентам из любых российских регионов, причем бесплатно.

Цифровые кафедры готовят специалистов, которые в большинстве своем не будут айтишниками, — говорит Дарья Маслова, руководитель Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ, руководитель проекта «Цифровые кафедры» в ТГУ. — Эти программы созданы не для того, чтобы будущие юристы, химики или журналисты поменяли профессию и начали программировать. Мы готовим людей, которые, выйдя на работу по своей основной специальности, будут понимать, как работают цифровые технологии в их профессиональной сфере, как их можно использовать, как ставить конкретные задачи IT-специалистам и говорить с ними на одном языке... Кто-то из выпускников цифровых кафедр, возможно, сможет быть программистом, но основная задача — подготовить широкую прослойку людей, которые будут способны работать в условиях цифровой экономики.

Цифровые компетенции уже сейчас востребованы в большинстве отраслей промышленности. Они активно внедряются в науку, медицину, образовательную сферу, и даже гуманитарии становятся все более «цифровизованными». Новая экономика требует профессионалов с другим уровнем подготовки, и ТГУ, как один из ведущих университетов страны, отвечает на этот вызов.

В первый год реализации проекта «Цифровые кафедры» обучение по онлайн-программам ТГУ прошли 856 человек из разных вузов России. В этом году выпускается уже 1500 студентов, которые завершили в конце мая теоретическую часть программы и сейчас проходят стажировки на предприятиях, решая реальные производственные задачи под руководством наставников.

Цифровых программ становится больше

Конкуренция на этом поле высокая, в проекте задействованы вузы-участники государственной программы стратегического и академического лидерства «Приоритет 2030». Каждый из них по-своему организует процесс получения знаний на цифровых кафедрах. Кто-то предлагает очные образовательные программы, что делает их недоступными для студентов из других городов. Другие встраивают освоение цифровых технологий в основные образовательные программы, и студенты проходят обучение IT в обязательном порядке, не имея возможности выбора. ТГУ пошел другим путем, более сложным, но и более креативным.

— Мы постоянно увеличиваем количество программ в проекте «Цифровые кафедры», — комментирует Дарья Маслова. — В 2022 году их было восемь, в прошлом году 11, а сейчас мы объявили набор студентов на 14 «цифровых» программ, которые стартуют в октябре. Уже идет сбор предзаявок на эти программы, три из которых новые: курс по работе с искусственным интеллектом, курс по цифровому продвижению, который делаем совместно с факультетом журналистики ТГУ, и курс цифровой дидактики, его подготовил Институт дистанционного образования. Ни одна компания по набору обучающихся у нас не реализуется по принципу «загнать студентов и всех обязать учиться на цифровых кафедрах». Наоборот, мы предлагаем тем, кто подал заявку, приложить к ней мотивационное письмо, чтобы студент понимал, куда он идет, точно ли он этого хочет, и предпринял усилие для того, чтобы попасть на обучение. Это позволило нам отобрать студентов более мотивированных, которые готовы инвестировать свое время в получение дополнительной квалификации.

Новый формат «цифрового» обучения

Три новые программы на цифровых кафедрах ТГУ отличаются по организации учебного процесса от всех предыдущих. Единственное, что останется неизменным, — онлайн-формат. Сами программы разделены на модули, часть из которых будет общей для всех студентов. Введение в цифровые технологии, универсальные навыки — например, коммуникация в цифровой среде или использование генеративного искусственного интеллекта, программирование на языке Python — эти блоки общие для всех, а в конце будет блок знаний и навыков по той специализации, на которую студент записался.

Сейчас основной процент обучающихся на программах цифровых кафедр ТГУ — студенты вузов из других городов. Их примерно 65 процентов. ТГУ сотрудничает по этому направлению с 80 образовательными организациями страны, к октябрю 2024 года их будет не меньше 100, в том числе университеты из новых регионов РФ. План по набору на следующий учебный год — 2706 человек. В проекте участвуют более 30 компаний-партнеров из реального сектора экономики, которые предоставили возможность стажировки студентам, получающим знания на цифровых кафедрах ТГУ.

На некоторых программах обучается около 400 человек одновременно, и всем нужно обеспечить возможность стажировки. Нам это удается, — говорит Дарья Маслова. — В данный момент все 1500 студентов проходят стажировку, она заканчивается 1 июля. Получить сертификат, подтверждающий обучение на цифровой кафедре, ребята смогут только вместе с дипломом о высшем образовании, но работать с применением цифровых технологий они смогут уже сейчас. Полученные знания и умения значительно повышают их конкурентоспособность на рынке труда.

Подай предварительную заявку с мотивационным письмом и гарантированно забронируй себе место на программе.

Больше материалов по теме:

Проект «Цифровые кафедры» запускают в Херсонской области

Награда за выдающиеся успехи в реализации проекта «Цифровые кафедры» в 2022 году

Смотрите также

Развитие системы онлайн-обучения в организации

Развитие системы онлайн-обучения в организации

В новом блоге Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов ЦПДО ИДО, рассказывает об особенностях программы обучения «Методист по созданию образовательных продуктов» и о том, как онлайн-формат меняет подход к обучению

05.09.2024
Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Робототехника, искусственный интеллект, информационные системы и веб-приложения, цифровая юриспруденция, аналитика данных, управление IT-проектами — это еще не весь список образовательных возможностей, которые предлагают цифровые кафедры для студентов

09.08.2024