Наша задача – помочь человеку раскрыть его потенциал

Наша задача – помочь человеку раскрыть его потенциал

— Мы много раз слышали о том, что ТГУ - федеральный оператор проекта «Содействие занятости». Что это значит?

— Федеральный проект «Содействие занятости» является частью национального проекта «Демография» по трудоустройству определенных категорий граждан. В рамках проекта действуют три федеральных оператора, которые обучают и содействуют занятости – это ТГУ, Worldskills и РАНХиГС. ТГУ - федеральный оператор с 2021 года.

Цель проекта – трудоустройство граждан через корректировку или изменение карьерной стратегии с помощью дополнительного профессионального образования, получения новых знаний и навыков. ТГУ делает всё для того, чтобы гражданин нашёл подходящую ему специальность и успешно трудоустроился. После обучения человек выходит на рынок труда уверенным в своих силах, понимает, как и где искать работу, соответствующую его материальным и психологическим потребностям.

Для достижения этой цели, ТГУ заключил соглашения с органами исполнительной власти во всех субъектах РФ. Это обусловлено учетом региональной специфики при реализации образовательных программ на территории всей страны. В каждом субъекте страны рынок труда имеет свои потребности, поэтому проектирование образовательных программ должно идти от запроса тех, кто понимает и развивает рынок труда на местах. В первую очередь, от представителей власти и бизнеса. Гражданину доступны все действующие программы: ТГУ, сетевые и созданные командами региональных вузов, понимающих специфику своего региона.

Между тремя федеральными операторами есть довольно условное разделение сфер интересов. Worldskills направлен на обучение и трудоустройство граждан по рабочим специальностям. РАНХиГС больше ориентирован на госслужащих и работников бюджетной сферы. ТГУ во-многом, нацелен на людей, заинтересованных в непрерывном образовании и саморазвитии. Исходя из сильных сторон вузов и потребностей регионов формируются образовательные программы.

— Какие программы были востребованы в 2021 году и как изменения на рынке труда влияют на содержание образовательных программ проекта?

— Приведу один интересный пример. Когда начался локдаун, школы и вузы ушли на «дистант», возникла потребность перестроить систему преподавания. Не все учителя обладали опытом работы в сервисах видеосвязи. Поэтому, очень востребованными в прошлом году были именно те программы, которые связаны с цифровой трансформацией образования.

Также, в прошлом году была очень востребована так называемая платформенная занятость, то есть граждане проходили обучение, чтобы потом зарабатывать деньги в интернете и социальных сетях. Под такие запросы появились программы «Таргетолог и SMM-специалист», «Контент-менеджер социальных сетей» и др.

Преимущество проекта в том, что он может в режиме реального времени реагировать на запросы рынка труда. Например, если некоторые социальные сети уходят из нашей страны, образовательные программы перестраиваются под отечественные аналоги.

— Какие программы сейчас самые трендовые?

— Во-первых, на протяжении всей реализации проекта лидирует образовательная программа «Data-аналитик: старт карьеры».

Во-вторых, к 2030 году в РФ должно быть 25 миллионов успешных предпринимателей. Меры поддержки малого и среднего бизнеса, работы по информированию о сфере самозанятости дают положительный отклик и заинтересованность среди граждан. Поэтому, в этом году вторая волна запуска программ сфокусирована на предпринимательском направлении.

ТГУ также принимает участие в решении этой задачи и уже заключил соглашения о сотрудничестве с руководителями центров «Мой бизнес» во всех субъектах РФ в этом году. Центры «Мой бизнес» объединяют на одной площадке всю инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Среди мер поддержки – услуги по различным направлениям: информационно-консультационное, образовательное, имущественное, финансовое.

В рамках сотрудничества, планируется, что после окончания обучения мы направляем участников программ по предпринимательству в «Мой бизнес», где им помогают начать собственное дело. Центры «Мой бизнес», в свою очередь, при необходимости повысить предпринимательские компетенции граждан, направляют их к нам на обучение.

— Как человек может пройти обучение по программам проекта «Содействие занятости»?

— Это можно сделать только через государственную платформу «Работа в России». Нужно зарегистрироваться, заполнить документы, выбрать образовательную организацию и программу. Отличие этого года реализации в том, что гражданину еще предстоит пройти профилирование в центре занятости населения. Дальше остаётся лишь успешно обучиться.

— Какие особенности реализации проекта в этом году?

— В этом году центры занятости населения полностью направляют гражданина: решают где он будет учиться, определяют его категорию, помогают определиться с профилем образовательной программы и сформировать цель обучения. Как я уже говорил, в этом году много внимания уделяется подготовке предпринимателей. Кроме того, более активно включаются в проект потенциальные работодатели.

«Открытая экспертиза» позиционируется как площадка для выработки стратегии обучения представителями бизнеса, центров занятости, региональных органов исполнительной власти и ТГУ. Какие результаты дает такое взаимодействие?

«Открытая экспертиза» – еженедельное онлайн-мероприятие, на котором традиционно авторы или руководители образовательных программ объясняют их суть простыми словами. Кроме того, мы предоставляем возможность представителям центров занятости населения, которые непосредственно работают с гражданами, задать конкретные вопросы. Часто, название программы является более широким, чем одна или две профессии, поэтому их закономерно интересуют вопросы «Кем станут выпускники?», «Где они смогут работать?» и т.д.

По завершении каждой «Открытой экспертизы» все желающие в открытом доступе в нашем телеграмм-канале могут ознакомиться с записью встречи и презентациями. Таким образом, у ЦЗН всегда под рукой каталог программ с подробностями. Это помогает наладить контакт с сотрудниками и, следовательно, с гражданами.
Еще одним преимуществом мероприятия является возможность для ТГУ как федерального оператора собирать и анализировать обратную связь о программах, о потребностях и запросах наших коллег из ЦЗН.

В дальнейшем, мы планируем повысить качественную составляющую «Открытой экспертизы», сделать ее более профессиональным продуктом. Параллельно мы работаем над тем, чтобы в мероприятии принимало участие большее количество потенциальных работодателей и представителей сферы бизнеса.

Смотрите также

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

А. Фещенко поделился своим взглядом на тему изменения условий применения цифровых образовательных технологий в области смешанного обучения

28.03.2022
Возможности онлайн-образования

Возможности онлайн-образования

Пандемия внесла коррективы во все жизненно-важные процессы общества. На смену очному образованию пришёл полный онлайн-формат, к которому каждый приспособился по-своему. Оказалось, что многие процессы можно без особого труда перевести в «дистант» и при этом оставаться продуктивным, а также заниматься самообразованием из любого удобного вам места.

21.02.2022