Медиана первого года: интервью с Михаилом Шепелем

Медиана первого года: интервью с Михаилом Шепелем

В начале нового учебного года, после некоторого летнего «затишья», массово стартуют образовательные программы в рамках национального проекта «Содействие занятости». Сегодня мы встретились с Михаилом Олеговичем Шепелем, директором Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, чтобы поговорить о первых результатах работы нашего университета как федерального оператора проекта.

Какими количественными и качественными результатами ТГУ как федеральный оператор проекта может «похвастаться» на данный момент?

На сегодняшний день мы — лидеры по количеству заявок граждан на обучение: у нас их уже более 52 000, это больше, чем у двух других федеральных операторов вместе взятых. Такой результат обеспечили правильно простроенная рекламная кампания и освещение проекта. Люди из всех субъектов Российской Федерации заявляются на наши программы. По статистике на конец июля у нас и самое большое количество уже приступивших к обучению — почти 9000 человек. Период отпусков объясняет небольшое затишье в середине лета, самые масштабные запуски будут в конце августа — сентябре, когда мы должны будем выйти на планируемые 56 000 человек. К середине ноября все программы должны будут завершиться, и мы будет подводить итоги года.

Наше лидерство обеспечивается и тем, что мы многие программы реализуем либо в смешанном формате, либо полностью в онлайн, и на них могут одновременно обучаться граждане из всех субъектов РФ. Это позволяет быть более гибкими. Кроме того, мы сейчас нашли много промышленных и академических партнёров, и можем в течение двух недель проектировать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки под конкретные запросы работодателей. Это позволяет нам очень быстро выводить на рынок требуемых специалистов, то есть работать не по тому, что уже есть, а быстро создавать новое.

А ещё мы — единственный федеральный оператор, у которого все программы реализуются в единой LMS среде: мы видим все программы и «копим» цифровой след как студентов, так и преподавателей; наблюдаем картину от вхождения слушателя до завершения процесса его обучения. Поскольку программы реализуются во всех субъектах Российской Федерации, очень важны взаимодействие с региональными органами исполнительной власти (РОИВ) и своевременная передача информации слушателям. С этой целью нам удалось создать личные кабинеты как для образовательных организаций, так и для РОИВов, в которых содержится вся необходимая информация

Вот, пожалуй, три ключевых фактора успеха реализации программы на данный момент.

Какие программы сейчас больше всего востребованы и почему?

Это «Профессия data-аналитик», «Project Manager в IT» и другие программы в сфере информационных технологий. Завершивших обучение еще не так много, но мы видим, что у нас по этим направлениям идёт очень маленький отсев, это тоже косвенно говорит о качестве. По целому ряду программ у нас слушатели трудоустраиваются даже до завершения процесса обучения: зачастую в качестве итогового проекта они выполняют задание от потенциального работодателя, например, в случае с data-аналитиком студенты получают задания от работодателей, и наиболее талантливых выпускников компания сразу приглашает к себе на работу. Хороший спрос наблюдается на тестировщиков и экскурсоводов, безусловные лидеры по количеству заявок и проценту трудоустройства программы по делопроизводству и кадровому делу.

Какой процент отсева слушателей предполагался при запуске проекта?

Один из вызовов для нас — количество ушедших слушателей с программ, которые полностью реализуются онлайн. Порой с таких программ уходили до половины обучающихся, что, конечно, совершенно недопустимо. Поэтому мы постарались обеспечивать тьюторское сопровождение и на сегодняшний день отсев составляет около 12%, это считается хорошим показателем.

С какими проблемами пришлось столкнуться ТГУ как федеральному оператору в первый год реализации проекта?

Во-первых, это сложность взаимодействия всех трёх институций — федерального оператора, местного университета и РОИВ. В чём заключается сложность? Мы ориентируемся не только на удовлетворение рынка труда в данный момент, но в целом на развитие этого рынка, на его будущее. Когда мы получаем запрос от РОИВ, отвечающих за занятость в том или ином регионе, они видят по своей базе данных состояние спроса и вакансий на текущий момент. Как правило, это рабочие профессии — сварщики, операторы котельной, водители и так далее. Это, очевидно, совершенно не университетский профиль. И возникает такой разрыв, когда представители РОИВ говорят: «Нам сварщики нужны», а мы видим, что из этого же субъекта граждане записываются на совсем другие программы. Например, «вузовского» профиля. В стране вырисовывается системная проблема, связанная с тем, что в основном программы ДПО, как и запросы от РОИВ, ориентируются на решение текущих проблем и закрытие текущих вакансий. Но нет видения перспективы развития рынка труда, можно сказать, его программирования на будущее. Мы, как университет, ставим перед собой такую амбициозную задачу — решить вопрос не только в текущем моменте, но выстроить систему так, чтобы она работала и на проекты развития субъекта в перспективе. То есть, по сути, на формирование человеческого капитала в регионах. Это очень сложная задача. Для того, чтобы её решить, нужно вовлекать в коммуникацию не только органы исполнительной власти, ответственные за трудоустройство в регионе, и местный университет, но и представителей других ветвей власти и бизнеса. А дальше вместе выстраивать эффективную коммуникацию.

Кому из вузов-партнёров хочется выразить особую благодарность за промежуточные результаты сотрудничества?

У нас, безусловно, есть субъекты-лидеры: Татарстан, Краснодарский край, Алтайский край, Москва. В этих регионах выстроена плотная коммуникация, не ограниченная тремя сторонами. В ней участвуют много акторов, их действия согласованы, результат — большой спрос на участие в проекте «Содействие занятости» среди граждан.

Какие трудности приходится преодолевать по ходу реализации проекта «Содействие занятости» и насколько гибки «правила игры»?

До сих пор есть много сложностей, связанных с тем, как оценивать и контролировать выполнение проекта. В частности, ориентированного на самозанятость. Открытым остаётся вопрос, считается ли удачным завершение слушателем программы, если он перестал быть самозанятым через три дня после выпуска? И учитывать ли гражданина, зарегистрировавшегося как «самозанятый», за день до завершения обучения?

Очень много вопросов и деталей, требующих доработки, возникают по каждой целевой аудитории: как её учитывать? И как учитывать гражданина, представляющего сразу несколько целевых аудиторий (безработная женщина 50+ с ребёнком дошкольного возраста, например)?

Пока не до конца оформлена платформа «Работа в России». К сожалению, она пока не работает так, как нам бы хотелось. Соответствующие IT-сервисы для граждан и для федеральных операторов должны появиться только в 2022 году, поэтому сейчас используются некоторые промежуточные и не очень эффективные решения. Они не позволяют оперативно отвечать гражданам, что ведёт к задержке их передачи вузам для участия в программах и так далее.

Проект сложный и очень радует, что мы встречаем понимание и со стороны Министерства труда, и со стороны Роструда, и со стороны нашего учредителя Минобрнауки. По пятницам у нас проходят регулярные совещания с федеральными операторами, на которых мы контролируем процесс, фиксируем движение и корректируем что-то, если есть необходимость. Кроме того, Нацпроект «Демография» реализуется под контролем двух вице-премьеров —Татьяны Алексеевны Голиковой и Андрея Рэмовича Белоусова. С ними совещания проходят раз в две недели, тоже по пятницам. Мы докладываем о результатах, после чего корректируются действия всех трех федеральных операторов. Должен отметить, что пока жестких бескомпромиссных позиций по каким-либо вопросам ни у кого из участников проекта не наблюдалось, мы всегда можем между собой договориться.

Какие отклики есть от вузов-партнеров, за что ругают и за что хвалят ТГУ как федерального оператора проекта «Содействие занятости»?

Ругают нас за то, что долго согласовываем ряд заявок. Мы столкнулись с такой проблемой: часто вузы хотят учить тому, чему привыкли учить, а не тому, на что есть реальный запрос. Вузы заявляют самые дорогие и продолжительные, но не практико-ориентированные программы. Первый год реализации проекта короткий, он начался позднее. Очень важно, чтобы программы были нацелены не только на сохранение занятости, но, в первую очередь, на удовлетворение спроса со стороны безработных граждан. Практика показала, что это должны быть более короткие, но ёмкие по содержанию программы. В этой связи мы занимаем довольно принципиальную позицию: стараемся разбираться по сути и не пропускать всё подряд, заявляемое вузами. Естественно, вызываем этим некоторое недовольство со стороны наших партнеров.

Вместе с тем ТГУ, как федеральный оператор, довольно оперативно подписал соглашения со всеми вузами и РОИВ. Мы, как я уже сказал выше, лидируем сегодня по количеству приступивших к обучению, и сформировали единую IT-инфраструктуру с личными кабинетами для университетов, в которых они могут видеть всех граждан, а также единую LMS-среду. Мы проводим регулярные встречи, есть общий чат для всех участников. В общем, создали коммуникативное пространство и стараемся максимально оперативно отвечать на все запросы университетов.

Каких программ сейчас не хватает в проекте в целом и в ТГУ частности?

Большой спрос сегодня существует на рабочие специальности и на специальности в области вузовской медицины, телемедицины, на сестринское дело. Этих программ действительно пока  нет в ТГУ, так как у нас, как и у многих других вузов, нет лицензии на профобучение. Изначально предполагалось, что в проекте за профессиональную переподготовку в сфере рабочих специальностей будет отвечать федеральный оператор Worldskills. Но он ведёт обучение только в своих сертифицированных центрах, а их не хватает в субъектах. Чтобы закрыть эту потребность, ТГУ вынужден находить соответствующее университеты с лицензиями и колледжи, и вместе с ними проектировать программы.

Проект планируется вести до 2024 года. Будет ли ТГУ получать лицензию на профобучение?

Мы думаем в университете над этим, обсуждаем вопрос с руководством. Мне кажется, что это перспективно и на будущее, поскольку «Содействие занятости» когда-то закончится, а мы сможем выйти с пулом наиболее востребованных конкурентоспособных программ по рабочим специальностям, которые будут приносить доход университету. Недавно мы подписали договор с предприятием «Латат» (ООО «Монолит-Строй») (деревообработка). Мы специально под них делаем программы по деревообработке и работе со смолами, но, к сожалению, только 30% их запроса - специалисты в инженерной сфере, которых мы сами готовы переобучить. Для таких случаев мне кажется вполне логичным двигаться в сторону лицензирования профобучения.

До какого момента можно предлагать образовательные программы? Есть ли ограничение по количеству программ и срокам запуска?

Конечно, программы нужно предлагать и заявлять, потому что даже если не будет возможности их запустить в этом году, это можно будет сделать в следующем, хорошо их подготовив. Проект «Демография» — ресурс для развития собственных программ дополнительного профессионального образования на факультетах и в подразделениях. Эти программы останутся с вами, коллеги, и в перспективе могут стать источником дополнительного дохода, если вы, например, решите организовать платные курсы повышения квалификации по вашему направлению. Сейчас есть возможность грамотно спроектировать программу, отработать всё со специалистами в сфере педдизайна, использовать возможности нашей студии для записи онлайн-курсов, организовать тьюторское сопровождение, научиться масштабировать.

Кстати, о масштабировании. Мы столкнулись в университетах с тем, что руководители программ говорят: «Мы не можем учить по 300-500 человек одновременно, потому что отвечаем за качество!» Да, мы привыкли работать индивидуально. Но с таким подходом программа становится менее эффективной и с экономической точки зрения не очень интересной. Проект подвёл нас к необходимости учиться масштабированию. При этом очень важно соблюсти баланс и таким образом спроектировать программу, чтобы она, с одной стороны, могла «принять» большое количество слушателей, с другой, не превратиться в профанацию и в какой-то банальный конвейер. Мне кажется, сегодня все ресурсы и технологии университета для этого есть: аудитории, оборудованные комплексом «Актру», студии для записи онлайн-курсов, специалисты в области педдизайна и тьюторы.

Важно понимать: все материалы, которые будут созданы в программах для проекта «Содействие занятости» можно использовать и сейчас, и в будущем при подготовке бакалавров и магистров. Повторюсь: мы располагаем уникальным ресурсом, который поможет нам отточить навыки масштабирования и создать качественный образовательный контент для подготовки студентов в рамках университетских специальностей и направлений.

Сколько человек должно быть в коллективе, способном разработать такую программу и масштабировать её?

Всё зависит от продолжительности программы и её предметно-тематической направленности. В среднем это может быть коллектив от 5 до 15 человек. Если руководитель не может найти среди своих преподавателей тех специалистов, которые нужны в программе, он набирает преподавателей и тьюторов извне, проект такую возможность предусматривает. Можно приглашать спикеров из других университетов или компаний на взаимовыгодных условиях, создавать сборные коллективы. Ведь мы уже столько лет говорим о междисциплинарных командах, формировании новых коллабораций и профессиональных связей!

Почему ещё участие в проекте может быть интересным для факультетов и подразделений? Мы давно говорим про объединение с реальным сектором экономики. Проект «Содействие занятости» действительно может помочь и в этом. НИОКР и работа по грантам занимают продолжительный период времени и требуют очень много ресурсов до выхода на готовый продукт. А здесь можно в относительно короткие сроки вместе с корпоратом и под его контролем разработать востребованную программу и вывести её на рынок. Поэтому участие в проекте — это ещё и новый инструмент тесного взаимодействия с реальным сектором экономики.

Дорогие коллеги! Проект «Содействие занятости» — первый в своём роде и для ТГУ, и для каждого из нас. Он очень сложный, но интересный и чрезвычайно перспективный. Он даёт не только дополнительное финансирование, но и возможности развития новых компетенций, новых партнеров, а также открывает для нас новые целевые аудитории. В обычной ситуации на это нет ни времени, ни ресурсов. А в данном проекте эти ресурсы есть! Поэтому я бы обратился к тем, кто всё ещё думает, вступать в проект или нет. Постарайтесь посмотреть на него не только с точки зрения возможности заработать деньги здесь и сейчас. Проект поможет всем нам выйти на новые перспективы развития образовательной деятельности подразделений. Специалисты нашего центра со своей стороны готовы оказать максимальное содействие и помочь решать возникающие проблемы. Все вместе мы сможем достичь общей университетской цели: использовать ресурсы проекта и стать к моменту его завершения лидерами в области современных программ ДПО в России.

Источник

Смотрите также

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

А. Фещенко поделился своим взглядом на тему изменения условий применения цифровых образовательных технологий в области смешанного обучения

28.03.2022
Возможности онлайн-образования

Возможности онлайн-образования

Пандемия внесла коррективы во все жизненно-важные процессы общества. На смену очному образованию пришёл полный онлайн-формат, к которому каждый приспособился по-своему. Оказалось, что многие процессы можно без особого труда перевести в «дистант» и при этом оставаться продуктивным, а также заниматься самообразованием из любого удобного вам места.

21.02.2022