Трансформируем систему ДПО при поддержке экспертов «Союза ДПО»

Трансформируем систему ДПО при поддержке экспертов «Союза ДПО»

«Сегодня в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию, в том числе перед всей вузовской системой ДПО стоит задача оперативной перезагрузки программ ДПО под потребности рынка труда. Для решения такой задачи требуется системная работа образовательных организаций и разработка и внедрение Edtech решений. Технологии - наш инструмент для достижения задач скорости, качества и безопасности. Томский государственный университет, как федеральный оператор проекта «Содействие занятости», активно движется в этом направлении. С нашими партнерами мы разработали единую LMS-систему «Odin», технологию мониторинга рынка труда (МРТ), активно используем технологии гибридного обучения, например, «Актру».

Для того, чтобы эти продукты не остались пилотными проектами, важно получить профессионально-общественную экспертизу. Так они станут рабочими инструментами перезагрузки. При этом очень важно опираться на профессиональное сообщество и мнение экспертов. Эту задачу нам помогает решить Союз ДПО - признанная общественная экспертная организация. Только вместе с специалистами высочайшего класса, которых объединяет Союз ДПО, можно проработать сложнейшие вопросы. Подлинных успехов в любой трансформации можно добиться только с опорой на профессиональное сообщество» - Михаил Шепель, директор межрегионального центра дополнительного профобразования и содействия занятости ТГУ, вице-президент Союза ДПО.

Подробнее о деятельности Союза ДПО нам рассказала Татьяна Федосеева, эксперт Союза ДПО

 Татьяна Евгеньевна.jpg

Какие задачи реализует Союз ДПО?

— Союз ДПО – это некоммерческое партнерство руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей. На сегодняшний день Союз объединяет более 100 членов с целью содействия развитию системы ДПО и повышения его качества. 

Нам часто поступает запрос от образовательных организаций о необходимости достоверной справочной, нормативно-правовой и методической информации. Наши специалисты регулярно отвечают на вопросы офлайн, а недавно мы начали делиться актуальными данными на сайте, Вконтакте и в Telegram.

Союз также осуществляет научно-исследовательскую, информационно-аналитическую и консалтинговую деятельность. Важным для профессионального сообщества стал выпуск журнала «Дополнительное профессиональное образование в стране и мире», на страницах которого мы публикуем научно-практические статьи, посвященные развитию российского и зарубежного дополнительного профессионального образования.

Одним из ключевых направлений деятельности стало представительство и защита прав и интересов членов Союза в органах законодательной и исполнительной государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях. 

Кроме того, Союз на регулярной основе проводит всероссийские и международные конференции, семинары на актуальные темы, организовывает стажировки с целью обмена профессиональным опытом между специалистами.

Союз ДПО наделен полномочиями на проведение процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Эксперты Союза активно проводят такие процедуры в вузах, организациях среднего и дополнительного профессионального образования в разных регионах России.

1.jpg

— Непрерывное образование последнее время часто называют «навыком будущего». В чем причина появления феномена непрерывного профессионального образования взрослых?

— Вопреки распространенному мнению, образование не завершается с получением диплома. Сегодня на первый план выходит модель «lifelong learning» — обучение на протяжении всей жизни. Стремительное развитие разных сфер жизни общества обязывает каждого человека постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, получать новые компетенции и повышать свою квалификацию для того, чтобы оставаться востребованным специалистом в своей области.

Непрерывное образование стало одним из главных трендов последнего десятилетия не просто так. Причины появления данного феномена в том, что современность требует от системы образования, по крайней мере, двух вещей.

Во-первых, специалист должен иметь возможность постоянно находиться в образовательной системе, непрерывно совершенствуя и обновляя свои знания и умения, чтобы, при необходимости, обеспечить быстрое кардинальное изменение структуры деятельности.

Во-вторых, постоянного улучшения подходов и внедрения новых инструментов в деятельности специалиста для решения поставленных задач и достижения целей организации.

2.jpg

— В таком случае возникает вопрос: если человек хочет уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, то где обучаться?

— Повысить квалификацию, сменить направление деятельности или получить новую профессию можно в специальных подразделениях или центрах дополнительного профессионального образования при вузах, и, конечно, в академиях дополнительного профессионального образования, такой является и Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова.

Также есть возможность бесплатно обучиться в рамках федерального проекта «Содействие занятости». В 2022 году пройти обучение в 116 российских вузах смогут 115 тысяч человек. Обучение можно пройти как очно, так и дистанционно.

В наше время получить дополнительное профессиональное образование становится комфортнее – дистанционный формат обучения позволяет образованию быть более доступным.

— Вопрос оценки качества образования с каждым годом становится все актуальнее. Например, тенденция «уроков в интернете», которые может давать любой желающий без соответствующего образования. Насколько остра эта проблема на самом деле? 

— Если мы говорим о дополнительном профессиональном образовании, то при обилии предложений «чему-то научить» и отсутствии государственной аккредитации в системе дополнительного профессионального образования, важнейшем остается вопрос качества такого обучения.

В связи с этим подтверждение качества ДПО, соответствия результатам образования, заявленным потребителем требованиям, осуществляется как раз посредством независимой оценки качества.

Союз ДПО аккредитован как орган, осуществляющий общественную, профессионально-общественную аккредитацию, и активно проводит процедуры профессионально-общественной аккредитации с 2015 года.

Основной задачей профессионально-общественной аккредитации* профессиональных образовательных программ является признание качества и уровня подготовки выпускников, в конкретной образовательной организации, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Общественная аккредитация – это признание уровня деятельности образовательной организации, критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

То есть и в том и другом случае эксперты анализируют насколько учитываются потребности работодателей (рынка труда), обеспеченность условиями, уровень преподавателей, методы и инструменты, применяемые в образовательном процессе, качество организации учебного процесса. А главное, уровень удовлетворенности результатами работодателей, выпускников, слушателей. 

Это оценка третьей компетентной независимой стороной, по результатам которой, повышается уровень доверия к образовательной организации, часто аккредитация служит инструментом квалификационного отбора образовательных организаций для реализации национальных и федеральных проектов. 

Причем важно понимать, кем именно производится оценка и подтверждение качества. Это должна быть организация, признаваемая рынком труда, включенная в реестр Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.

Союз ДПО включен в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию программ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, а также в Национальном рейтинге аккредитационных агентств. Многолетний и интенсивный опыт работы во всех регионах Российской Федерации, профессионализм наших экспертов способствует тому, что с каждым годом к нам обращаются все больше руководителей образовательных организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. И, соответственно, реестр аккредитованных программ и организаций расширяется.

— Какие шаги по содействию развития системы ДПО предпринимает Союз сейчас?

— В последнее время мы активно развиваемся в направлении создания сплоченного коммуникационного и информационного сообщества. Мы стараемся быть ближе, к примеру, в социальных сетях.

Недавно мы начали вести каналы Вконтакте и в Telegram. В них мы будем публиковать последние изменения в законодательстве ДПО, разбирать с экспертами часто задаваемые вопросы, дискутировать на острые темы нашей профессиональной области, рассказывать о целях и глобальной политике рынка дополнительного образования, публиковать кейсы по результатам программ. И, конечно, сообщать последние новости и актуальную информацию об образовательных программах членов Союза.

Мы рады видеть вас в наших пабликах и с удовольствием ответим на все возникающие вопросы, в том числе, самые сложные, касающиеся нормативно-правовой повестки. Присоединяйтесь!

 6.jpg

* В соответствии со ст. 96 Федерального Закона от 28.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» независимая оценка качества образования проводится в форме профессионально-общественная аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Смотрите также

Цифровизируйся на любой специальности

Цифровизируйся на любой специальности

Два года назад ТГУ стал участником федерального образовательного проекта «Цифровые кафедры». Его цель — дать возможность студентам любых специальностей, в том числе гуманитарных и естественнонаучных, получить дополнительную квалификацию в области информационных технологий (IT) параллельно с основной программой.

10.06.2024