Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Заключение |
||
Глава 7 | ||
Постепенное освоение языка искусства.
1.Урожайный цикл. Месяц сентябрь. Линия. Цель: Знакомство с разнообразием линий в природе. Задачи: - Знакомство с линией в окружающей нас природе - (исследуем травинки, веточки, стволы деревьев). - Знакомство с линией в окружающем мире, созданном человеком. (исследуем, лепим, рисуем разноцветные дорожки, тропинки, горки, мостики, арки) - Линия, как средство искусства. Графический характер линий (прямая, волнистая, ломанная). Где встречается, где видели, на что похоже? Рассматриваем иллюстрации. Форма. Цель: Знакомство с разнообразием форм в природе. - Знакомство с формой в окружающей нас природе (исследуем разнообразие листьев в природе, разнообразие цветов в природе). - Знакомство с формой, созданной человеком (клумбы, полянки, лужайки) - Форма, как средство искусства. Характер формы: прямоугольная, криволинейная (поля, горы, море) Объем. Цель: Знакомство с объемом в природе. - Знакомство с объемом в окружающей природе Плоды осенью. (Рассматриваем, лепим и играем, рисуем и сочиняем). Овощи. (Арбуз и огурец. Морковь и свекла.) Фрукты. (Яблоки и груши.) Овощи и осенние ягоды. (Помидоры и клюква.) - знакомство с объемом, созданным человеком (посуда для овощей и фруктов) Месяц октябрь. Фактура. Цель: познакомить с фактурой природного и неприродного материала. - Познакомить с фактурой природного материала. Семена. Горох, фасоль, бобы (стручки) - рассматриваем, исследуем. Семена и листья (исследуем и составляем композицию - дерево, используя семена и листья). Травинки и веточки (исследуем и создаем панно из веточек и травинок). Кора деревьев, камушки, песок (исследуем их и учимся составляем композицию). - Познакомить с фактурой материала, созданного человеком (стекло, металл, бумага, ткань) 2. Переход от осени к зиме. Месяц ноябрь. Движение. Цель: Знакомство с движением в окружающем нас мире. - Темп движения (быстро, стремительно, медленно) Птицы. Перелет птиц. Стаи птиц. Медленно, спокойно. (Беседа. Наблюдение за птицами.) Рисунки художников. Птицы в полете. Как художники изображают птиц в горах, степи, пустыне, лесу. - Перенесение опыта физических ощущений на характер движения. Легко - тяжело; мягко - жестко, плавно - жестко. Выполняем эти движения с преподавателем физкультуры и музыкальным руководителем. Рассматриваем на примере явлений природы: ветер, дождь, листопад, облака. - Исследуем направление движения: вверх-вниз, вправо- влево, вперед- назад (наблюдаем, рассматриваем, как падают листики, перышки, капельки дождя, первые снежинки и т.д.). - Выражение эмоционального состояния. Грустно- весело, смело- осторожно, лениво- испуганно, важно.(синтез занятий- музыка, физкультура и изобразительная деятельность) Знакомство с движением в произведениях искусства (репродукции, скульптуры, игрушки народных умельцев). Затем на основе полученных знаний создаем сами. 1. создание многосерийного фильма, сказки, книги (умение увидеть рисунок в движении). 2. Лепка. Транспорт. Мотоцикл, велосипед 3-х колесный, мотоцикл- муравей. Проверяем их в движении. Это и соревнования и путешествия. 3. Зимний период. Месяц декабрь. Ритм и симметрия. 1. Ритм и симметрия в природе. Смена времен года, дня и ночи. Находим симметрию в осеннем листочке, снежинке, перышке. Рассматриваем человека, делаем наброски человека. 2. Ритм и симметрия в окружающем мире, созданном человеком. Одежда (рассматриваем, исследуем свою одежду) Орнамент (рассматриваем, исследуем ритм узора на одежде) Предметы быта (вазы, кувшины - ритм, симметрия в узорах) Практическое воплощение в предмет, где присутствует ритм и симметрия. Орнамент. Дымковские узоры. Копирование узора. Конструирование из бумаги птиц с крыльями гармошкой. Коллекции создаем. - Придумываем одежду для конфет. - Узоры для фантиков. - Конструирование из узких полосок. Снежинки. - Украшение для елки. Соленое тесто. Роспись. - Новогодние открытки. Месяц январь. 1. Ритм и симметрия в природе и в созданном человеком предмете. Практически проживаем в рисунках, поделках. - Новогодняя елка (ритм веточек, ритм бус) - Симметричное вырезание из прямоугольной формы в односложение и создание композиции из вырезанных частей (овощи, фрукты для праздничного обеда, дома, елки и т.д.) - Портреты (симметрия лица). - Зимний лес (ритм деревьев). - Конструирование из бумаги, чтобы прочувствовать ритм и симметрию в объеме. Изготовление люстр для украшения комнаты. 2. Ритм и симметрия в архитектуре. Церкви, храмы, здания, дворцы. Месяц февраль. Метаморфозы. 1. Метаморфозы в природе, в окружающем мире. (Наблюдаем, как снег покрывает землю, деревья? Снегопад на реке. Ночной лес. Зимний лес. Снежные узоры на окне.). 2. Метаморфозы, придуманные человеком. - Пластилин. Лепка морской звезды и превращения ее в осьминога, паучка и т.д. - Конструирование из бумаги. Буквы превращаем в шары. Взаимодействие. Взаимодействие персонажей сказки между собой. - Пластилиновые истории. - Пластилиновые человечки в путешествии. 4. Весенний период. Март. Взаимодействие персонажа и пространства. - Портреты. Мой папа. Моя мама. Моя бабушка. (фон и герой) - Мобили "Сердечко", "Подвески". (Вращение их в пространстве). - Плетение "Шахматная доска". Изготовление фигур для нее. (Коллективное создание игры и игра в нее) - Телевизионная реклама. Апрель. Взаимодействие природных стихий. Наблюдения, исследования, проживание через рисунки. - пробуждение природы (земля, вода, солнце, ветер). - космические пейзажи. - Пробуждение семян (семена, земля, вода, солнце), (сказки, истории, рисование, живопись, лепка). Взаимодействие цветовых пятен, графических линий, абстрактных форм приводит к развитию воображения, фантазии, к сочинениям сказок, историй. (задания: дорисовать, придумать) Пасхальный период. - узоры для яиц - конструирование из полосок (ежики, зайчики, мышки, гусеницы) - появление из цветовых пятен собачки, коровы, овцы т.д. - на рисунках появляются жирафы, лисы, морские свинки. 5. Переход от весны к лету. Месяц май. Эмоции. Наше настроение отражается в рисунках. Печаль - радость Страх - смелость Удивление - восторг Удивление - восторг Задумчивость - мечтательность Неуверенность - тревога Темы: "Весенняя радость", "Мой любимый детский сад", "Замки добрые и злые", "Сражения", " Весенние цветы", "Компьютеры" и т.д. | ||