Номер проекта:
565454-EPP-1-2015-1-HR-EPPJMO-NETWORK
Европейское гражданство трансграничной мобильности актуализирует необходимость координации требований, предъявляемых к высшему образованию в странах, не входящих в ЕС (Россия, Беларусь, Казахстан, Украина, Сербия, Черногория и др.). Идеи качества образования базируются на международных стандартах управления. Образовательные организации сталкиваются с множеством трудностей, связанных с внедрением в систему высшего образования стандартов ISO без соответствующей системы показателей, ориентированной на клиента и других заинтересованных сторон.
Данный международный совместный проект нацелен на успешную адаптацию и внедрение модели оценки качества образования в образовательных учреждениях стран-партнеров. Значимость реализации проекта в образовательных системах стран-партнеров заключается в том, что согласованные подходы по обеспечению качества высшего образования обеспечат взаимное признание высшего образования и трансграничной мобильности специалистов.
Сроки реализации проекта
2015 – 2018 гг.
Официальный сайт проекта Детальное описание проектаЦели проекта
Основной целью данного проекта является адаптация модели качества образования, которая успешно используется в Европейском Союзе, а также использования положительного опыта и практик её применения в целях обеспечения гарантии качества высшего образования. Общее понимание качества процесса высшего образования и использование единых подходов и критериев оценки очень важны для европейской интеграции. Этот проект предполагает тесное сотрудничество образовательных учреждений и совместные исследования ЕС и стран-партнеров.
Задачи проекта
- Адаптация концепции CQAF к особенностям высшего образования Республики Хорватия, Российской Федерации и Республики Беларусь.
Проведение совместных исследований всеми участниками консорциума, в том числе исследования признания модели QM&CQAF в странах-партнерах и ее адаптации.
- Разработка модели QM&CQAF обеспечения качества высшего образования на основе адаптированной концепции CQAF и международных стандартов ISO 9001 в версии 2015 года.
Решение о тестовой модели QM&CQAF основано на адаптированной к национальным особенностям модели CQAF с учетом изменений, соответствующих стандарту управления качеством ISO 9001:2015. Также будут разработаны методические и рекламные материалы для тьюторов, специалистов и студентов.
- Подготовка хорватских, российских и белорусских преподавателей и специалистов университетов для применения и распространения модели QM&CQAF.
Полное обучение тьюторов (преподавателей и специалистов) и студентов будет проходить в 6 университетах стран-реципиентов модели QM&CQAF.
- Апробация модели QM&CQAF в экономических системах стран-партнеров.
Практическая реализация модели QM&CQAF осуществляется на базе шести образовательных учреждений в целях обеспечения качества образования и управления. В течение 6-ти месяцев будет проводиться внутренний аудит в соответствии с показателями (в том числе показателями самооценки по модели QM&CQAF). В сети участники обсудят анализ результатов и разработку корректирующих мероприятий (в случае необходимости).
- Проведение анализа влияния распространения и полученных результатов применения модели QM&CQAF в вузах стран-партнеров.
Каждое образовательное учреждение проведет анализ результатов адаптации модели QM&CQAF, организует соответствующее заседание и подготовит доклады с освещением результатов.
- Разработка Руководства по применению модели качества высшего образования QM&CQAF.
На основе исследований национальных особенностей обеспечения качества образования, проведенных шестью вузами, будет создано Полное руководство по применению модели QM&CQAF. Разработка рекомендаций будет осуществляться в два этапа. Первый вариант рекомендаций будет разработан совместно с пособиями для вузов – реципиентов. Второй будет содержать модель, анализ полученного опыта и описание лучших практик в области обеспечения качества высшего образования.
Основные мероприятия проекта
- Исследование признания модели качества CQAF в странах-партнерах
- Адаптация концепции разработанной модели качества CQAF в странах-партнерах
- Разработка рекламных материалов и материалов для продвижения модели
- Обучение тьюторов в университетах стран-партнеров, где будет внедрена модель CQAF
- Проработка и обсуждение на национальном уровне Руководства по применению модели качества высшего образования CQAF
- Поддержка и мониторинг процессов применения модели CQAF
- Повторное исследование восприятия и привлекательности модели качества CQAF в странах-участницах проекта, а также полученных результатов/эффекта по принципам менеджмента качества
Участники проекта
Партнерская сеть состоит из трех типов учреждений.
- Revalento (Нидерланды) и Folkuniversitet (Швеция) – представители ЕС, которые разработали и популяризировали модель QM&CQAFв ходе выполнения недавних проектов, а также владеют методологией и опытом распространения модели.
- Северный Университет (получатель гранта) (Республика Хорватия); Ивановский государственный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет (Российская Федерация); Белорусский государственный экономический университет (Республика Беларусь) – здесь будет проведено обучение преподавателей и специалистов для применения и распространения модели QM&CQAF, организовано знакомство студентов и аспирантов с основными положениями модели. Данные организации также несут ответственность за распространение модели QM&CQAF в образовательных организациях на национальном уровне.
- Академия Пастухова (Российская Федерация), Республиканский Институт профессионального образования (Республика Беларусь) – имеют опыт сотрудничества с организациями 1-ой группы и выполняют роль менеджеров и тьюторов в области внедрения модели QM&CQAF. Наряду с работой по адаптации модели они будут обеспечивать вузы 2-ой группы методической поддержкой.
В состав проектной команды входят молодые исследователи. Кроме того, группы преподавателей и специалистов вузов должны на более чем на 30% состоять их молодых исследователей.
Ожидаемые результаты проекта
- Адаптация модели QM&CQAF под национальные особенности стран-партнеров и ее утверждение в вузах стран-партнеров
- Формирование сети участников, мотивированных и подготовленных для распространения модели QM&CQAF в других странах
- Разработка Руководства по применению модели качества высшего образования QM&CQAF, содержащего ее описание, методологию применения, рекомендаций по адаптации, показатели эффективности применения модели
- Основными показателями результативности проекта станут:
- модель, отвечающая целям и мероприятиям проекта, включая концепцию, описание разработки и методологию применения;
- охват вузов на национальном уровне.