Исследование индивидуализации электронного обучения

Исследование индивидуализации электронного обучения

А.С. Иванова, специалист учебно-научной лаборатории компьютерных средств обучения, в составе исследовательской команды ИДО провела исследование методических приемов и технологий педагогического дизайна, обеспечивающих индивидуализацию образовательной траектории при реализации электронного обучения в вузе. Арина Сергеевна поделилась результатами исследования с нашей командой.

— Расскажите, чему было посвящено ваше исследование?

— В данной работе я исследовала взаимосвязь между использованием различных методических приемов при реализации электронного обучения и уровнем индивидуализации обучения студентов. В исследовании соотносились цифровые следы, оставленные студентами и преподавателями в электронной среде Moodle и понимание индивидуализации образовательного процесса студентами на основании опроса.

— Что значит индивидуализация обучения студентов?

— Идея индивидуализации не нова для образования, она зародилась и развивалась по мере накопления знаний о том, как и с какими целями можно учитывать в образовательном процессе индивидуальные особенности обучающихся. Изначально, ее понимали, как учет характерных особенностей ученика при педагогическом воздействии. К концу XIX века к пониманию индивидуализации добавляется идея о самостоятельном освоении знаний человеком, его субъектной позиции в процессе обучения, которая основана на его уникальности. На данный момент, когда мы говорим «индивидуализация обучения» подразумевается, что индивидуальность заключается не только и не столько в том, каким уникальным набором качеств и признаков обладает человек, но и, во многом, в том, какой выбор он делает, и как действует, исходя из этого выбора.

— Как индивидуализация влияет на эффективность обучения?

— Необходимость индивидуализировать подходы возросла в связи со снижением актуальности системы образования, основанной на обучении преимущественно Hard-skills. Рост темпа обновления «жестких навыков» может достигать такой скорости, что, к примеру, знания и умения в IT-сфере, полученные студентами на 1 курсе обучения, могут морально устареть еще до окончания университета. Из-за постоянно увеличивающегося объема информации, научного и технологического развития профессиональная траектория в процессе жизни человека становится более гибкой и вариативной. Поэтому теперь человек должен включиться в обширную профессиональную сферу, и далее перемещаться как внутри нее, так и переходить в смежные сферы. Вследствие этого в образовательном процессе критически значимым становятся навыки Self и Soft-skills, позволяющие ориентироваться в меняющихся профессиональной и жизненной траекториях. Таким образом, трансформируется и роль ученика в образовательном процессе, который реализует свой потенциал и выстраивает будущую профессиональную траекторию за счет активной позиции в процессе обучения. Индивидуализация процесса обучения – один из важных путей формирования навыка видеть вариативность и делать выбор.

— Что стало лично для вас открытием в результатах исследования?

— Я ожидала получить данные о том, что на индивидуализацию существенно влияет разнообразие контента, разные способы его представления информации, удивительно, но такого эффекта не было обнаружено совсем. Оказалось, что намного более значимыми, в том числе в электронной среде, являются коллаборативные формы работы. Если подумать, это логично, учитывая, что наша индивидуальность проявляется при коммуникации.

— Что вы скажете об остальных результатах вашего исследования? Какие приемы обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса?

— Как я уже сказала, общим для всех направлений индивидуализации стало налаживание эффективной коммуникации. Я считаю, что это обусловлено тем, что коллаборативные активности строятся на организации горизонтального взаимодействия между студентами в процессе выполнения заданий, а значит через рефлексию открываются возможности для понимания и реализации выбора, что и является зерном индивидуализации. Moodle дает возможность включить в образовательный процесс форумы, в том числе, с оцениванием студентов друг друга, семинары, сторонние встроенные элементы в курсе. Также, к коллаборативным формам работы относится совместное использование студентами таких инструментов, как Miro – визуальной платформы для совместной работы, Trello инструмента, позволяющего управлять задачами команды или Padlet - совместной онлайн-доски и т.п.

Если мы говорим о других формах контента, то значимым для индивидуализации оказалось использование интерактивных методических инструментов. Использование таких инструментов, как «H5P» для создания интерактивных курсов обучения, элемента HotPot, который позволяет загружать различные интерактивные учебные материалы, сайты с квизами/играми, где можно использовать готовые варианты или конструировать свои, например, Quizlet, Quizizz, Wisc, Learningapps. На процесс индивидуализации обучения хорошо влияют симуляторы различных процессов и ментальные карты.

Также студенты чаще характеризуют курс как индивидуализированный, когда в него включен вариативный, то есть не обязательный для прохождения контент (МООК или его часть), встроенный отдельными темами.

— Как использование электронного обучения позволяет раскрыться возможностям индивидуализации образования?

— Цифровое образование дает инфраструктуру, которую сложно обеспечить в классно-урочной системе. Цифровая среда дает много возможностей в предоставлении контента, тем, планировании расписания. В целом, на мой взгляд, оптимально сочетание электронного обучения и синхронного: грамотное распределение форм работы позволяет не терять связь преподавателя со студентами и одновременно закрыть потребность в разнообразии подачи контента.

— Вы планируете продолжать работу над исследованием? Какие цели вы планируете преследовать в будущем?

— Да, я планирую развивать исследование в рамках Института дистанционного образования. В частности, я планирую расширить выборку, что позволило бы повысить точность исследования и сравнить между собой разные направление и специальности: социально-гуманитарные, естественнонаучные, технические.

Хотелось бы развивать исследование не только с точки зрения аналитики данных, но и начинать внедрять практические решения. Например, сейчас мы в ИДО работаем над проектом «Маркетплейс микроконтента». Он позволяет быстро и удобно встраивать вариативный контент в курс. Но в дальнейшем наша команда планирует спроектировать и реализовать и другие решения, которые сделают проще применение инструментов индивидуализации при разработке курсов.



Смотрите также

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

ЕdТесh: вчера, сегодня, завтра

А. Фещенко поделился своим взглядом на тему изменения условий применения цифровых образовательных технологий в области смешанного обучения

28.03.2022