Cодержание     |      Введение     |      Глава 1     |      Глава 2     |      Глава 3     |       Глава 4     |      
Глава 5     |      Глава 6     |       Глава 7     |      Глава 8     |       Заключение

Глава 7
План занятий с детьми с учетом времени года

 
Постепенное освоение языка искусства.
1.Урожайный цикл.
Месяц сентябрь.
Линия.
Цель: Знакомство с разнообразием линий в природе.
Задачи:
   - Знакомство с линией в окружающей нас природе
   - (исследуем травинки, веточки, стволы деревьев).
   - Знакомство с линией в окружающем мире, созданном человеком. (исследуем, лепим, рисуем разноцветные дорожки, тропинки, горки, мостики, арки)
   - Линия, как средство искусства. Графический характер линий (прямая, волнистая, ломанная). Где встречается, где видели, на что похоже? Рассматриваем иллюстрации.
Форма.
Цель: Знакомство с разнообразием форм в природе.
   - Знакомство с формой в окружающей нас природе (исследуем разнообразие листьев в природе, разнообразие цветов в природе).
   - Знакомство с формой, созданной человеком (клумбы, полянки, лужайки)
   - Форма, как средство искусства. Характер формы: прямоугольная, криволинейная (поля, горы, море)
Объем.
Цель: Знакомство с объемом в природе.
   - Знакомство с объемом в окружающей природе
Плоды осенью. (Рассматриваем, лепим и играем, рисуем и сочиняем).
Овощи. (Арбуз и огурец. Морковь и свекла.)
Фрукты. (Яблоки и груши.)
Овощи и осенние ягоды. (Помидоры и клюква.)
   - знакомство с объемом, созданным человеком (посуда для овощей и фруктов)

Месяц октябрь.
Фактура.
Цель: познакомить с фактурой природного и неприродного материала.
   - Познакомить с фактурой природного материала.
Семена. Горох, фасоль, бобы (стручки) - рассматриваем, исследуем.
Семена и листья (исследуем и составляем композицию - дерево, используя семена и листья).
Травинки и веточки (исследуем и создаем панно из веточек и травинок).
Кора деревьев, камушки, песок (исследуем их и учимся составляем композицию).
   - Познакомить с фактурой материала, созданного человеком (стекло, металл, бумага, ткань)
2. Переход от осени к зиме.
Месяц ноябрь.
Движение.
Цель: Знакомство с движением в окружающем нас мире.
   - Темп движения (быстро, стремительно, медленно)
Птицы. Перелет птиц. Стаи птиц. Медленно, спокойно. (Беседа. Наблюдение за птицами.)
Рисунки художников. Птицы в полете. Как художники изображают птиц в горах, степи, пустыне, лесу.
   - Перенесение опыта физических ощущений на характер движения. Легко - тяжело; мягко - жестко, плавно - жестко.
Выполняем эти движения с преподавателем физкультуры и музыкальным руководителем.
Рассматриваем на примере явлений природы: ветер, дождь, листопад, облака.
   - Исследуем направление движения: вверх-вниз, вправо- влево, вперед- назад (наблюдаем, рассматриваем, как падают листики, перышки, капельки дождя, первые снежинки и т.д.).
   - Выражение эмоционального состояния.
Грустно- весело, смело- осторожно, лениво- испуганно, важно.(синтез занятий- музыка, физкультура и изобразительная деятельность)
Знакомство с движением в произведениях искусства (репродукции, скульптуры, игрушки народных умельцев).
Затем на основе полученных знаний создаем сами.
   1. создание многосерийного фильма, сказки, книги (умение увидеть рисунок в движении).
   2. Лепка. Транспорт. Мотоцикл, велосипед 3-х колесный, мотоцикл- муравей. Проверяем их в движении. Это и соревнования и путешествия.
3. Зимний период.
Месяц декабрь.
Ритм и симметрия.
1. Ритм и симметрия в природе.
Смена времен года, дня и ночи. Находим симметрию в осеннем листочке, снежинке, перышке. Рассматриваем человека, делаем наброски человека.
2. Ритм и симметрия в окружающем мире, созданном человеком.
Одежда (рассматриваем, исследуем свою одежду)
Орнамент (рассматриваем, исследуем ритм узора на одежде)
Предметы быта (вазы, кувшины - ритм, симметрия в узорах)
Практическое воплощение в предмет, где присутствует ритм и симметрия.
Орнамент. Дымковские узоры. Копирование узора.
Конструирование из бумаги птиц с крыльями гармошкой.
Коллекции создаем.
   - Придумываем одежду для конфет.
   - Узоры для фантиков.
   - Конструирование из узких полосок. Снежинки.
   - Украшение для елки. Соленое тесто. Роспись.
   - Новогодние открытки.

Месяц январь.
1. Ритм и симметрия в природе и в созданном человеком предмете.
Практически проживаем в рисунках, поделках.
   - Новогодняя елка (ритм веточек, ритм бус)
   - Симметричное вырезание из прямоугольной формы в односложение и создание композиции из вырезанных частей (овощи, фрукты для праздничного обеда, дома, елки и т.д.)
   - Портреты (симметрия лица).
   - Зимний лес (ритм деревьев).
   - Конструирование из бумаги, чтобы прочувствовать ритм и симметрию в объеме. Изготовление люстр для украшения комнаты.
2. Ритм и симметрия в архитектуре. Церкви, храмы, здания, дворцы.

Месяц февраль.
Метаморфозы.
1. Метаморфозы в природе, в окружающем мире.
(Наблюдаем, как снег покрывает землю, деревья? Снегопад на реке. Ночной лес. Зимний лес. Снежные узоры на окне.).
2. Метаморфозы, придуманные человеком.
   - Пластилин. Лепка морской звезды и превращения ее в осьминога, паучка и т.д.
   - Конструирование из бумаги. Буквы превращаем в шары.

Взаимодействие.
Взаимодействие персонажей сказки между собой.
   - Пластилиновые истории.
   - Пластилиновые человечки в путешествии.

4. Весенний период.
Март.
Взаимодействие персонажа и пространства.
   - Портреты. Мой папа. Моя мама. Моя бабушка. (фон и герой)
   - Мобили "Сердечко", "Подвески". (Вращение их в пространстве).
   - Плетение "Шахматная доска". Изготовление фигур для нее. (Коллективное создание игры и игра в нее)
   - Телевизионная реклама.

Апрель.
Взаимодействие природных стихий.
Наблюдения, исследования, проживание через рисунки.
   - пробуждение природы (земля, вода, солнце, ветер).
   - космические пейзажи.
   - Пробуждение семян (семена, земля, вода, солнце), (сказки, истории, рисование, живопись, лепка).
Взаимодействие цветовых пятен, графических линий, абстрактных форм приводит к развитию воображения, фантазии, к сочинениям сказок, историй. (задания: дорисовать, придумать)

Пасхальный период.
   - узоры для яиц
   - конструирование из полосок (ежики, зайчики, мышки, гусеницы)
   - появление из цветовых пятен собачки, коровы, овцы т.д.
   - на рисунках появляются жирафы, лисы, морские свинки.

5. Переход от весны к лету.
Месяц май.
Эмоции. Наше настроение отражается в рисунках.
Печаль - радость
Страх - смелость
Удивление - восторг
Удивление - восторг
Задумчивость - мечтательность
Неуверенность - тревога

Темы: "Весенняя радость", "Мой любимый детский сад", "Замки добрые и злые", "Сражения", " Весенние цветы", "Компьютеры" и т.д.

 
Наверх страницы