ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

ЕdТесh или «продукты в области образовательных технологий» представляют собой цифровые решения, повышающие качество и эффективность образовательного процесса. Российские образовательные технологии находятся в благоприятных условиях для расширения возможностей, однако, сфера вынуждена искать пути решения ряда проблем. Артем Викторович Фещенко, начальник отдела информационных ресурсов и технологий, заведующий учебно-научной лабораторией компьютерных средств обучения Института дистанционного образования ТГУ, поделился своим взглядом на тему изменения условий применения цифровых образовательных технологий в области смешанного обучения.

— На данный момент формат смешанного обучения столкнулся ограничением доступа к продуктам, проектам и цифровым сервисам, которые ранее достаточно широко использовались в организации учебного процесса. Насколько пагубно это отразилось на образовательном процессе российских университетов и, в частности, ТГУ?

— Действительно, в последнее время педагогический состав и студенты столкнулись с ситуацией, когда часть цифровых сервисов, которые раньше использовались в обучении, недоступны. Говоря о причинах, первая – это ограничение доступа со стороны разработчика, вторая – ограничение со стороны контролирующих органов Российской Федерации (Роскомнадзор). Бывает, что образовательные ресурсы «соседствуют» с контентом и сервисами, которые идентифицируются как нежелательный контент. В случае, когда сервисы физически находятся на одних IP-адресах, происходит блокировка точки физического сервера в целом. Ситуацию фрагментарно можно заметить на примере видеохостинга YouTube или конструктора сайтов Tilda Publishing.

Первый тип ограничений представляет полное отключение доступа для пользователей из РФ. Часть иностранных компаний уже прекратила доступ или планирует это сделать. Существует другой тип ограничений, при котором невозможно приобретение новых лицензий, однако, текущие продолжают свое действие до конца календарного года или дольше. Третий тип ограничений проявляется в запрете на создание новых аккаунтов пользователей из РФ, но об ограничении работы уже существующих пользователей речь не идет.

— Какая ситуация с инструментами универсального назначения, которые косвенно влияют на образовательный процесс?

— Число доступных технологий, которые позволяют организовать интерактивные занятия, совместную работу с обратной связью в режиме реального времени, также существенно сократилось. Сервисы компаний Mentimeter и Miro, наиболее распространенные в образовательном процессе вузов, функционируют, однако, есть риск ограничения доступа.

Учебный процесс – это всегда взаимодействие, поэтому инструменты универсального назначения активно используются в образовании.

— Какие сервисы и разработки ТГУ сейчас используются при организации смешанного формата обучения?

— ТГУ не является компанией-разработчиком IT-технологий, однако, в партнерстве с компаниями по разработке ПО появилось несколько уникальных продуктов.

Есть четыре основных технологии, которые используются в учебном процессе в разной степени интенсивности. «Актру» – аудитория, позволяющая проводить занятия в смешанном формате. В начале семестра по санитарно-эпидемиологическим причинам обучение было преимущественно в онлайн, однако, сейчас происходит постепенный выход. Преимущество в сочетании не только офлайн, онлайн форматов работы и технологии информационного обмена, но и в совместном образовательном пространстве для «очных и дистанционных» студентов. «Маркетплейс: биржа микроконтента» - платформа с 876 единицами контента (hard & soft skills), практико-ориентированным подходом к формированию микронавыка за 45 минут. Plario – модель индивидуального репетитора, система адаптивного обучения математике. 3D-контент для очного и онлайн-обучения – конструктор 3D-контента и интерактивная стена Hand Wall.

— Есть ли у команды ТГУ шанс занять свое место в дефицитных на данный момент нишах EdTech?

— Да, у команды ТГУ по разработке EdTech есть неплохие шансы. Образовательные технологии ТГУ появились для закрытия технологических дефицитов, которые испытывали университеты еще до тотального ограничения доступа. Разработки ТГУ являются уникальными продуктами инновационной мысли, у которых нет аналогов ни в России, ни в мире, поэтому существует потенциал масштабирования и появления инструментов в других вузах. Цифровые образовательные технологии ТГУ могут инструментально обогатить учебный процесс многих других вузов.

— Лучшие университеты страны в качестве информационно-образовательной среды для основного или дополнительного образования используют виртуальную обучающую среду Moodle. Существует ли опасность приостановки доступа к этой LMS?

— У этого вопроса есть две стороны: техническая и юридическая. Технически сообщество разработчиков находится в Австралии, но можно точно сказать, что нет технической возможности заблокировать работу этого открытого ПО на серверах российских вузов, потому что оно существует автономно и не связано с лицензиями, ключами, удаленным доступом.

С юридической точки зрения, тип лицензии не предполагает аннулирование права доступа пользователя. Moodle - свободно распространяемое программное обеспечение, на которое по всему миру разрабатывается большое количество дополнений.

Естественно, мы не исключаем возможность введения ограничений внутри РФ, так как может быть форсирован переход на отечественные ПО. В этом случае от команды университетов потребуются дополнительные усилия для поддержания работы на этой LMS в вузе. Moodle, как программное ядро, при достройке дополнений и адаптации под нужды конкретного вуза, фактически может превратиться в отдельный продукт и регистрироваться в реестре отечественного ПО, поэтому риск также может быть снят.

Таким образом, нет причин переживать по поводу остановки или прекращения работы Moodle в российских образовательных организациях.

— Какие дефициты рынка закрывает разработка плагинов для Moodle? Можно ли говорить о повышении интереса к сфере мониторинга и аналитики образовательных активностей за пределами ТГУ?

LMS Moodle позволяет управлять учебным процессом и публикуемым контентом. Аналитика внутри курсов выстроена так, что преподаватель может проанализировать успешность реализации обучения через соответствующие отчеты, однако, в этой LMS нет инструментов, позволяющих проводить мониторинг на уровне образовательной программы, факультета и университета. Мы говорим о более высоком уровне аналитики, необходимой для улучшения учебного процесса. За последние 5 лет ТГУ, в соответствии с запросами университета, создал более 20 дополнительных инструментов мониторинга и аналитики, которые позволяют проследить динамику образовательных активностей студентов и преподавательского состава в разрезе программы, факультета и университета в целом.

Практика показывает, что дефицит подобных аналитических инструментов существует и в других вузах, использующих LMS Moodle. Томский государственный университет открыт к сотрудничеству, готов не только передавать опыт, но и создавать новый, совместно разрабатывая уникальные инструменты. Плагины Moodle будут интересны руководителям учебных подразделений, заместителям деканов по учебной работе и электронному обучению, руководителям образовательных программ.

— Какими сервисами ТГУ пользуется для организации вебинаров, семинаров? Будут ли изменения в инструментах связи?

— Сейчас в LMS Moodle встроено три системы: Adobe Connect, Mind и BigBlueButton. Исторически сложилось, что чаще всего используется Adobe Connect – он появился значительно раньше. Несмотря на то, что Adobe Connect является иностранным ПО, сервис работает стабильно по приобретённой ТГУ бессрочной лицензии. Сервис обладает рядом важных для преподавателей функций, отсутствующих, например, в популярном ZOOM. Но риски остановки платформы из-за дополнительных антироссийских санкций исключать нельзя. Поэтому в качестве альтернативного сервиса рекомендуем обратить внимание на российскую разработку платформу для видеоконференций и удаленной работы Mind.

— Поделитесь с нами рекомендациями на тему российских конкурентоспособных цифровых образовательных сервисов для организации смешанного обучения.

— Спецификой смешанного формата обучения является сочетание офлайн-работы с онлайн. LMS Odin от российского разработчика позволяет авторам публиковать учебные материалы из своего курса в общем marketplace. Все сотрудники ТГУ имеют возможность бесплатно добавлять готовые видео-лекции, тесты и задания по математике, истории, физике, философии, менеджменту из marketplace в свои курсы.

Функциональные платформы Stepik и Eduardo позволяют учитывать данную специфику. Eduardo – подпроект платформы Лекториум, позволяющий бесплатно создать ряд курсов численностью до нескольких сотен человек. Stepik отличается набором функций, но работает по той же логике. В случае, если у преподавателя есть запрос на внешний курс за пределами LMS университета, то советую обратиться к данным платформам.

В ряду предлагаемых решений для смешанного обучения особенной является относительно новая для российского рынка EdTech платформа Pruffme. Pruffme - это онлайн-сервис для создания и проведения собственных вебинаров, видеоконференций, курсов, тестов и опросов. Она предлагает современные инструменты видеосвязи, коммуникации и группового взаимодействия для представителей бизнеса и образования. С одной стороны, сервис представляет собой конструктор курсов, с другой, виртуальную доску для совместной работы, с третьей стороны, решение для видеоконференцсвязи, проведения вебинаров. Для университетов, в которых не произошло стремительного перехода на внутренние ресурсы университета, в случае, когда оказались недоступны зарубежные продукты, советую обратить внимание на платформу.

Среди инструментов универсального назначения, отчасти закрывающий функционал Google, отмечу сервисы Яндекс.

Советую ознакомиться с более широким перечнем сервисов в блоке «Цифровые инструменты преподавателя».


Смотрите также