Cодержание     |      Введение     |      Глава 1     |      Глава 2     |      Глава 3     |       Глава 4     |      
Глава 5     |      Глава 6     |       Глава 7     |      Глава 8     |       Заключение

Глава 6
Подготовка педагога к занятиям

 
Чтобы почувствовать эмоциональное состояние ребенка, знать, что волнует, удивляет его, нужно самому видеть, чувствовать, любить и радоваться этому миру и встрече с самой собой, уметь наблюдать изменения в мире и в себе.
Каждый день выходишь на улицу и удивляешься - все меняется.
Небо переливается разноцветными оттенками. Оно радуется встрече с тобой. Деревья и кустарники - обновленные, умытые. Тихонько шелестят листья, словно здороваются. Ветерок пробегает по веточкам деревьев и бежит ко мне - гладит и щекочет мои щеки, приглаживает волосы. Природы в городе не много. Поэтому городской житель чуток ко всему: к запахам, к звукам.
Удивляешься, как среди шума машин, запаха выхлопных труб человек может воспринимать многообразие природных и технических запахов и звуков. Машины по дорогам двигаются в нарядных, дорогих одеждах, умытые и блестящие. И люди, спешащие на работу. Какие же они все разные.
С каждым годом становится все меньше людей, невидящих окружающий мир. Все больше людей с высоко поднятыми головами, обращенными к солнцу, к небу.
Изменения на улицах- чистота, опрятность, современный облик нашего города, приводит к изменению внешнего и внутреннего вида людей. Современная одежда подтягивает человека, делает его мобильным и жизнерадостным, легким на подъем, передвижения.
Меняются пенсионеры - их уже не назовешь старушкой или дедушкой, даже бомжи приобретают современный вид, попрошайки - театралки - диву даешься их многообразию движений, мимике. Ребятки - малышатки идут детсад, задают современные вопросы и сами отвечают о тарелках, монстрах, инопланетянах. Школьники - разговор о модемах, драйверах.
По дороге набираю осенние листья, травинки, веточки. Каждый день все меняется в природе: цвет, запах, форма фактура. Мне нравится все это богатство раскладывать на столе в изостудии, составлять композиции. Вместе с ребятами рассматривать, дотрагиваться, перекладывать с одной руки на другую, любоваться цветом листьев, запахом. Каждый лист имеет свой запах, аромат. Удивляться разнообразию форм листьев, многообразию прожилок на листьях, звукам, которые они издают при вращении или падении их (шелест, шуршание, шепот). Начинается наше совместное таинство открывание мира - богатство и многообразие природного и неприродного материала.
Нам нужно открыть, исследовать, познать мир, который нас окружает, прожить, поиграть с этим.
Наше знакомство с материалом, его свойствами, с цветом, звуками проходить на протяжении всего года. Это важный момент для нас.
В это время происходит развитие чувств, эмоций, приобретение своего опыта, познание языка искусства.
Что используем и исследуем на занятиях, чтобы богаче видеть мир, развивать чувства?
1.Материал. Какой он бывает?
Природный и неприродный материал и его свойства.
Радость знакомства с природным материалом:
   - с деревом, листом, веткой, цветком, семечком,
   - плодами, шишками,
   - камнем, песком, ракушкой,
   - водой, снегом, каплей,
   - паутинкой, перышком.
Знакомство с материалами, созданными руками человека:
   - стеклом, металлом, фольгой,
   - бумагой, картоном, упаковкой,
   - тканью, мехом, ватой,
   - пластмассой, пленкой,
   - пуговицами.
Знакомство с физическими свойствами материала:
   - мягкий -твердый,
   - теплый- холодный,
   - тонкий-толстый,
   - узкий-широкий
2. Цвет.
Цвет окружающих нас предметов живой природы;
Цвет предметов, созданных человеком: основные цвета (желтый, синий, красный), составные цвета (зеленый, оранжевый, фиолетовый), ахроматические (белый, черный, серый).
3. Звук.
Звук живой природы- голоса людей, птиц, животных: пение, говор, шепот, рычание, жужжание...
Звуки, живущие в предметах: звон, скрип, шуршание...
Знакомство с миром музыкальных звуков: громко-тихо; быстро-медленно; плавно-резко; радостный-грустный.
На занятиях знакомимся и исследуем линию, форму, объем и т.д. Это - язык искусства.

 
Наверх страницы