Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Заключение |
||
Назад Вперед |
||
Теоретическая часть | ||
Читая книги, размышляя, как создать пространство, как организовать работу с детьми, чтобы помогать им в развитии чувств, способствовать выражению их эмоционального состояния пришла к простому открытию.
Прежде всего - это любовь к себе. Если ты себя не любишь, как ты можешь помочь другому человеку. Это древняя истина, которая известна на земле. Это и огромное внимание, любовь к другому человеку, умение его слушать и слышать, видеть и смотреть. Подтверждение этому нашла в книге "Что ты видишь?" доктора Бетенски Мала. Она предложила художественно-терапевтический метод работы - феноменологический (упор на наблюдение). Основные принципы, ступени этого метода: 1. Свободная активность перед творческим процессом - непосредственное переживание. 2. Процесс творческой работы - создание феномена. 3. Феноменологическое интуитивное познание 4. Что ты видишь? Смысл первого принципа - дети осваивают процесс непосредственного переживания с помощью игры с красками, разными художественными материалами. Затем они переходят на вторую ступень - художественная работа, творческий процесс. Третий принцип фокусируется на феномене завершенной художественной работе и процессе ее исследования посредством внимательного рассматривания и восприятия всего, что доступно зрению. А смотреть, чтобы увидеть надо в тишине. На четвертом этапе - ребенок дает описание того, что он видит во внешней стороне художественной работы. Первый этап: Свободная активность перед собственно творческим процессом. Это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом. Пробуя, смешивая краски в игровом стиле, ребенок приходит к некоторым открытиям в отношении материала и себя. Непосредственные переживания пробуждают сенсорные ощущения от художественного материала, а также разнообразные эмоции и мысли. Сам промежуток времени, посвященный данной активности, зависит от ребенка, его потребностей, его возраста. Один может поиграть 20 минут, а затем двинуться дальше. Другой может растянуть игровые процессы на несколько занятий, а есть и такие, которым надо поиграть в течении нескольких минут на каждом занятии. Есть дети, которые любят "пачкать" - сначала использовать один материал, затем другой, а потом смешивая их. Но в конечном этапе все отказываются от игровых проб в пользу более серьезной деятельности- выбора художественного материала для творческого процесса. Второй этап: Процесс творческой активности. Часто после игровой деятельности дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. Наблюдается сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем и иногда их разрешение. Удовольствие или неудовольствие от конечного результата творческой работы обсуждается с ребенком. Третий этап: Феноменологическое интуитивное познание. Пришло время отнестись к завершенной художественной работе как к феномену с собственной структурой, выразительными ценностями и смыслами. Для этого сама работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Даем ей название. "Хорошенько посмотри на свою картину, сконцентрируйся на ней. Когда картина находится прямо перед твоими глазами, она видна не так отчетливо, как если бы ты немножко отошел от нее. Молча посмотри и обнаружь то, что не видел раньше". Он концентрируется на картине и начинает видеть то, что не видел раньше Четвертый этап: Процедура "Что ты видишь?". Задавая вопрос "Что ты видишь?", приглашает ребенка описать, что он увидел на картине. Внешне вопрос очень прост и наивен. Но в нем заключено три аспекта феноменологического подхода. Первое- важность индивидуального восприятия: что ты видишь, ты, создатель. Описание работы ведет к внутреннему миру ребенка. Второй аспект касается внутренних чувств ребенка- то, что его слушают, означает начало доверия. Третье - что ты видишь? Все, что видно ребенку в самом результате творческого самовыражения. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно, к приобретению внутреннего опыта ребенка. Дети определяют экспрессивные характеристики картины и учатся идентифицировать их как свои чувства и установки. Описание- ответ на вопрос "Что ты видишь?"- распространяется, в том числе на сознательную попытку соотнести художественную работу и внутренний опыт, который является перводвигателем творческого процесса, порождающим самовыражение в изобразительном искусстве. И вот круг замыкается,- все это говорит об интегрированном смысле четвертого этапа. Фактически возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции. Нахождение личностных смыслов -это самопознание. Не всякая художественная работа ведет к самопознанию. По мере того, как глаз наблюдающего научиться видеть и замечать все видимое в картине, значительно повышается возможность прикоснуться к личности ребенка. Катализатором являются вопросы " а что насчет .." ли "что ты видишь?", " что еще ты видишь?". Художественные материалы. Художественные материалы побуждают ребенка видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Между творцом и художественными материалами происходит динамическое взаимодействие. Речь и молчание. В определенные моменты словам отводится определенная роль. Ребенок часто дополняет свои жесты словами, в которых выражает интерес, осторожность, страх и возбуждение, а иногда издает эмоционально окрашенные звуки. Временами словесный взрыв следует за долгим периодом бессловесной работы интуиции. Роль педагога. Он стремится помочь ребенку прийти к самопознанию посредством художественных работ. Ощущения себя личностью. Важным моментом этого метода является стремление поддержать и восстановить у ребенка ощущение, что он личность. На самых ранних стадиях развития необходимо чувство, что он личность в глазах родителей. Это чувство у ребенка развивается через родительское отношение и посредством интенционального слушания, когда речь ребенка еще медленна и бесформенна. Неразвитость такого раннего ощущения себя, как личности порождает раздражение, которое сложно затушить позднее, когда оно превращается в депрессию. Профессионалы в области психического здоровья и терапии весьма ценят теорию Эриксона и считают базовое доверие основным фактором личностного развития ребенка. Но чтобы стать основным фактором, доверие должно начаться с первичного понимания и ощущения родителями ребенка, как личности. Это не всегда происходит, даже, если родители любят ребенка и преданы ему. В процессе художественной терапии личностный рост ребенка становится трудной, но необходимой задачей для педагога. Феноменологический метод художественной терапии является по сути своей - отношение к творческому продукту ребенка, как к выражению внутреннего переживания, то есть, как к части его личности. Этот метод вызывает доверие у человека, который вначале пребывает в роли художника, а затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение себя как личности в процессе терапии. Это ощущение растет, при систематическом самовыражении и открытости внутренних переживаний, к которым дети прислушиваются и которыми руководствуются при объяснении собственных художеств. Это ставит ребенка в открытую позицию, он берет на себя ответственность с самого начала: во-первых, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний и их роль в собственной жизни и взаимоотношениях с миром, а затем раскрывая возможности и способы трансформации своего восприятия, мироощущения и взаимоотношений с людьми. Каким должен быть педагог. Важно, чтобы педагог был активным наблюдателем. Его глаза и душа тихо и сочувственно направлены на познание ребенка через его художественную работу. Педагог скромно занят наблюдением за работой ребенка, за его жестами и речью, за выбором художественного материала в процессе творчества. Педагог должен чувствовать, в какой степени ребенку требуется физическая отстраненность или близость или какая-либо поддержка, отмечать свои внутренние и эмоциональные реакции на самого ребенка и на его действия. Таким образом, педагог познает каждого ребенка как личность. Ребенок чувствует такое отношение и набирается сил. | ||