Возможности онлайн-образования

Возможности онлайн-образования

Пандемия внесла коррективы во все жизненно-важные процессы общества. На смену очному образованию пришёл полный онлайн-формат, к которому каждый приспособился по-своему. Оказалось, что многие процессы можно без особого труда перевести в «дистант» и при этом оставаться продуктивным, а также заниматься самообразованием из любого удобного вам места. В интервью с Дарьей Масловой, директором Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов, мы обсудили, какой спектр возможностей открывает онлайн-образование для слушателей.

- Томский государственный университет начал цифровизацию образовательных процессов задолго до начала пандемии. Почему университет сделал ставку на развитие онлайн-курсов и образовательных онлайн-программ?

- ТГУ входит в группу университетов, которые давно развивают технологии электронного обучения и онлайн-образования. В 1998 году для развития этого направления был создан Институт дистанционного образования. С 2013 года университет начал использовать систему управления обучением «Электронный университет – MOODLE», при том что даже в 2022 году не все вузы РФ внедрили LMS-системы в свой образовательный процесс. Что касается онлайн-курсов, к их разработке мы приступили в 2014 году, при этом ранее мы уже имели опыт в записи видео-лекций и разработке методических материалов для организации электронного обучения. И поскольку мы всегда идём на опережение и риск, работаем с сопротивлением инновациям, можно сказать, что наша разработка полноценных онлайн-программ – тоже проект в духе ИДО. Пандемия показала, что очень многие процессы можно осуществлять, не выходя из дома. Онлайн-технологии в образовании открывают огромный спектр возможностей для слушателей, и мы в ТГУ готовы помочь раскрыть их потенциал. Мы считаем, что цифровая трансформация мира, образа жизни и работы, когда мы совмещаем трудовую деятельность и досуг, поможет сделать онлайн-образование неотъемлемой частью нашего времяпрепровождения. Сейчас мы активно исследуем возможности онлайн-обучения и занимаемся разработкой таких программ, которые будут востребованы и перспективны у тех, кто начнёт менять свой образ жизни, образ мышления в современных условиях.

- Как профессорско-преподавательский состав ТГУ относится к цифровизации образовательного процесса?

- Новое – это всегда страшно. Преподаватели чаще всего с опаской относятся к новым технологиям и явлениям. Они предпочитают какое-то время присматриваться к ним. Но в любом начинании есть пионеры-первопроходцы, которые готовы пробовать и на своём собственном опыте выстроить систему и апробировать продукт. Вместе с ними мы делаем шаг в неизвестность и создаём новые нормы, вся организационная система рождается по пути. И когда она уже формируется и доказывает свою эффективность, к нам начинают подключаться новые заинтересованные преподаватели, а мы в свою очередь с приобретенным опытом и знаниями готовы масштабировать удачный опыт. Таким образом мы идём от апробации на конкретных кейсах и программах с целью выйти на весь университет.

Поддержка преподавателей в Институте дистанционного образования осуществляется Отделом методического сопровождения электронного обучения, который курирует базовые процессы, связанные с электронным обучением в университете (с LMS Moodle и прочими дистанционными технологиями).

Если говорить о поддержке онлайн-курсов, то мы ежегодно проводим Сибирскую школу Массовых открытых онлайн-курсов (сокр. Сибирская школа МООК), которая пользуется популярностью не только среди преподавателей ТГУ, но и за его пределами. Один-два раза в год мы собираем большое количество представителей из других университетов страны, обычно цифра колеблется от 50 до 60 участников, которые готовы перенять наш опыт в разработке онлайн-курсов.

Также мы в прошлом году запустили проект «Акселерация программ смешанного и онлайн-обучения в ТГУ», в рамках которого мы помогаем командам образовательных программ спроектировать их онлайн-видение. Мы проходим с ними механизм проектирования от идеи и до запуска программ, а после оказываем поддержку преподавателям и учебным подразделениям, чтобы этот вариант программы успешно реализовывался. В рамках работы над программой мы занимаемся не только методическим сопровождением, но и готовим контент, подключаем партнёров.

- «Акселератор» продолжится в этом году?

- В этом году мы пожимаем плоды предыдущего «Акселератора». В 2021 году в проекте участвовали программы, которые мы готовили к запуску в формате смешанного и онлайн-обучения. То есть были программы, в которые мы добавляли различные элементы онлайна, но при этом они продолжали жить в офлайне. В прошлом году этот процесс прошли 17 команд. Некоторые из программ были разработаны в ходе проекта, некоторые были переработаны с нашей помощью. В итоге мы отобрали 10 наиболее перспективных программ и продолжили взаимодействовать с их командами. Мы запустили две англоязычных онлайн-магистратуры – это программы «Global Master’s in English Language Teaching (ELT) Leadership)» (рук. П. Дж. Митчелл) и «International Management» (рук. О.В. Недоспасова). Дополнительно команда магистратуры «Цифровые технологии в издательском деле» в процессе проработки заданий «Акселератора» пришла к выводу, что её можно реализовывать полностью в онлайн-формате и она увидела в этом перспективу. С весны прошлого года мы готовим данную программу к совместному запуску в режиме онлайн с компанией Нетология. Также по следам прошлого года мы проектируем онлайн-программу профессиональной переподготовки в области Data Science, которая также будет запущена уже этой осенью. Мы продолжаем получить фидбэк от участников прошлого года и есть список желающих поучаствовать в проекте в этом году. Это здорово, что случилась такая, своего рода, цепная реакция. Совсем скоро мы официально объявим набор в новый Акселератор и будем ждать новых участников.

- Почему в ТГУ не реализуют онлайн-программы бакалавриата?

- Чаще всего, бакалавры – молодежь, которая находится в возрасте становления личности, тут важен момент социализации. Соответственно, сложно говорить о погружении в онлайн в этом возрасте, сейчас мы бы не рискнули запустить программу бакалавриата. Сначала нужно понять, как онлайн-образование влияет на студентов, как правильно организовать жизнь людей, которые к нам присоединяются. Нужно понимать, что к онлайн-магистратуре присоединяются чаще всего не выпускники бакалавриата. Средний возраст студента онлайн-программы магистратуры 35-45 лет, то есть люди, у которых уже есть образование, опыт работы, но они решили изменить профессиональную траекторию. Онлайн-образование подходит работающим людям, которые решили поменять направление, им недостаточно 3-месячного курса для этого. Онлайн-магистратура позволяет качественно и глубоко изучить новую профессию за 2 года, предоставляя возможность и работать, и учиться в свободное время: вечером или в выходные. Как вы видите, студенты бакалавриата не входят в нашу целевую аудиторию, однако, когда мы поймем, как работать с более молодым поколением, мы подумаем над реализацией.

Планируется ли запуск других онлайн-магистратур?

В этом году мы запускаем онлайн-магистратуру «Управление контентом и медиапроектами» (рук. И.А. Айзикова), в партнерстве с Нетологией. Программа будет представлять собой комбинацию комплексной университетской базы и разбора сложных практических вопросов экспертами Нетологии.

Кроме того, будет реализована онлайн-программа профессиональной переподготовки «Data science in Social Sciences» (рук. Ю.О. Мундриевская), которая условно будет представлять собой введение в Data science для гуманитариев. Программа минимально связана с математикой и программированием, но максимально с работой в конкретных программах для обработки и аналитики данных. Она будет интересна, лингвистам, экономистам, менеджерам, которые по роду своей деятельности вынуждены работать с большим потоком данных, грамотно их анализировать, делать прогнозы.

Каких изменений внутри Института нам ждать в этом году?

Мы будем разделять работу на два направления: первое – проект «Акселерация онлайн-программ», который нацелен на запуск востребованных онлайн-программ: магистратуры, программы профессиональной переподготовки, второе направление – проект по смешанному обучению, в рамках которого будем разрабатывать онлайн-курсы для внутреннего пользования, помогать преподавателям спроектировать дисциплины и программы под формат смешанного обучения, проводить консультации, разрабатывать рекомендации. Кроме того, разработки ИДО будут методически описаны, планируется проведение исследований их эффективности. Далее будем стремиться внедрять их в университетское обучение, апробировать их на практике.

Смотрите также

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

А. Фещенко поделился своим взглядом на тему изменения условий применения цифровых образовательных технологий в области смешанного обучения

28.03.2022