Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Заключение |
||
Глава 4 | ||
Наблюдая за собой, за детьми, за работой людей разных национальностей, специальностей и положений выяснила, что нам всем не очень комфортно бывает из-за наших комплексов, установок навязанных родителями, обществом, государственной системой. Требования, которые мы должны выполнять сковывают нас, делают нас всех не свободными. Мы не можем творить, радоваться, быть счастливыми, просто любить этот мир, в который пришли, что ты кому-то, что-то должен. И все это еще навязываем своим детям.
Как освободится оттого, что сковывает, мешает развиваться, творить? Прежде всего- это познакомиться с этим миром, узнать себя. Построение занятий проходит таким образом, чтобы каждый ребенок освободился от напряжений, почувствовал другого, умел выразить свой внутренний мир отрыто. Наша цель была научиться: - слышать и слушать друг друга, - смотреть и видеть себя и вокруг себя, что нас окружает, - концентрироваться на конкретном предмете, - развивать свои чувства, - развивать тактильные ощущения, которые помогают лучше осознавать свои границы, адаптироваться в окружающем мире и не нарушать чужие границы. Первые занятия проходят в игровой форме. Очень много игр на соприкосновение, дотронутся друг до друга. Учились дотрагиваться друг до дружки ладошками. Важно было почувствовать у кого какие ладошки: теплые, горячие, холодные. Мы все разные и ладошки наши разные. Но не все дети хотели, чтобы дотронулись до их ладошек. Они прятали свои ручки за спину, сжимались в комочек. Через одно, два занятия у них появляется огромное желание, чтобы прикоснулись к их ладошкам. Проходит стеснительность, неловкость. Важно проверить ладошки, как вначале урока, так и в конце урока. Если потрудились хорошо, был творческий процесс, то руки стали горячие. Раньше в детском саду каждый ребенок сидел на занятии по изобразительной деятельности за отдельным столом, и выполняли все одно задание (например, слепить снеговика с метлой). Педагог считал, что они могут подсматривать и копировать у других детей идеи и не будут сами думать. Сейчас мы садимся все в кружок. Чувствуем плечо друг друга. Идет адаптационный момент 1-2 минуты. Они телом чувствуют пространство, в котором им придется работать: "Все в порядке, комфортно, никто не обидит". Важно погладить соседа по руке, взять его за руку или ударить его, а тот в ответ ударит. Идет снятие психологической боли, которую они получили в семье, на улице, в общении. Сейчас все меньше ударов, все больше радости оттого, что рядом с тобой друг. Это работа кропотливая, требует огромной терпеливости, наблюдательности, ни в коем случае не кричать на ребенка, не дергать его за руку, если нам не нравится, как они дерутся. Можно предложить им какую-то другую тему, которая им поможет разобраться во взаимоотношениях. Следующий важный момент - это дотронуться до себя самого, почувствовать себя. В этом помогают пальчиковые игры. Мы дотрагиваемся до разных частей лица (щечек, носика, ушек), до разных частей рук, ног. За одно узнаем названия: (коленки, пяточки, локти, ладошки). Потом дотрагиваемся до материала (природного, неприродного). Что вокруг нас? Если мы знакомы со многими предметами, у нас нет страха, мир становится богаче вокруг нас. На наших рисунках меньше свободного пространства, так как он заполнен образами, предметами. Улучшается и развивается их чувствование себя, мира - это и людей, природы, настроений людей, взаимоотношений друг с другом. Выводы: 1. Круг- это единение, гармония. В кругу комфортно работать, творить, рождается много идей. 2. Важно почувствовать детям педагога. Какой он сегодня? Доверяешь ли ты ему. Это позволяешь ему дотронуться до его ладошки, посмотреть в его глаза. А педагогу важно почувствовать детей. Какие они сегодня? Что нового каждый для себя откроет друг в друге, возникнет ли доверие, а значит и творчество. 3. Пространство, в котором ты находишься гармонично? Комфортно ли тебе здесь будет заниматься? Нужен ли тебе товарищ, который тебе поможет в выполнении задания? 4. Прикосновение плечами друг к другу. Это доверие. Это развитие чувствования себя и других детей. Себя почувствовать через соприкосновение, дотрагиваясь до разных частей тела в игре. Чувствуешь, осознаешь эти разные части тела. - руки имеют ладошки, пальчики, локти, плечи; - на лице - щеки, лоб, подбородок, ушки; - ноги - коленки, пятки, ступня; - тело - шея, грудь, спина, живот. Ты знаком со своим телом, а какое у других детей? Идет встреча, диалог. Рассматриваем одежду, обувь, прически друг друга. Это процесс постепенный, неторопливый. Развивается внимание, наблюдательность, концентрация на конкретном предмете, детали одежды. 5. А что вокруг него? Рассматриваем этот мир. Природный, неприродный материал. Наблюдаем красоту даров природы. Открываем богатство мира не на словах, а в чувствах, в эмоциях. 6. Начинается процесс творчества: рождаются картины, поделки, рисунки, в которых они выплескивают свое состояние, настроение. Появляется радость солнечных лучей или темный, страшный лес. Очень важно, помочь выйти из него, найти дорогу к солнцу, к дому. Победить эту темноту, страх. Происходит взаимодействие с миром в рисунках, процесс открытия и наблюдения за явлениями природы. Значит, ребенок учится идти вперед сам. Открывает нам свой внутренний мир. Важно быть внимательным, не ранить его случайной фразой, взглядом. Иначе происходит закрытие его внутреннего мира. Он делиться с тобой богатством этого мира. 7. Очень важно выслушать его внутренний мир. Проговаривая его, он для себя открывает и находит как яркие, звучные моменты, так и болевые моменты. Они убираются постепенно. 8. Эта "боль" вступает во взаимодействие с другой "болью". Возникает сражение. Учится выбирать оружие, с помощью которого можно сражаться. Наступает развязка. Выяснение - "Кто победил?", потом перемирие, затем наступает спокойствие. Меняется цвет рисунка. От темной, черной гаммы переходит к более спокойной, гармоничной и больше не возвращается к этой теме. Она его больше не волнует. 9. Ребенок развивается, развивается его ритмическая система, происходит развитие обмена веществ и идет проживание ребенком этих процессов. 10. Меняются рисунки. Ребенок слушает, как пульсирует кровь, как стучит его сердце. Нужно быть очень внимательным к каждому моменту ребенка. Каждый ребенок по своему выражает эмоциональное состояние. У всех разное эмоциональное состояние, настроение. В результате открытий, исследований в детях многое изменилось. Они стали свободнее, увереннее в себе, нет комплексов. На уроках рождаются сказки, где герои, принцессы добры и прекрасны. Происходит проживание явлений природы, проживание и открывание своего внутреннего состояния. - Не слышны слова " Не могу", "Не умею", но появились новые слова "так не хочу, но я вам такой сюрприз сделаю - ахнете". - Не спрашивают "У кого самая лучшая картина, поделка", т.к. у каждого рождается свое, индивидуальное, присущее только этому ребенку. - Выполняют за урок несколько заданий, все зависит от состояния детей, от их эмоционального настроя. 11. Есть еще зависимые дети. Например, Марк. Он садится с Тимой и делает все так, как он, не понимая зачем и для чего. С ними нужно работать, убирать травму зависимого, страхи. Одни страхи убираешь, появляются более глубинные. Это связано с нашими установками в обществе, в котором мы живем. Меняемся мы, меняются и законы в данном обществе. В прошлом году шла борьба между Сашей Р. и Сашей С. (10гр.) кто из них главнее (проблема лидеров). Для них выделяла определенную зону, где они вели разговор между собой с помощью красок. Было столько грязи, черного цвета, который помогал им освободиться от напряжения. Потом появились синие, зеленые крокодилы, которые сражались друг с другом. Наконец наступил мир, спокойствие. 12. Мне казалось, что на следующий год не надо заниматься развитием чувств, исследованиями (дети стали эмоциональными, умеют проживать внутреннее свое состояние и выходить из него сами, проживают и окружающий мир). Но это кропотливый труд в развитии чувств, который требует терпения, такта, работы над собой. Ребенок развивается физически, душевно, духовно. Идет развитие его ритмической системы, обмена веществ, развитие движений. Начинается новый виток в познании ребенка, он начинает слышать, как стучит его сердце, как развивается его позвоночник и т.д. снова нужна помощь в осознании глубинных процессов, которые с ним происходят. Очень важно кто рядом, сможет ли он получить помощь или возникнет новый страх, появится скованность в движении. | ||