Новые ограничения, стратегия развития и мероприятия в сфере онлайн-образования

Новые ограничения, стратегия развития и мероприятия в сфере онлайн-образования

12-14 октября Институт дистанционного образования провел первое очное массовое мероприятие - Сибирскую Школу Цифровой Дидактики - с начала 2020 года. Школа прошла в гибридном формате - с возможностью как очного, так и онлайн-участия. Школа получила очень широкий позитивный отклик от участников с запросом на новое очное мероприятие, которое мы уже планируем на следующий год.

Об изменении онлайн-образования, стратегии его развития в условиях новых ограничений, о внутренней кухне организации Сибирской школы цифровой дидактики поговорим с Дарьей Масловой, организатором Школы, директором Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов, начальник учебного офиса сопровождения онлайн-программ Института дистанционного образования ТГУ.

— Как команде удается адаптироваться под новые ограничения?

— Вся сфера образования хорошо помнит как тяжело переживала ограничения пандемии. Преподаватели экстренно переносили занятия в цифру, потеряв при этом львиную долю качества обучения. Для многих университетов и преподавателей дистанционное образование стало новой реальностью, к которой они были не готовы.

Однако, для нашей команды онлайн-образование никогда не было вынужденным компромиссом. С 2014 года Институт дистанционного образования ТГУ занимается реализацией и популяризацией онлайн-образования. Массовый переход студентов в онлайн во время пандемии стал для нас поводом пересмотреть имеющийся опыт, отсеять практики и механизмы, выделить лучшие и апробировать новые алгоритмы.

Когда «страсти улеглись», у всей сферы образования появилось понимание, что дистанционное и смешанное образование может стать не только вынужденной мерой, а возможностью для университетов масштабировать образование на основе принципиально новых технологий.

Новые ограничения, также как и ограничения пандемии, команда Института рассматривает как новую возможность для развития собственных образовательных методик, алгоритмов и технологий.

— С 2020 года команда Института работала по большей части с основными образовательными программами, но как обстоит ситуация с дополнительным профессиональным образованием?

— Если в пандемию мы закрывали дефициты по основным образовательным программам, то с ДПО другая история, не связанная с ковидными ограничениями. Большой опыт работы с онлайн-программами в сфере дополнительного профессионального образования наша команда получила реализуя федеральный проект «Содействие занятости». Тогда остро встал вопрос о масштабировании ДПО: одно дело, когда преподаватель ведет группу из 20 студентов, может их сопровождать, даже знает по именам, другое — когда численность одной учебной группы достигает 200 человек. При этом нельзя допустить потери качества образования. Обучение большого потока слушателей требовало развития собственных дистанционных образовательных технологий. Команда Института испытывала новые механизмы, разрабатывала алгоритмы создания и реализации качественных программ, способных дать высокий уровень знаний и умений в условиях дистанционного обучения.

— Команда ИДО ТГУ с 2014 года обучила созданию онлайн-курсов более чем 7000 преподавателей. Почему в этом году появилась идея расширить направления треков?

— С 2014 года мы реализовывали «Сибирскую школу МООК», опираясь при этом на наши наработки и опыт в области проектирования и создания массовых открытых онлайн-курсов. Наша команда была одна из первых, кто начал делиться знаниями по этому новому направлению. Многие университеты ставили перед собой задачу включиться в сферу создания онлайн-курсов, но алгоритмов к разработке таких продуктов тогда не было. Опыт нашей команды возрастал и мы создали образовательную программу для того, чтобы помочь преподавателям и методистам, дали им инструменты, вместе разрабатывали механизмы создания МООК.

Мы реализовывали Школы и разрабатывали только массовые открытые онлайн-курсы вплоть до 2020 года. Все знают, что пандемия заставила сферу дистанционного образования развиваться буквально семимильными шагами. Нас пандемия подтолкнула расширить перечень онлайн-продуктов до трех направлений: онлайн-курсов, онлайн-программ и онлайн в дополнительном профессиональном образовании.

В сентябре 2022 года стартовала онлайн-магистратура «Управление контентом и медиапроектами» в партнерстве с Нетологией. Команда Института и раньше работала над онлайн-программой магистратуры совместно с крупнейшей мировой онлайн-платформой Coursera, но работа с российскими экспертами, дала возможность перенять рабочие методы и подходы отечественных специалистов для отечественного слушателя.

Об опыте в сфере проектирования онлайн-программ для дополнительного профессионального образования можно говорить на примере реализации федерального проекта «Содействие занятости». На данный момент вузовская партнерская сеть Томского государственного университета обучила около 110 000 человек от молодежи до людей старше 50 лет по более чем 1 500 образовательным онлайн-программам.

«Методом проб и ошибок» у нас появился большой опыт в новых областях, который мы решили транслировать в этом году. Таким образом, образовательное мероприятие от экспертов расширилось до разных типов онлайн-продуктов и стало Сибирской школой цифровой дидактики.

— Почему Институт дистанционного образования ТГУ решил открыто делиться опытом?

— Во-первых, подготовка к любому образовательному мероприятию подразумевает рефлексию собственного опыта. Не каждый день есть возможность сесть всей командой и вспомнить над какими проектами трудились, переработать и обобщить проделанную работу, вспомнить и учесть ошибки.

Во-вторых, развитие направления онлайн-образования — не про конкуренцию, мы понимаем, что это общая задача. Если наши шаблоны, нормативные документы, роли в команде будут полезны заинтересованным преподавателям и методистам, и они создадут качественный онлайн-продукт, то выиграет вся система образования, частью которым мы являемся. Онлайн-образованию предстоит колоссальный объем работы: направлений и тем очень много, они постоянно актуализируются и меняются. Чем больше будет специалистов хорошо выполняющих работу, тем лучше. Делайте как мы, делайте лучше нас, мы будем рады!

— Сибирская школы цифровой дидактики была первыми большим мероприятием за долгое время пандемии, которое прошло частично офлайн. Были затруднения с тем, чтобы вновь выйти в офлайн?

— Да, последние 3 года мы реализовывали только онлайн-мероприя, к этому быстро привыкаешь. Онлайн отличается от личных встреч: скинул ссылку в чат, показал презентацию, открыл приложение для голосования, доску для совместной работы и многое другое. Конечно, за время, проведенное в таком режиме, некоторые моменты офлайн-взаимодействия выходят из поля зрения. В первый день, например, от нашего внимания ускользнуло то, что ноутбуки не считывают qr-код с экрана или что переход из кабинета в кабинет занимает больше одной минуты.

— Надо сказать, что организаторы быстро сориентировались и уже на второй день все работало как часы. В связи с этим, поделитесь другими моментами, на которые стоит обратить внимание при проектировании и реализации образовательного мероприятия.

— Очень важно, чтобы в числе спикеров были только те специалисты, которые работают непосредственно с тематикой мероприятия. Например, наша команда экспертов состояла из преподавателей-практиков. Это те специалисты, которые «своими руками» создавали и запускали продукты, формулировали нормативную документацию, занимались ее утверждением. Совет: делитесь лишь тем, что пережили на собственном опыте.

Во-вторых, в отличие от научных конференций формат повествования и общения должен быть максимально неформальным. Дайте понять слушателям, что эксперты открыты к диалогу, с самого начала создайте условия для совместной деятельности. Пользуйтесь 5 минутами погружения в контекст, а после - практикой, брифами, мозговыми штурмами и снова практикой. Только когда слушатель сам поработает с информацией, примерит ее на свою деятельность, тогда знания не растворятся, и он сможет использовать их в дальнейшем.

При совместной работе не используйте «теоретическую деятельность». Необходимо отталкиваться от идей, которые не только реально реализуемы, но и окажутся востребованными. На Школе, например, при проектировании образовательного онлайн-продукта мы с участниками пользовались разработкой «Мониторинг рынка труда» (МРТ). МРТ позволяет отслеживать на рынке вакансий актуальные профессии и на основе анализа выбирать востребованные идеи и темы.

Хотите привлечь как можно больше участников? Услышьте их, проведите анализ потребностей аудитории. Выберете формат мероприятия, направлений, количество треков, наполнение и темы семинаров в соответствии с проблемами и запросами вашей целевой аудитории. Например, Сибирская школа цифровой дидактики проводилась в онлайн и офлайн форматах одновременно, давала возможность посетить интенсив или после продолжить прохождение программы повышения квалификации. Чем больше вариантов, тем комфортнее будет слушателю.

— Какой стратегии развития онлайн-образования придерживается Институт в условиях новых ограничений?

— Нельзя сказать, что ограничение инструментов и технологий не повлияло на нашу работу, но мы научились подстраиваться под разные ситуации.

Что касается конкретных действий, мы решили, что самый верный способ в этой ситуации — опора на профессиональное комьюнити. Мы будем обсуждать задачи современного онлайн-образования, делиться мнениями экспертов в вопросах создания, упаковки и реализации онлайн-продуктов, публиковать кейсы успешных онлайн-программ ДПО, актуальную информацию в мире Edtech технологий, делиться цифровыми ресурсами и инструментами для преподавателей, а также анализировать рынок труда с помощью МРТ в нашем telegram-канале «Сибирская школа цифровой дидактики».

Обращаясь к нашим уважаемым коллегам и партнерам: преподавателям, лекторам, методистам, менторам и тьюторам в области онлайн-образования. Нам есть чем с вами поделиться, вынести на совместное обсуждение и интересно узнать о вашем опыте. Присоединяйтесь к нашему каналу, где мы вместе будем разбираться с трендами онлайн-образования.



Смотрите также