Наша задача – помочь человеку раскрыть его потенциал

Наша задача – помочь человеку раскрыть его потенциал

— Мы много раз слышали о том, что ТГУ - федеральный оператор проекта «Содействие занятости». Что это значит?

— Федеральный проект «Содействие занятости» является частью национального проекта «Демография» по трудоустройству определенных категорий граждан. В рамках проекта действуют три федеральных оператора, которые обучают и содействуют занятости – это ТГУ, Worldskills и РАНХиГС. ТГУ - федеральный оператор с 2021 года.

Цель проекта – трудоустройство граждан через корректировку или изменение карьерной стратегии с помощью дополнительного профессионального образования, получения новых знаний и навыков. ТГУ делает всё для того, чтобы гражданин нашёл подходящую ему специальность и успешно трудоустроился. После обучения человек выходит на рынок труда уверенным в своих силах, понимает, как и где искать работу, соответствующую его материальным и психологическим потребностям.

Для достижения этой цели, ТГУ заключил соглашения с органами исполнительной власти во всех субъектах РФ. Это обусловлено учетом региональной специфики при реализации образовательных программ на территории всей страны. В каждом субъекте страны рынок труда имеет свои потребности, поэтому проектирование образовательных программ должно идти от запроса тех, кто понимает и развивает рынок труда на местах. В первую очередь, от представителей власти и бизнеса. Гражданину доступны все действующие программы: ТГУ, сетевые и созданные командами региональных вузов, понимающих специфику своего региона.

Между тремя федеральными операторами есть довольно условное разделение сфер интересов. Worldskills направлен на обучение и трудоустройство граждан по рабочим специальностям. РАНХиГС больше ориентирован на госслужащих и работников бюджетной сферы. ТГУ во-многом, нацелен на людей, заинтересованных в непрерывном образовании и саморазвитии. Исходя из сильных сторон вузов и потребностей регионов формируются образовательные программы.

— Какие программы были востребованы в 2021 году и как изменения на рынке труда влияют на содержание образовательных программ проекта?

— Приведу один интересный пример. Когда начался локдаун, школы и вузы ушли на «дистант», возникла потребность перестроить систему преподавания. Не все учителя обладали опытом работы в сервисах видеосвязи. Поэтому, очень востребованными в прошлом году были именно те программы, которые связаны с цифровой трансформацией образования.

Также, в прошлом году была очень востребована так называемая платформенная занятость, то есть граждане проходили обучение, чтобы потом зарабатывать деньги в интернете и социальных сетях. Под такие запросы появились программы «Таргетолог и SMM-специалист», «Контент-менеджер социальных сетей» и др.

Преимущество проекта в том, что он может в режиме реального времени реагировать на запросы рынка труда. Например, если некоторые социальные сети уходят из нашей страны, образовательные программы перестраиваются под отечественные аналоги.

— Какие программы сейчас самые трендовые?

— Во-первых, на протяжении всей реализации проекта лидирует образовательная программа «Data-аналитик: старт карьеры».

Во-вторых, к 2030 году в РФ должно быть 25 миллионов успешных предпринимателей. Меры поддержки малого и среднего бизнеса, работы по информированию о сфере самозанятости дают положительный отклик и заинтересованность среди граждан. Поэтому, в этом году вторая волна запуска программ сфокусирована на предпринимательском направлении.

ТГУ также принимает участие в решении этой задачи и уже заключил соглашения о сотрудничестве с руководителями центров «Мой бизнес» во всех субъектах РФ в этом году. Центры «Мой бизнес» объединяют на одной площадке всю инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Среди мер поддержки – услуги по различным направлениям: информационно-консультационное, образовательное, имущественное, финансовое.

В рамках сотрудничества, планируется, что после окончания обучения мы направляем участников программ по предпринимательству в «Мой бизнес», где им помогают начать собственное дело. Центры «Мой бизнес», в свою очередь, при необходимости повысить предпринимательские компетенции граждан, направляют их к нам на обучение.

— Как человек может пройти обучение по программам проекта «Содействие занятости»?

— Это можно сделать только через государственную платформу «Работа в России». Нужно зарегистрироваться, заполнить документы, выбрать образовательную организацию и программу. Отличие этого года реализации в том, что гражданину еще предстоит пройти профилирование в центре занятости населения. Дальше остаётся лишь успешно обучиться.

— Какие особенности реализации проекта в этом году?

— В этом году центры занятости населения полностью направляют гражданина: решают где он будет учиться, определяют его категорию, помогают определиться с профилем образовательной программы и сформировать цель обучения. Как я уже говорил, в этом году много внимания уделяется подготовке предпринимателей. Кроме того, более активно включаются в проект потенциальные работодатели.

«Открытая экспертиза» позиционируется как площадка для выработки стратегии обучения представителями бизнеса, центров занятости, региональных органов исполнительной власти и ТГУ. Какие результаты дает такое взаимодействие?

«Открытая экспертиза» – еженедельное онлайн-мероприятие, на котором традиционно авторы или руководители образовательных программ объясняют их суть простыми словами. Кроме того, мы предоставляем возможность представителям центров занятости населения, которые непосредственно работают с гражданами, задать конкретные вопросы. Часто, название программы является более широким, чем одна или две профессии, поэтому их закономерно интересуют вопросы «Кем станут выпускники?», «Где они смогут работать?» и т.д.

По завершении каждой «Открытой экспертизы» все желающие в открытом доступе в нашем телеграмм-канале могут ознакомиться с записью встречи и презентациями. Таким образом, у ЦЗН всегда под рукой каталог программ с подробностями. Это помогает наладить контакт с сотрудниками и, следовательно, с гражданами.
Еще одним преимуществом мероприятия является возможность для ТГУ как федерального оператора собирать и анализировать обратную связь о программах, о потребностях и запросах наших коллег из ЦЗН.

В дальнейшем, мы планируем повысить качественную составляющую «Открытой экспертизы», сделать ее более профессиональным продуктом. Параллельно мы работаем над тем, чтобы в мероприятии принимало участие большее количество потенциальных работодателей и представителей сферы бизнеса.

Смотрите также

Легендарный год для ИДО ТГУ

Легендарный год для ИДО ТГУ

Уходящий 2024 год стал одним из самых значимых для Института дистанционного образования ТГУ за всю его 26-летнюю историю

27.12.2024
Развитие системы онлайн-обучения в организации

Развитие системы онлайн-обучения в организации

В новом блоге Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов ЦПДО ИДО, рассказывает об особенностях программы обучения «Методист по созданию образовательных продуктов» и о том, как онлайн-формат меняет подход к обучению

05.09.2024