Как передать опыт и повысить производительность труда?

Как передать опыт и повысить производительность труда?

С 2022 года Институт дистанционного образования ТГУ реализует программу повышения квалификации «Наставничество в организации: технологии обучения и развития персонала».

Программа была создана как часть федерального проекта «Содействие занятости», одним из операторов которого является ТГУ. Целевая аудитория программы — сотрудники крупных предприятий, в первую очередь инженерный и инженерно-технический персонал, которым требуются «наставнические» компетенции для передачи знаний и профессионального опыта менее квалифицированным коллегам или новым сотрудникам. В 2022 году первыми слушателями и выпускниками программы стали работники предприятий Томской области — «Газпром трансгаз Томск».

О том, как устроена программа, кто на ней обучается и какие результаты получают выпускники, рассказывает Евгения Хлыстова, заместитель директора Центра коммерциализации дополнительного образования ИДО ТГУ.

— Первоначально мы проектировали эту программу для предприятия «Газпром трансгаз Томск». Целью обучения стало формирование новых и совершенствование уже имеющихся профессиональных компетенций, позволяющих выстроить систему наставничества на производственном предприятии. В числе таких компетенций: тьюторство, разработка образовательного мероприятия, метод кейс-стади и другие методы, с помощью которых опытные сотрудники предприятия могут передавать свои накопленные годами навыки и знания менее опытным сотрудникам.

— Целевой аудиторией программы являются люди, работающие на предприятии в управленческой, инженерной должности или на рабочей позиции, и желающие получить дополнительную квалификацию по наставничеству?

— Да, эта программа дает возможность опытным сотрудникам не только самим продуктивно работать на производстве, но и обучать стажеров, новичков и других сотрудников, желающих повысить свою квалификацию непосредственно на рабочем месте. Например, сейчас у нас проходят обучение сотрудники компании «Томское молоко», в том числе операторы производственного оборудования, мастера и сыровары. Это опытные и профессиональные специалисты своего дела, которым пока не достает компетенций, чтобы обучать других. Бывает и так, что у людей свои методы передачи знаний, которые они сформировали за жизнь. Но эти методы устарели и больше не актуальны, а с новыми методами они не знакомы. Наша программа помогает овладеть современными методиками и укрепить навыки передачи знаний и информации.


Сотрудники компании «Томское молоко» на обучении в ТГУ

— Сколько длится учебный период и какие именно навыки получают обучающиеся?

— Программа длится 72 часа. Учебный план насыщенный — 5 важных тем для погружения в наставничество:

  • Моя роль в Наставничестве: целеполагание и формирование плана профессионального развития.

  • Управление командами: эффективные методы формирования и развития высокопроизводительных команд.

  • Погружение в методы Наставничества и Коучинга: ознакомление с современными методами и инструментами наставничества и техниками коучинга.

  • Цифровые технологии передачи знаний, а также оптимизация процессов найма, обучения и развития персонала.

  • Управление конфликтами и стресс-менеджмент: разработка стратегий решения конфликтных ситуаций внутри отделов и снижение уровня стресса в команде

Наши преподаватели обеспечивают погружение участников программы в методы и технологии обучения, которые можно использовать на предприятии, дают методику разработки образовательного продукта, знакомят с цифровыми технологиями передачи знаний. В том числе с инструментами онлайн-преподавания, способами коммуникации на виртуальных образовательных площадках. Курс включает в себя теоретическое и практическое знакомство с цифровыми технологиями «упаковки» учебной информации, такими как обучающий лонгрид или учебное видео.

— То есть производственники учатся быть современными творческими педагогами, выходя далеко за рамки своей привычной деятельности на рабочем месте?

— Да, они действительно учатся тому, что, возможно, никогда не делали раньше: разрабатывать образовательные мероприятия: тренинги или экспресс-курсы, делать сайты на Тильде для размещения обучающей информации для своих стажеров. Помимо этого, программа помогает сотрудникам предприятий составить стратегию их профессионального развития; разобраться, как предупреждать и улаживать конфликты в коллективе, а также работать со стрессом: учатся бороться с эмоциональным выгоранием, повышая свою стрессоустойчивость.

— Как проходит обучение — очно или онлайн?

— Программа предусматривает несколько форматов: очно и онлайн. Встречи представляют собой интерактивные лекции и практические занятия, включающие индивидуальные и групповые работы. Участники обсуждают и рецензируют практические проекты друг друга, включаются в командные обсуждения предлагаемых методов и технологий наставничества. Этот этап занимает 10 часов в неделю. От двух до пяти часов в неделю уходит на самостоятельную работу над образовательным проектом. Во время самостоятельной работы участники программы изучают материалы курса и выполняют задания в удобное для себя время. Слушатели учатся создавать образовательный продукт под руководством кураторов курса и могут рассчитывать на постоянную поддержку преподавателей, получать оперативную обратную связь.

— Как происходит защита итогового проекта и какой документ получают участники программы в конце обучения?

Итоговый проект представляет собой создание собственного образовательного мероприятия или продукта в виде экспресс-курса, учебного лендинга или учебной программы в выбранном участником формате. Представление итоговой работы и ее защита происходит в формате «круглого стола» со всеми преподавателями и обучающимися. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.

Программа «Наставничество в организации: технологии обучения и развития персонала» существует больше двух лет. Как она менялась за это время? Возможно ли учесть в плане обучения потребности предприятия?

— Совсем недавно мы пересмотрели учебный план и добавили в него «мягкие навыки» или, другими словами, надпрофессиональные компетенции. Это тайм-менеджмент, умение вести переговоры, управление стрессом и конфликтами. Это навыки, необходимые сотрудникам любого предприятия, позволяющие привлекать и удерживать грамотных специалистов, формировать сильный кадровый резерв и решать нестандартные задачи, в том числе возникающие на фоне кадрового дефицита, условий неопределенности и трудовых вызовов времени.

Отзывы участников программы, прошедших обучение

Татьяна Рытова: «Полезно было познакомиться с разными моделями работы в рамках наставничества. Это позволило буквально в период обучения найти свою форму наставничества и "упаковать" в нее давно собираемые задумки и материалы. Итоговая работа стала реальным продуктом, который легко вписывается в рабочий процесс предприятия. Я разработала образовательное мероприятие и продукт для передачи профессионального знания «Курс повышения грамотности для вновь принятых специалистов и делопроизводителей». А полученные знания можно будет применять не только в процессе наставничества, но и на конкурсах профмастерства, на семинарах и в работе с филиалами по направлению делопроизводство».

Юрий Логунов: «С большим интересом смотрел видеолекции, даже по несколько раз, бонусом программы была возможность прокачать метакомпетенции: самоанализ и рефлексия, тайм-менеджмент, умение вести переговоры, управление изменениями, проектное мышление. Спасибо, что помогли "встряхнуть" мои мозги. Надеюсь, когда появится стажер, я смогу осуществлять подход к его обучению не по принципу "смотри на меня, делай как я", а применяя все полученные инструменты данной программы по наставничеству».

Татьяна Гашева: «За время программы мною был разработан мастер-класс для обучения работников моей организации методам первой помощи. По результатам программы можно сделать следующие выводы: применение методов наставничества повышает мой профессиональный уровень, расширяет базу навыков и исключает профессиональное выгорание методом переориентации из просто работника в работника-наставника».

Марина Полева: «Получила огромные позитивные эмоции, знания, практические навыки. От этой программы я в восторге. Особое пожелание и благодарность хочу выразить руководителю проекта — Евгении Хлыстовой и нашим преподавателям ТГУ. Все эти знания приобретенные буду применять в производстве, в практике».

Лина Деева: «Программа очень интересная, очень много дает нам полезной информации, которую мы можем применять ежедневно в своей работе, совершенствоваться. Большое спасибо еще раз Университету и всем его преподавателям».

Анна Распономарева: «Я работаю начальником производства в компании «Томское молоко». Понравилась подача информации, методика ведения обучения. Изучила многие инструменты для адаптации новых сотрудников в организации. Также изучила многие инструменты для решения производственных задач».

Больше отзывов

Справка:
Одним из федеральных операторов «Содействия занятости» четвертый год является Томский государственный университет. Запись на бесплатное обучение по программам ТГУ доступна на сайте.

Для подачи заявки на программу повышения квалификации «Наставничество в организации: технологии обучения и развития персонала» свяжитесь с руководителем программы:
Евгения Хлыстова, заместитель начальника отдела проектирования образовательных программ ИДО ТГУ
Тел.: +7 913 808-90-31

Смотрите также

Развитие системы онлайн-обучения в организации

Развитие системы онлайн-обучения в организации

В новом блоге Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов ЦПДО ИДО, рассказывает об особенностях программы обучения «Методист по созданию образовательных продуктов» и о том, как онлайн-формат меняет подход к обучению

05.09.2024
Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Кто может учиться и учить на цифровых кафедрах?

Робототехника, искусственный интеллект, информационные системы и веб-приложения, цифровая юриспруденция, аналитика данных, управление IT-проектами — это еще не весь список образовательных возможностей, которые предлагают цифровые кафедры для студентов

09.08.2024