Развитие системы онлайн-обучения в организации

Развитие системы онлайн-обучения в организации

Учиться в онлайн-магистратуре, повышать свою квалификацию или получать новую профессию не в вузовских аудиториях, а у себя дома или на рабочем месте за компьютером — для многих это уже привычная реальность. Онлайн-образование дает огромные возможности тем, кто не хочет застрять на одном уровне на всю жизнь, кому нужны новые знания здесь и сейчас, а не через несколько лет после утомительного высиживания за партой. Выбрать лучший вуз, поменять специальность, приобрести сразу несколько квалификаций — все это теперь можно делать, не выезжая из своего города на учебу, а иногда — даже не выходя из дома.

Отличается ли онлайн-образование от привычной и формировавшейся десятилетиями системы высшего образования? И если да, то насколько сильно? В лучшую сторону, или потеря качества неизбежна при переходе в онлайн-формат? Кто и как формирует содержание дистанционных учебных программ — педагоги предыдущего поколения или молодые преподаватели? Кому из них удалось стать реальным экспертом в сфере онлайн-образования? Об этом рассказывает Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ.


— Конечно, онлайн-программы отличаются от тех, которые преподаются в аудиториях вживую. «Здесь вам не там», — как мы иногда говорим в шутку. Онлайн — он быстрее. Быстрее в преподавании, быстрее в обучении. Не нужно идти в университет, все приходит к тебе на дом или в любое место, где можно включить компьютер и начать учиться. У этой технологии другой темп, другие материалы — они должны быть компактными и максимально доступными для самостоятельного освоения. Когда мы садимся смотреть обучающий ролик, мы что выбираем? То, что покороче, где можно быстрее понять суть предмета.

При проектировании онлайн-программ одна из основных задач — сделать подачу материалов динамичной. В онлайн-курсе плохо воспринимается медленный темп, когда преподаватель говорит размеренно, неторопливо.

Вторая задача — сделать курс обязательно мультимедийным, поскольку воспринимать с экрана только говорящую голову невозможно. Поэтому текст лекции, который лежит в основе любого образовательного процесса, дополняется большим количеством мультимедиа: схемы, картинки, видео, различные интерактивные инструменты. Они должны быть емкими, понятными и быстро вовлекающими в процесс обучения.

Кроме того, есть моменты, которые в процессе взаимодействия преподавателя со студентами в аудитории сглаживаются межличностными отношениями: «ой, я забыла кое-что принести, ну ладно, я завтра вышлю» или «вы там сами посмотрите методичку в библиотеке...». В онлайн-программе это не работает, здесь все материалы должны быть на своем месте изначально. В онлайне студент имеет право учиться хоть 24 часа все семь дней в неделю. Соответственно, образовательный процесс должен быть спроектирован так, чтобы у студента была возможность включиться в него в любой момент.

— Но, если преподаватель не сидит круглосуточно в онлайн-пространстве, как строится его взаимодействие со студентом в процессе курса?

— Когда мы проектируем онлайн-курс, мы закладываем в него «виртуальное присутствие» преподавателя. Одного обучающего контента недостаточно, вокруг него должна быть создана среда, которая включает постоянное сопровождение преподавателя. Здесь напомнили о сроках выполнения задания, там дали обратную связь... Много вещей в онлайне делается автоматически, но, если делать их не формально, а творчески, то создается ощущение почти постоянного присутствия преподавателя. Студент не брошен, он в любой момент чувствует, что для него в этой программе сделано все, что нужно.

— Какие инструменты проектирования вы используете? И что это такое — инструменты проектирования?

— Главный инструмент — точная формулировка образовательных результатов. Чем точнее мы формулируем результат, тем гарантированнее его получим. Здесь можно говорить о настоящей инженерии образовательного продукта. Инженеры всегда видят конечную цель, от которой отталкиваются в своих действиях. Например, когда строят дом, уже на этапе котлована проектировщики знают, каким будет готовое здание. Примерно так же действуем мы, проектируя программу. Как сформулировали результат на начальном этапе, такой вся программа и будет. А далее, если результат — конкретные навыки, умения — важнее спроектировать систему заданий, которые их сформируют, чем уйти в теорию. Теории должно быть ровно столько, чтобы обеспечить освоение навыков. Теория лишь первый шаг программы. Также и с итоговой аттестацией. Она должна показать достижение запланированного результата, а не просто проверить теорию.

— У Вас имеется большой педагогический опыт — и непосредственно преподавания, и организации образовательного процесса. Он пригодился при переходе в онлайн? Что из этого опыта удается закладывать в онлайн-программы, а от чего пришлось отказаться и учиться новым технологиям?

— По первому образованию я преподаватель иностранного языка, а изучение языка — это всегда практикоориентированный процесс. В этом процессе основная масса не лекционного материала, а практического. Поэтому опыт реализации интерактивного преподавания, когда постоянно требуется выводить тех, кого обучаешь, на активную коммуникацию, пригодился в новых условиях. Ну, и многолетний опыт наблюдения за тем, как развивается образование, личного участия в этом процессе, тоже оказался востребованным при переходе в онлайн.

— Когда смотришь Ваши интервью про то, как осуществляется проектирование онлайн-программ в Институте дистанционного образования ТГУ, кажется, что Вы практически все знаете про то, что сегодня актуально в образовании. Как удается быть настолько современной?

— В таком коллективе, как ИДО ТГУ, иначе невозможно работать. Наши молодые сотрудники Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения и других отделов, участвующих в процессе проектирования, так быстро схватывают и осваивают новые технологии, что хочется двигаться в одном ритме с ними. Жизнь вывела меня на цифровые технологии, а они быстро развиваются, ты невольно живешь в этом темпе развития цифровых сервисов, но постоянно проецируешь его на свой педагогический опыт.

Когда мы обучаем педагогов, например, работе в системе LMS iDO, то я нередко вижу, что информацию лучше воспринимают люди опытные. Молодежь еще очень сильно думает над содержанием своих программ. А когда у преподавателя проблемы с содержанием решены — тогда он хочет узнать что-то новое про форму, про технологии передачи знаний. Педагоги в возрасте 40–45 лет очень хорошо преломляют свой опыт в новых технологиях. Я это сама пережила, когда опыт классического преподавания, спроецированный на цифровые технологии, дает очень интересный профессиональный результат.

— В линейке курсов ИДО ТГУ в этом году появилась программа обучения для разработчиков образовательных продуктов. Как называется курс, для кого он предназначен?

— Он называется «Методист по созданию образовательных продуктов: развитие системы онлайн-обучения в организации». Содержание курса построено вокруг проектирования нового образовательного продукта, с использованием цифровых сервисов и возможностей нейросетей. Эта программа существовала под другим названием и с несколько другим содержанием, к сентябрю этого года мы ее поменяли и основательно дополнили.

Сейчас нет четкого разделения между классическим преподаванием в аудитории и онлайн-преподаванием. Образование стало смешанным. Есть такое понятие, пришедшее из-за рубежа — blended learning (смешанное обучение). Новые цифровые технологии сильно меняют привычную систему обучения. Особенность конкретно наших программ в том, что они проектируются по определенным алгоритмам, чтобы буквально пошагово вести студента по образовательному треку.

Любое занятие, семинар и целый онлайн-курс проектируются, отталкиваясь от постановки целей конкретной аудитории. Какой запрос у потенциальной аудитории обучающихся, такой и будет программа, сделанная для нее. Если это программы дополнительного профессионального образования, значит, они будут увязаны с требованиями рынка.

Программу «Методист по созданию образовательных продуктов» мы сейчас ориентируем, среди прочего, на промышленные предприятия. При ее содержательной трансформации мы проводили анализ кадровых потребностей работодателей. Здесь нам очень помогает аналитический сервис «РосНавык», разработанный Академией Data-Diving совместно с ТГУ. Благодаря этому сервису мы имеем возможность сравнивать потребности конкретной организации с тем, что требуют работодатели по всей стране. Какие основные профессиональные навыки, так называемые «hard skills», нужны сотрудникам предприятия, какие надпрофессиональные, то есть «soft skills». Мы видим всю систему нужных навыков целиком, и эти данные используются при проектировании учебной программы.

Под каждый конкретный навык, которому нужно обучить студента, мы разрабатываем систему заданий. Продумываем все — сколько нужно теории для максимально быстрого освоения знаний, какой материал нужно дать, где и как получить практические навыки, как их проверить в конце обучения, какая должна быть система итогового контроля. При этом не забываем о том, что это онлайн-курс, а значит, в нем все должно быть быстро, емко и по делу.

— Чем эта программа по обучению методистов может быть полезна промышленным предприятиям?

— С помощью этой программы мы можем помочь предприятию выстроить систему корпоративного обучения. Не каждое предприятие имеет свой корпоративный университет, нередко обучением персонала вынуждены заниматься сотрудники кадровой службы. Мы можем научить их, как это делать профессионально.

На многих предприятиях есть система неформального обучения, так называемое наставничество, когда за новым работником закрепляется опытный наставник. И есть система формального обучения, например, охране труда, работе с государственной тайной, медиации трудовых споров и так далее. Это обучение может происходить не спонтанно и хаотично, а быть простроено как хорошо работающая система, в которую люди правильно заходят и выходят с нужными знаниями.

Сегодня в таком обучении очень востребованы онлайн-технологии, потому что это удобно. Можно обучаться без отрыва от производства, на рабочем месте, или в свободное время, дома. Мы можем помочь предприятию выстроить всю технологическую цепочку такого обучения. Показать, как собирать людей с разных производственных площадок для общей дискуссии или групповой работы. Научить совместно работать на онлайн-площадке над созданием, например, инструкции или другого производственного документа. Обучить методиста созданию образовательного продукта с минимальным сопровождением преподавателя. Выстроить практикоориентированные онлайн-занятия. То есть мы учим методистов делать образовательный продукт под потребности конкретного предприятия и имеющихся условий работы персонала. Если на предприятии есть люди, которые работают в управлении по подбору персонала, но они не умеют обучать сотрудников, то эта программа как раз для них.

— Особенность этой программы — обратное проектирование. Что это такое?

— Мы приходим к заказчику и спрашиваем: вы планируете отправить к нам людей на обучение, что вы от них хотите на итоговой аттестации? Заказчик говорит: я хочу, чтобы они умели составить бизнес-план, рассчитать издержки, построить работающую финансовую модель, и еще я хочу, чтобы они умели работать с возражениями. И тогда в рамках программы мы будем учить сотрудников этого предприятия именно тому, как делать бизнес-план, анализировать издержки производства, выстраивать и сравнивать финансовые модели, а также работать с возражениями. Все. Как проектировщики, мы с самого начала видим конец, к которому придем. Когда мы работаем на изначально известный результат обучения, то получается емко, по делу, без лишних временных затрат и отвлечения на ненужную теорию.

— Вы уже апробировали эту методику? Есть люди, которые обучались по программе «Методист по созданию образовательных продуктов: развитие системы онлайн-обучения в организации» и сейчас успешно применяют полученные знания и навыки?

— У нас учились представители предприятий, которые разрабатывают корпоративные тренинги и программы обучения. Это люди, которые не владели образовательными методиками и получили первичные навыки методиста, которые они теперь могут развивать и наращивать. Любая программа никогда не решает задачу получения знаний за один раз. Потом идет практика, доучивание, наращивание новых знаний. Но понимание, как выстроить образовательный процесс в условиях промышленного предприятия мы, конечно, даем.

— Как можно попасть на эту программу?

— Либо в рамках государственных федеральных проектов, таких как «Содействие занятости», либо на коммерческой основе. В этом году можно бесплатно обучиться через проект «Содействие занятости». Либо предприятие делает заказ на обучение персонала и отправляет к нам людей, либо сам человек, работающий на предприятии, понимает, что ему не хватает этих знаний и может обучиться у нас на платной программе.

— Образовательные приемы, которые вы используете для работы с молодой аудиторией, работают с более взрослыми людьми? И с аудиторией разнородной по возрасту, по уровню предыдущего образования, профессиональной подготовки, творческих способностей?

— У нас достаточный опыт работы в проекте «Содействие занятости» с разными категориями граждан. К нам приходят и люди в возрасте «50 плюс», и молодые мамочки, сидящие с детьми в декрете. Есть технологии, помогающие и тех, и других вовлечь и удержать в образовательном процессе. Поэтому на программу «Методист по созданию образовательных продуктов» могут прийти любые категории граждан, которые хотят ее освоить.

У нас на программах ИДО ТГУ всегда очень серьезное сопровождение: консультационное, тьюторское, в том числе для того, чтобы снять боязнь цифровых технологий у тех, кто будет обучаться. А обучать будущих методистов мы будем как раз тому, как делать образовательные онлайн-программы с ориентацией и на молодых, и на другие поколения. Это программа повышения квалификации, она небольшого объема, 72 часа.

Справка:

1. Ближайший старт обучения по программе «Методист по созданию образовательных продуктов: развитие системы онлайн-обучения в организации» — 10 октября 2024 г. Оставить заявку — https://fedproject.tsu.ru/metodist-in-organisation

Узнать подробнее о программе:
Карпенко Ирина Ивановна
Отдел проектирования образовательных продуктов ЦПДО
karpenko@ido.tsu.ru

2. «РосНавык» — сервис для анализа востребованных на рынке труда профессий и навыков, предложений работодателей и общих тенденций рынка.

Смотрите также

Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Робототехника, искусственный интеллект, информационные системы и веб-приложения, цифровая юриспруденция, аналитика данных, управление IT-проектами — это еще не весь список образовательных возможностей, которые предлагают цифровые кафедры для студентов

09.08.2024
Цифровизируйся на любой специальности

Цифровизируйся на любой специальности

Два года назад ТГУ стал участником федерального образовательного проекта «Цифровые кафедры». Его цель — дать возможность студентам любых специальностей, в том числе гуманитарных и естественнонаучных, получить дополнительную квалификацию в области информационных технологий (IT) параллельно с основной программой.

10.06.2024