Развитие подходов Европейского Союза (ЕС) к улучшению системы обеспечения качества высшего образования стран-партнеров» («QM&CQAF - The expansion of the EU-approaches to providing the partner-countries higher education quality assurance Expanding QA

Номер проекта:

565454-EPP-1-2015-1-HR-EPPJMO-NETWORK

Европейское гражданство трансграничной мобильности актуализирует необходимость координации требований, предъявляемых к высшему образованию в странах, не входящих в ЕС (Россия, Беларусь, Казахстан, Украина, Сербия, Черногория и др.). Идеи качества образования базируются на международных стандартах управления. Образовательные организации сталкиваются с множеством трудностей, связанных с внедрением в систему высшего образования стандартов ISO без соответствующей системы показателей, ориентированной на клиента и других заинтересованных сторон.

Данный международный совместный проект нацелен на успешную адаптацию и внедрение модели оценки качества образования в образовательных учреждениях стран-партнеров. Значимость реализации проекта в образовательных системах стран-партнеров заключается в том, что согласованные подходы по обеспечению качества высшего образования обеспечат взаимное признание высшего образования и трансграничной мобильности специалистов.

Сроки реализации проекта

2015 – 2018  гг.

Официальный сайт проекта Детальное описание проекта

Цели проекта

Основной целью данного проекта является адаптация модели качества образования, которая успешно используется в Европейском Союзе, а также использования положительного опыта и практик её применения в целях обеспечения гарантии качества высшего образования. Общее понимание качества процесса высшего образования и использование единых подходов и критериев оценки очень важны для европейской интеграции. Этот проект предполагает тесное сотрудничество образовательных учреждений и совместные исследования ЕС и стран-партнеров.

Задачи проекта

  • Адаптация концепции CQAF к особенностям высшего образования Республики Хорватия, Российской Федерации и Республики Беларусь.

Проведение совместных исследований всеми участниками консорциума, в том числе исследования признания модели QM&CQAF в странах-партнерах и ее адаптации.

  • Разработка модели QM&CQAF обеспечения качества высшего образования на основе адаптированной концепции CQAF и международных стандартов ISO 9001 в версии 2015 года.

Решение о тестовой модели QM&CQAF основано на адаптированной к национальным особенностям модели CQAF с учетом изменений, соответствующих стандарту управления качеством ISO 9001:2015. Также будут разработаны методические и рекламные материалы для тьюторов, специалистов и студентов.

  • Подготовка хорватских, российских и белорусских преподавателей и специалистов университетов для применения и распространения модели QM&CQAF.

Полное обучение тьюторов (преподавателей и специалистов) и студентов будет проходить в 6 университетах стран-реципиентов модели QM&CQAF.

  • Апробация модели QM&CQAF в экономических системах стран-партнеров.

Практическая реализация модели QM&CQAF осуществляется на базе шести образовательных учреждений в целях обеспечения качества образования и управления. В течение 6-ти месяцев будет проводиться внутренний аудит в соответствии с показателями (в том числе показателями самооценки по модели QM&CQAF). В сети участники обсудят анализ результатов и разработку корректирующих мероприятий (в случае необходимости).

  • Проведение анализа влияния распространения и полученных результатов применения модели QM&CQAF в вузах стран-партнеров.

Каждое образовательное учреждение проведет анализ результатов адаптации модели QM&CQAF, организует соответствующее заседание и подготовит доклады с освещением результатов.

  • Разработка Руководства по применению модели качества высшего образования QM&CQAF.

На основе исследований национальных особенностей обеспечения качества образования, проведенных шестью вузами, будет создано Полное руководство по применению модели QM&CQAF. Разработка рекомендаций будет осуществляться в два этапа. Первый вариант рекомендаций будет разработан совместно с пособиями для вузов – реципиентов. Второй будет содержать модель, анализ полученного опыта и описание лучших практик в области обеспечения качества высшего образования.

Основные мероприятия проекта

  1. Исследование признания модели качества CQAF в странах-партнерах
  2. Адаптация концепции разработанной модели качества CQAF в странах-партнерах
  3. Разработка рекламных материалов и материалов для продвижения модели
  4. Обучение тьюторов в университетах стран-партнеров, где будет внедрена модель CQAF
  5. Проработка и обсуждение на национальном уровне Руководства по применению модели качества высшего образования CQAF
  6. Поддержка и мониторинг процессов применения модели CQAF
  7. Повторное исследование восприятия и привлекательности модели качества CQAF в странах-участницах проекта, а также полученных результатов/эффекта по принципам менеджмента качества

Участники проекта

Партнерская сеть состоит из трех типов учреждений.

  1. Revalento (Нидерланды) и Folkuniversitet (Швеция) – представители ЕС, которые разработали и популяризировали модель QM&CQAFв ходе выполнения недавних проектов, а также владеют методологией и опытом распространения модели.
  2. Северный Университет (получатель гранта) (Республика Хорватия); Ивановский государственный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет (Российская Федерация); Белорусский государственный экономический университет (Республика Беларусь) – здесь будет проведено обучение преподавателей и специалистов для применения и распространения модели QM&CQAF, организовано знакомство студентов и аспирантов с основными положениями модели. Данные организации также несут ответственность за распространение модели QM&CQAF в образовательных организациях на национальном уровне.
  3. Академия Пастухова (Российская Федерация), Республиканский Институт профессионального образования (Республика Беларусь) – имеют опыт сотрудничества с организациями 1-ой группы и выполняют роль менеджеров и тьюторов в области внедрения модели QM&CQAF. Наряду с работой по адаптации модели они будут обеспечивать вузы 2-ой группы методической поддержкой.

В состав проектной команды входят молодые исследователи. Кроме того, группы преподавателей и специалистов вузов должны на более чем на 30% состоять их молодых исследователей.

Ожидаемые результаты проекта

  • Адаптация модели QM&CQAF под национальные особенности стран-партнеров и ее утверждение в вузах стран-партнеров
  • Формирование сети участников, мотивированных и подготовленных для распространения модели QM&CQAF в других странах
  • Разработка Руководства по применению модели качества высшего образования QM&CQAF, содержащего ее описание, методологию применения, рекомендаций по адаптации, показатели эффективности применения модели
  • Основными показателями результативности проекта станут:
    1. модель, отвечающая целям и мероприятиям проекта, включая концепцию, описание разработки и методологию применения;
    2. охват вузов на национальном уровне.