«РосНавык»: EdTech-сервис для рынка труда и образования

«РосНавык»: EdTech-сервис для рынка труда и образования

В начале июня на аналитической платформе «РосНавык», которую больше года назад создала Академия Data-diving совместно с ТГУ, появилось сразу несколько новых возможностей для зарегистрированных пользователей. Пять новых виджетов и страница граф сделали «РосНавык» еще более точным и эффективным инструментом для тех, кто хочет ориентироваться на российском рынке труда.

«РосНавык» позволяет следить за появлением новых и уникальных вакансий, понимать запросы работодателей к навыкам и компетенциям потенциальных сотрудников, анализировать тренды развития рынка труда и использовать эту информацию для создания программ профессионального образования или более детального поиска или предложения работы.

Разработка платформы «РосНавык» началась в июне 2022 года, но для широкого круга пользователей сайт был открыт в апреле 2023-го. Веб-сервис уже с момента старта предоставил целый ряд информационных и аналитических возможностей для образовательных организаций и частных лиц. Пользователи могут узнать, какие перспективы есть на данный момент у тех, кто находится в поисках работы, ищет пути карьерного развития, занимается вопросами профориентации или создает образовательные продукты для будущих специалистов.

За первые три месяца работы платформы на ней зарегистрировались более 600 человек. К маю 2024 года их число превысило 4 тысячи. Основная часть пользователей интересуется, каким профессиям нужно учиться сейчас, чтобы стать востребованным специалистом в будущем. Это представители образовательных организаций России, в том числе руководители вузовских программ высшего образования, исследователи и аналитики, а также педагоги средне-специальных учебных заведений, учителя школ, гимназий, лицеев, студенты и даже школьники. Также платформа используется соискателями и карьерными консультантами — для выявления компетентностных дефицитов и расстановки приоритетов на навыки, необходимые для поиска подходящей работы.

Немалую часть пользователей портала составляют работодатели, которым «РосНавык» помогает более точно формулировать требования к потенциальным сотрудникам, правильно определять список необходимых компетенций и мониторить уровень зарплат по аналогичным вакансиям в других регионах.

Наша миссия — стать точкой соприкосновения между рынком труда, образовательными организациями, создателями программ профподготовки и соискателями работы, в том числе студентами, — говорит Дарья Дунаева — менеджер проекта «РосНавык». — Если все участники процесса будут говорить на одном языке, работодатели в описании вакансий будут адекватно транслировать свой запрос, что сейчас не всегда происходит, а образовательные организации будут держать руку на пульсе реального сектора экономики и считывать запросы работодателей с помощью «РосНавыка», это приведет к нужному всем результату, Образовательные программы будут максимально соответствовать запросам рынка труда, студентам не придется дообучаться или менять профессию после выпуска из вуза или техникума, а работодатели перестанут тратить свое время и ресурсы на переобучение специалистов.

Основные функции платформы «РосНавык» — предоставление в режиме реального времени аналитики по актуальным вакансиям во всех регионах России, анализ запроса работодателей на навыки и компетенции, которые требуются от соискателей. «РосНавык» также помогает в создании практикоориентированных образовательных продуктов, способных обеспечить успешное трудоустройство выпускников образовательных организаций.

Платформа «РосНавык» — это самый быстрый инструмент, с помощью которого можно узнать, что хочет работодатель от человека, которого он приглашает на работу, — комментирует Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ. — При разработке программ ДПО самое необходимое — точно знать, какие требования есть у конкретных работодателей в разных регионах России к соискателям работы. Университет может при создании программ бакалавриата или специалитета уйти в теорию, в исследования, оторванные от реальных потребностей рынка труда. А платформа «РосНавык» дает информацию, необходимую для формирования действительно качественной образовательной программы.


Основа платформы — дашборд — интерактивная информационная панель, которая получает информацию о вакансиях из общей базы данных и отображает их на экране в виде графиков и диаграмм. Для аналитических процессов «РосНавык» использует данные четырех сайтов-агрегаторов: HeadHunter, «Работа России», SuperJob.ru и Работа.ру. Дашборд состоит из группы виджетов, каждый из которых показывает какой-то параметр рынка труда: количество вакансий в том или ином регионе по каждой конкретной специальности, требования к списку компетенций определенного специалиста, уровень предлагаемых зарплат и так далее.

Сейчас в базе «РосНавыка» уже более 25 миллионов актуальных вакансий, по которым можно судить о состоянии рынка труда в России и проводить самостоятельную аналитику в зависимости от того, что интересует конкретного пользователя. В мае на платформу добавлены новые виджеты — интерактивные элементы сайта, которые сделают аналитику более объемной и точной.

  • Прямые ссылки на вакансии, по которым с дашборда «РосНавыка» можно попасть непосредственно на площадку, где опубликована вакансия. Здесь можно посмотреть вакансии по уровню зарплаты, по дате размещения, по алфавиту — в зависимости от того, какую информацию хочет получить пользователь.

  • Отрасли экономики, для которых требуются работники. Здесь представлены списки вакансий по каждой конкретной отрасли.

  • Высшее образование. Виджет выделяет в отдельную группу вакансии, в которых есть требования к уровню образования.

  • Доступность. Виджет показывает, какие вакансии доступны для людей с инвалидностью и отдельно — для несовершенолетних.

  • Индекс востребованности. Показатель востребованности той или иной специальности с учетом количества трудоспособного населения в разных регионах России.

Появление новых виджетов делает информацию на дашборде более глубокой, детальной, — говорит Дарья Дунаева, менеджер проекта «РосНавык». — С их помощью стало проще искать информацию о свободных вакансиях, например, при переезде в другой регион. Можно оценить рынок труда и сделать выводы — куда ехать, в какой регион, где та или иная специальность более востребована. Мы расширяем функционал платформы для более детальной аналитики. Даем больше инструментов, больше возможностей пользователю, кем бы он ни был. Например, руководитель образовательной программы, который хочет что-то поменять в учебных курсах и для этого найти вакансии, включающие требования к высшему образованию. Или соискатель, например, несовершеннолетний человек, который может посмотреть, какие компетенции ему потребуются, чтобы поработать во время каникул.

Для Института дистанционного образования ТГУ и его партнерской сети образовательных организаций платформа «РосНавык» полезна еще и тем, что дает возможность выявить в описаниях вакансий не только требуемые работодателями профессиональные навыки, но и надпрофессиональные, так называемые «софт скиллз». Во многих вакансиях можно увидеть такие требования, как «умение работать в команде», «навыки эффективной коммуникации», «стрессоустойчивость» и так далее.

Как обучать «софтам» — «мягким навыкам» в рамках системы дополнительного профессионального образования, где учебные программы довольно короткие, в отличие от классического образования? Работодатели это требуют, значит, мы должны учитывать эту потребность рынка в программах ДПО, — говорит Светлана Велединская. — Мы в ИДО ТГУ включаем обучение надпрофессиональным навыкам в наши программы через образовательные технологии, через групповую работу. Если работодателю нужны навыки эффективной коммуникации в рамках какой-то специальности, значит, в программе будет зашито развитие этих навыков. Если требуются знания в области проектной работы, значит, мы это тоже сумеем включить в программу ДПО. И возможность настолько точной настройки образовательных программ дает именно платформа «РосНавык».


Одно из новшеств, которые появились на «РосНавыке» — страница граф. Она пока находится в стадии тестирования, открыта для пользователей, но проходит этап доработки. Граф — термин из социально-сетевого анализа, аналог слова «сеть».

По сути, это сеть навыков или «карта компетенций». Работодателям обычно нужен от соискателя не один навык, а сразу несколько, какое-то «созвездие» навыков. Пользователь, который ищет работу или пока обучается какой-то специальности, знает, что у него есть определенная компетенция. Он находит ее на странице граф, где она визуализирована в виде точки, или «узла», кликает на нее и видит, с какими еще компетенциями она связана, куда ему нужно двигаться в наращивании умений, каких навыков не хватает. Таким образом с помощью страницы граф можно самостоятельно простраивать свою образовательную, а после окончания обучения и карьерную, траекторию, — говорит Дарья Дунаева.

Платформа «РосНавык» уже сейчас имеет федеральный масштаб и постоянно развивается. В этом году база данных будет расширена — планируется подключение новых онлайн-источников, например, фриланс площадок. В планах у разработчиков — выход на аудиторию школьников, будущих абитуриентов. В этом заинтересованы 73 российских вуза, использующих «Роснавык» при создании новых образовательных программ для будущих специалистов. Также будет запущен обучающий модуль — пошаговая инструкция, чтобы каждый пользователь платформы смог найти себя на рынке труда.

Больше материалов по теме:

Вузы, работодатели и власти оценили презентованную в Уфе платформу ТГУ «РосНавык»

Микроквалификации — трудовые навыки здесь и сейчас

Смотрите также

Развитие системы онлайн-обучения в организации

Развитие системы онлайн-обучения в организации

В новом блоге Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов ЦПДО ИДО, рассказывает об особенностях программы обучения «Методист по созданию образовательных продуктов» и о том, как онлайн-формат меняет подход к обучению

05.09.2024
Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Робототехника, искусственный интеллект, информационные системы и веб-приложения, цифровая юриспруденция, аналитика данных, управление IT-проектами — это еще не весь список образовательных возможностей, которые предлагают цифровые кафедры для студентов

09.08.2024
Цифровизируйся на любой специальности

Цифровизируйся на любой специальности

Два года назад ТГУ стал участником федерального образовательного проекта «Цифровые кафедры». Его цель — дать возможность студентам любых специальностей, в том числе гуманитарных и естественнонаучных, получить дополнительную квалификацию в области информационных технологий (IT) параллельно с основной программой.

10.06.2024