Тренды онлайн-образования 2023

Тренды онлайн-образования 2023

Для развития системы образования необходимо вовремя улавливать тенденции рынка и индустрии. Сегодня мы встретились с Ольгой Макиенко, экспертом и руководителем продакшн-команды и Дарьей Масловой, директором Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ, чтобы поговорить о планах Института и прогнозах на 2023 в сфере онлайн-образования.

Ольга Макиенко, руководитель продакшн-команды Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ

— На основе каких данных команда продакшна Института обычно формирует представление о будущих трендах в сфере образования?

— Мы понимаем «куда дует ветер», исходя из результатов реализации проектов в прошлом году. Например, в 2022 году Coursera ушла из России, но запрос на онлайн-образование никуда не делся, значит в 2023 нам открыт путь новым онлайн форматам – онлайн-магистратурам и дополнительным программам образования. Прошлый год мы начинали с активного производства именно магистерских программ, а конец года мы посвятили федеральному проекту «Содействие занятости» и записи коммерческих ДПО.

В следующем году программы дополнительного профессионального образования будут и дальше активно развиваться, особенно в IT сфере. Российскому рынку необходимы специалисты, поэтому, скорее всего, будет много кейсов и программ, связанных с переобучением людей, которые хотят освоить новую нишу и профессию. В наших планах продолжить создавать курсы для Школы прикладного анализа данных, а также сейчас снимаем курс для Цифровых кафедр по алгоритмизации.

— Что насчет направлений, в которые вы включаетесь впервые в 2023 году?

— Новый тренд, который мы можем выделить, – корпоративное обучение. Крупные компании начинают активно сотрудничать с образовательными организациями для создания корпоративных программ онлайн-обучения. К нам обращались партнеры из крупных компаний, которые были заинтересованы в том, чтобы отдать часть своих проектов нам.

— В связи с увеличением количества проектов, вы планируете расширять техническую составляющую продакшн команды?

— У нас уже есть несколько студий для записи курсов, и в 2023 году мы планируем открыть как минимум одну новую студию iDesk, которая начнет свое функционирование с весны этого года. Мы предполагаем, что сейчас будем активно участвовать в создании контента корпоративного обучения.

— На какой контент команда планирует сделать акцент в этом году?

— А тут – наша личная корпоративная история – в этом году празднуется 145-летие Томского государственного университета и 25-летие нашего Института! Мы планируем выпустить 10 курсов, посвященных разным аспектам жизни университета. Их тематика разнообразная – от истории университета до актерского мастерства для преподавателей. Часть из них будет предназначена для внутреннего пользования, часть – публиковаться на Stepik, к примеру, курс для иностранцев про то, как поступить в российский вуз.

Дарья Маслова, директор Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ

— Мы задали вопрос вашей коллеге Ольге Макиенко о том, каким образом команда продакшна обычно формирует представление о будущих трендах в сфере образования. Прозвучал ответ «по результатам проектов в прошлом году». А как поступает ваша команда?

— Кроме того, о чем упомянула Ольга, чтобы вовремя улавливать направление движения сферы образования, мы следим за трендами через образовательное сообщество. В прошлом году мы активно принимали участие в разных конференциях, например, в Иннополисе.

— И что говорит образовательное сообщество о трендах в 2023 году?

— По словам многих российских компаний, в том числе IT-компаний, два главных новых направления, которые начинают входить в нашу жизнь и к которым стоит присмотреться внимательно — это искусственный интеллект и метавселенные.

Сервисов искусственного интеллекта сейчас гигантское количество – что-то тестируется, что-то уже готово и выложено в бесплатный доступ. Искусственный интеллект генерирует тексты, изображения, может компилировать из кодовых слов и заданных цветов структуру сайта. Финальный сгенерированный продукт может использоваться как идея, которую можно отредактировать и запускать в продакшн. Искусственный интеллект может писать тексты на основании базы материалов. Например, ИИ Достоевского пишет рассказ на заданную тему в стиле автора. Нейросети нас удивляют, это необычно, но из этого появляется проблема – мало кто умеет с этим работать.

Что касается метавселенных, их можно воспринимать по-разному. На самом деле, метавселенные – это не про «надеть шлем и делать то же самое, что и в реальности». Метавселенная – это дубликат реальной вселенной и и ее процессов, которые могут быть полностью или частично перенесены в виртуальное пространство. К примеру, виртуальные банки. Мы уже отвыкли ходить в банк, новый паттерн – нажать несколько кнопок и получить услугу. То есть финансы сейчас перешли в «цифру» – такой кусок метавселенной, к которой мы привыкли. Другой пример, это AR примерка одежды. Сейчас существует множество приложений, где можно примерить одежду или даже купить ее виртуальную версию.

— А как применить эти возможности в образовании?

Если говорить об искусственном интеллекте и онлайн-образовании – мы разработали курс по ИИ в лингвистике – он про способы перевода голоса в текст и наоборот, про основы работы голосовых помощников, и о том, как специалисты работают с этой задачей.

Способов применения ИИ много, в том числе появляются готовые продукты и проекты использования искусственного интеллекта в области образования. Например, преподаватель загружает все свои лекции, а студенты могут задавать ИИ вопросы, и на базе лекций генерируется ответ.

Метавселенные в образовании тоже могут интегрироваться, к примеру, онлайн-магистратуры реализуются по технологии вебинара, но представим, если всем студентам раздать шлемы виртуальной реальности, то они смогут находиться в одной метавселенной аудитории, использовать дополнительные функции: собраться в группу, устроить брейншторм, взаимодействовать друг с другом. Это только зарождающийся тренд, но уже есть кейсы виртуальных лабораторий Labster, где студенты-химики учатся смешивать реактивы. В мета-лаборатории они уже получают навык, который значительно упрощает работу в реальной лаборатории.

___________

Уже стартовал сбор заявок на участие в Сибирской Школе Цифровой Дидактики. Фокус программы 2023 года направлен на применение технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных (Big Data) в образовательных онлайн-продуктах на этапах от идеи до запуска.

Школа пройдет в виде трехдневного интенсива с возможностью получения удостоверения повышения квалификации (72 часа). Формат мероприятия – гибридный: принять участие можно будет очно или удаленно.


Смотрите также