Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Заключение |
||
Глава 5 | ||
Наше занятие можно разделить на несколько составляющих:
- приветствие; - исследование природного или рукотворного материала; - споминание пройденного материала; - работа над новым материалом (сказка, рассказ, история в рисунке или иллюстрациях; рисование рассказываемой истории) - творческая часть; - задание по выбору; - заключение занятий. Первая часть - Приветствие. Состоит из ритмических игр, упражнений, которые соответствуют изучаемой теме, предваряют и настраивают детей на занятие. Очень хорошо помогает пальчиковая игра или скороговорка. Позволяет собрать всех детей вместе, объединить. Создается творческий коллектив на определенное время. Вторая часть - Исследовательская. Начинается исследование, открытие окружающего нас мира в зависимости от времени года. Зимой исследуем семена, орехи, камушки. Весной - веточки, листики. Осенью - плоды, листики деревьев. - слушаем звуки с закрытыми и открытыми глазами, которые нас окружают; - дотрагиваемся до разного вида природного материала; - начинаем исследовать его фактуру, форму, цвет, звуки, которые может создавать этот предмет; - что может этот предмет делать? что можно с этим предметом делать? - какой он - теплый, холодный? Где самое холодное, самое теплое? - какой образ, ассоциация возникает? - какую роль он может играть в игре? - как они скатываются с горки? Кто дальше? Как скатываются с одной ладошки на другую? Можно ли спрятаться между ладошками? - исследуем возможности своего тела. Дотрагиваемся до разных частей своего тела этим предметом, приговаривая "Здравствуй, здравствуй, дорогой, вот мы встретились с тобой". Ощущаем - какая часть тела сильнее чувствует фактуру предмета лицо (щеки, носик, подбородок и т.д.) или руки. Это встреча нас с самим собой. Исследуем свое тело в игровой форме; - идет исследование цвета предмета и цвета нашей одежды, обуви; - какое название имеет одежда и предмет. Мы все вместе, нам все интересно. Мир становится вокруг богаче, мы его видим шире, полнее. Мы обогащаемся, мы открываем себя и друг друга. Каждый раз в ритмическую часть добавляется что-то новое, благодаря детям, их новым открытиям. Третья часть- вспоминание пройденного материала Вспоминание пройденного материала - это устный пересказ, нарисованной истории или сказки, услышанной накануне. Четвертая часть- работа над новым материалом Основным методом подачи нового материала является преподавание с помощью образов. Вместо отвлечённого теоретического преподавания, преподавание с помощью образов оживляет фантазию ребёнка, развивает его эмоциональную сферу и помогает понять и усвоить необходимый ему материал. Образная форма преподавания влияет на развитие воображения, следовательно, на эмоциональное переживание ребенка, на развитие его эмоций. На практике преподавание с помощью образов - это живые художественные рассказы. Это маленькие рассказы Сухомлинского, Ушинского или др. авторов, где подмечены процессы изменения природы, процессы рождения птенцов, животных и т.д. И можно показать этот процесс рождения, рассказывая и рисуя одновременно. Дети становятся наблюдательнее. Они рассказывают на своих рисунках: откуда появился снег, какие высокие сугробы кругом, как они возникают, растут. Дороги замело, и машина не может проехать, забуксовала. Как вылупливается птенчик из яйца, как этот птенчик начинает открывать и познавать мир. Для детей учебный процесс является естественным переживанием явлений, событий, которые происходят в природе. Это для них процесс познания жизни. Основательное знание эмоциональной жизни детей предусматривает вхождение учителя в роль посредника между эмоциональной жизнью, волей и мышлением. Пятая часть занятий - творческая. 1. Живопись. Жажда воплотить то, что исследовали сейчас, что увидели по дороге в детский сад. Наши исследования продолжаются и воплощаются в конкретной работе. Погружаемся в цвет краски, исследуем ее возможности. Густая, жидкая? Что краска умеет делать? Бежать, двигаться, петь? Быть озорной и веселой, грустной и скучной, задиристой и спокойной, терпеливой. Мы погружаемся в цвет, и происходит самый глубинный процесс. Идет разговор с самим с собой. Все, что скопилось в нашей душе выплескивается на лист бумаги и радость, и печаль и обида и борьба, отстаивание себя, как личности. Все можно закрасить и снова радость, снова бежит ручеек и светит солнце. " Это моя сказка, я ее сочинил, понравилась вам, мне нужно маме ее рассказать",- сообщает ребенок. Он стал творцом, он творит, рисуя, воплощая задуманное. У кого-то идет процесс на одном листке бумаги. Поверх одного события, явления рисуется новое событие. У кого-то - обязательно несколько рисунков. Ребенок рассказывает нам свою жизнь, свои впечатления, открытия, тайны. Он делится этим щедро со всеми. С каждым разом он открывает новый цвет, пишет новую историю, познает новые возможности для себя и своего творчества. Он радуется своим открытиям и просит написать название своей картины. К этому нужно относиться чутко и трепетно, он открыт для нас, нельзя ранить даже взглядом. 2. Рисунок. Берем в руки карандаш. Что он может? Линия тоненькая, еле видно на бумаге. Если приложить усилие, то уже видно. Нужно много линий сделать и коротких и длинных и волнистых, чтобы почувствовать красоту линий и возможность карандаша. Он может много. Он рисует разные линии: колючие, ершистые, танцующие. Появляются совсем другие картины. Усилий, действий нужно больше приложить, чтобы нарисовать, создать картину Жизнь на этой картине другая. Много пространства. Есть и небо и земля, есть место для открывания мира. С каждым разом все меньше остается свободного места. Наступает момент, когда небо и земля встречаются вместе. Появляются птицы, которые летают и опускаются на землю, люди с высоко поднятыми руками, которые касаются неба. Снова у каждого ребенка свое видение и открывание мира. 3.Фломастер. Вот новый материал - фломастер. Линия потолще, чем у карандаша. Цвет яркий насыщенней, такого в природе не встретишь. Им хочется закрашивать нарисованные предметы. Их удивляет сухость и в тоже время насыщенность цвета в рисунке. Фломастер громче всех разговаривает. У него есть запах цвета, но цвет искусственный, ты создаешь то, чего нет в этом мире. Он придуман. 4. Восковые мелки. Это большое разнообразие по форме: карандаши, кирпичики, трехгранники. Линии получаются широкие. Возможности другие. Вначале появляется мир: небо или земля или вода или огонь. Он в движении. Море движется, дышит. Воздух подвижен. Мир живой. В этом мире происходит рождение рыб, птиц, животных, насекомых. Карандашом вначале появляются предметы, потом рождается мир. Используя разные материалы, открываешь мир по-разному. Он бывает и статичен и в движении. Материал помогает либо больше познать себя, раскрыть свою душу (живопись), либо больше познать окружающий мир, его формы, цвет. Он разный, его можно открывать с разных сторон. Нет одинаковых открытий, исследований. Они каждый раз приоткрываются своей новой гранью. Задания по выбору - предлагаются для самостоятельной работы детей и организации работы по группам для сотрудничества. Заключительная часть. Это игровой момент, в котором учитель завершает занятие и благодарит детей за работу. Это скорее двигательная часть. Ребенок раскрылся, он нарисовал шедевр. Важно это выплеснуть в движениях. Идет игра - радость. Нам хочется дотронуться друг до друга, прикоснуться друг к другу или спрятаться всем вместе. Какой ты? Почувствовать друг друга. Мы все разные."Дотронься до нас своей ладошкой, угадай, где кто?",- говорит их взгляд. Дотрагиваюсь до их головок, ножек. Называем имена, Рассказываем какие волосы, ручки, одежда и т.д. Все мы разные. Это для малышей. Для четырех-пяти летних идет рождение совместной истории, сказки и каждый принимает в ней участие. Для детей пяти-шести летних - желание рисовать на большом формате. Тогда идем рисовать на доске. Появляются дороги, машины, замки. А если все вместе, то города. Вместе еще интереснее. Вот и закончилось наше путешествие, и познание себя и мира, выражение своих эмоций. | ||