Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Заключение |
||
Введение | ||
Почему я взяла эту тему? Почему она меня волнует?
Хочется начать с примера. Встреча с родительницей Данила 4-х летнего малыша. "Почему он черной цвет краски взял? Посмотрите, какую "мазню" устроил? Весь выпачкался. Что с красками сделал? И вы считаете, что это рисунок?" Мама встревоженная, сердитая на меня и сына, который очень доволен собой и счастлив. Он сделал то, что он хотел, а не мама. Мамы очень сильно влияют на поведение детей и процесс их творческой деятельности. Дети очень чувствительны, им не хочется расстраивать маму. На первых занятиях по изобразительной деятельности особенно видно взаимоотношения детей и родителей. Одни дети медленно-медленно ведут кисточкой по бумаге и оглядываются на маму, вдруг что-то не так. Мама сказала, что надо не пачкаться и рисовать очень красиво. Они исполняют все, что говорит им мама, становятся очень неуверенными, зависимыми. Другие дети знают, что им мамы все запрещают, так хоть немного порисовать так, как им хочется, ведь мама все равно их будет ругать. Они исследователи. Они успевают нарисовать до пяти листов бумаги за урок. Они очень бурно рассказывают о том, что происходит на их рисунке. Мамы чаще всего недовольны результатами своих шумных детей. А есть мамы очень решительные. Они подходят к ребенку и подрисовывают лису, собачку, чтобы было красиво в их понимании. Ребенок вообще перестает рисовать, так как мама очень красиво рисует, а он как-то не так все видит. Идет доверительное общение с родителями. Объясняю, что дети видят мир целостным. Это мы взрослые разделили его на части, здесь дерево, здесь веточка и мир замер, статичен. У ребенка мир в движении, так как он сам в движении. Рассказываю, что нарисовал он вам дерево, как вы хотели и что? Есть там жизнь? Это вы так хотели. А у него сегодня крокодил в реке живет. Ему нужно его накормить. Вы мешаете со своей елочкой. Вот на рисунке у него дождь закапал. Вы слышите, как капают капли? Вот ветер шумит. Все происходит на одном листочке. Солнце скрылось, и наступила темнота. Все спят. Но вот тень появилась. Она черная. Тень увеличивается в размерах и весь рисунок в тени, он черный. У детей всегда на рисунках жизнь, если мы не мешаем и не требуем нарисовать дом, елочку и т.д. Мы стараемся помогать, опекать своих малышей во всем, не даем им прожить, исследовать, открыть что-то важное для них самим. Как же быть? Как доверять ребенку, помогать, не мешая. Что мешает нам доверять своему ребенку и верить в него и просто любить, принимать его таким, каков он есть? Мы беседуем с родителями, рисуем все вместе, наблюдаем за детьми. Как же освободиться нам от оценочной системы? Как понять, что мы все разные, нет лучше, хуже? Есть у каждого что-то индивидуальное, особенное. И это важно показать ребенку, помочь ему проявить это. Как влияет на ребенка сам процесс рисования? На какую его сферу? Почему он прибегает в изостудию и ему сразу надо рисовать, лепить? Он не может и минутки подождать. Читая литературу, беседуя с педагогами разных национальностей (училась 4 года в Таллинне на "Международных курсах по педагогике"), которые помогали мне разобраться, но вопросы возникали снова и снова. Как же научиться находить ответы на вопросы? Стала больше наблюдать за собой, исследовать свое состояние, анализировать. Что же со мной происходит, когда рисуешь? Начались открытия и исследования в течение многих лет. 1. Каждый день рисовала дерево, которое видела из окна. Оказалось, что листья на дереве не желтели, оставались в зеленом наряде до самой зимы, а рядом такие же деревья пожелтели и сбросили листья. Рисуя, открывала для себя процесс жизни дерева, мира. Эти открытия помогали мне понять себя, мои взаимоотношения с миром, людьми. 2. Следующий период - это период исследования линии, пятна, точки и цвета. Рисуя, исследуя, удивлялась многообразию, неповторимости ритмов, пятен, узоров. Что это для меня? Почему возникает состояние покоя? 3. На следующий год рисовала на компьютере. Там можно было заливать цветом сразу большие плоскости. Меня радовало, что можно использовать современную технику и получать многообразие цвета, пятен, линий. Просмотрев рисунки за год, осознала, что цвет мне помогал выходить из тревожных, кризисных ситуаций. Когда мне было плохо, на рисунках ощущалась печаль, боль, страх, неуверенность. Пыталась нарисовать новый рисунок. Становилось легче. И возникало огромное желание рисовать. Менялся цвет, рисунок. Цвет рассказывал мне обо мне. Это мое состояние души в данный момент времени. И поиск выхода из сложившейся ситуации. Но бывают дни, когда огромная радость переполняет тебя, а на следующий день - пустота. Как помочь себе сделать радость тихой, спокойной, чтобы это состояние было не мгновенным, а постоянным? Человек сам себе может помогать, если внимательно наблюдать за собой, размышлять, философствовать. 4. В этом году рисую пейзаж. Проживаю изменения в природе. Как это влияет на меня? Слушаю тишину, спокойствие деревьев, шелест листьев, прощание природы с осенью и наступление зимы. Возникают разные ощущения: трепет и тревога, радость и печаль. Как наш мир многообразен и многозвучен. Эти открытия нужно проживать в тишине, спокойствии, иначе все исчезнет. Нужно быть очень чутким к себе и к миру, в котором ты живешь. Тогда идет познание сокровенного. Все это помогло мне по-новому взглянуть на сам процесс занятий с детьми, взаимоотношения с родителями. Ответить на вопрос, зачем дети рисуют? Это: - эмоциональное развитие ребенка - психическое развитие ребенка - помогает ощущать себя личностью, творить - выражать свою индивидуальность Проблемы ребенка в этих сферах сразу сказываются, прежде всего, во взаимоотношениях в семье, со сверстниками, в познании мира ребенком. Как помочь ребенку в развитии чувств, в выражении эмоционального состояния? Последние три года занимаясь с детьми, наблюдала процесс рождения рисунка, процесс познания ребенком мира, открытия этого мира, познания себя, своих возможностей. На рисунках и нежность, и трогательность и открытость, и ранимость ко всему, что он видит, как внешний мир ребенка проникает во внутренний и наоборот. Каждый ребенок проживает внутри себя что-то очень важное, что он не может выразить словами. Цвет, линия, пятно помогает выразить ему себя, рассказать о себе. Он выражает свое эмоциональное состояние. Радость, оптимизм, удивление. Но иногда- боль, печаль, грусть, обида, тревога, страх, неуверенность, одиночество и многое другое. Он открылся, доверился тебе и важно очень чутко подойти, понять его, не ранить его. Иначе он закроет свой внутренний мир. Есть дети, которые не открывают свой мир очень долго. Боятся получит боль и от педагога и от детей. Важно огромное терпение, спокойствие, доверие к ребенку и к его родителям, тактичность. Как же поступать в этих ситуациях? | ||