Полный цикл создания образовательного онлайн-продукта от команды ИДО ТГУ

Полный цикл создания образовательного онлайн-продукта от команды ИДО ТГУ

Последние два года показали все преимущества использования EdTech-технологий и ускорили их внедрение, как в коммерческих образовательный проектах, так и государственных и некоммерческих организациях. Всего за год с начала пандемии российский рынок EdTech вырос вдове. Ожидается, что к 2025 году объем международного EdTech-рынка вырастет до 434 млрд долларов, а по итогам 2030 года доля международного рынка онлайн-образования должна вырасти до 5,6%.

Институт дистанционного образования с 2014 работает над созданием онлайн-продуктов: онлайн-курсов и программ, каждый из которых отличается качеством и соответствует стандартам высшего учебного заведения. Сегодня ИДО предоставляет услуги продакшна для образовательных организаций и за пределами ТГУ. 

Мы поговорили с командой и готовы подробно и просто рассказать, как создаются современные массовые и эффективные онлайн-продукты и как преподавателям, лекторам, тренерам и образовательным организациям они помогают.

— Почему онлайн-курсы способны повысить конкурентоспособность современных образовательных организаций и проектов?

— Онлайн-обучение все чаще становится наиболее предпочтительной формой обучения современного человека. Его главными преимуществами выступают возможность обучения без отрыва от работы и жизни и возможность углубить конкретные знания и прокачать необходимые навыки. Онлайн-курсы и программы не подвержены жесткому расписанию и месту, поэтому слушатели могут заниматься по вечерам или в выходные, дома или в поездке на работу. Возможность совмещать онлайн-обучение и работу формирует платежеспособную аудиторию.

Тренд на создание онлайн-продуктов еще обусловлен тем, что онлайн - это про массовость. На таких курсах могут одновременно могут обучаться тысячи человек без дополнительной нагрузки для преподавателя. Но стоит сказать, что массовость не исключает принцип индивидуальности обучения. Можно создать широкий, вариативный контент и дать возможность слушателям выбирать необходимые им содержательные блоки.

Для преподавателя создание онлайн-продуктов становится источником дополнительного заработка без привязки ко времени. Предзаписанный контент дает возможность управлять временем работы и гибко выстраивать взаимодействие со слушателями. На первоначальном этапе онлайн-продукты требует много времени и сил на создание, но после запуска курса преподаватели отмечают колоссальную экономию времени.

— Какие профессиональные роли есть в вашей продакшн-команде?

— За 8 лет работы мы попробовали разные форматы распределения обязанностей. С 2014 года, когда наш путь к созданию онлайн-курсов только начинался, наша продакшн команда запускала конкурс на разработку онлайн-курсов и работала с авторами конвейерным способом. С преподавателем отдельно работал педагогический дизайнер, потом передавал его оператору, после монтажеру и в конце администратору на выгрузку и техническую поддержку продукта.

С 2021 года мы работаем по проектному принципу: берем в работу онлайн-курсы, онлайн-программы, выигрываем гранты на создание образовательных продуктов и реализуем их параллельно. Поскольку технологический процесс изменился, то и роли распределяются по-другому: теперь кто-то из нас становится руководителем продакшна, а остальная команда состоит из многофункциональных педагогических и мультимедиа-дизайнеров, которые помогут разработать проект образовательного продукта, оформить его, снять материал, смонтировать,  сопроводить визуальными элементами. Таким образом, каждый специалист может курировать полный цикл реализации проекта при поддержке команды.

— Как происходит процесс продакшена образовательного онлайн-продукта?

— Будет проще объяснить на воображаемом примере. Давайте представим, что к нам приносит свою идею Екатерина, преподаватель английского языка. Все, что мы знаем о Екатерине - она преподает 6 дней в неделю и нескончаемым потоком проверяет работы учеников. Екатерина нашла информацию о том, что онлайн-курс помогает экономить силы и время, захотела создать свой, но об “онлайне” знает только то, чему ее научила пандемия.

На первом этапе наши специалисты общаются с преподавателем. К авторам, открывающим для себя новые горизонты, не имеющим опыта работы с онлайн-продуктами, мы относимся с большим энтузиазмом, с заботой помогаем разобраться в специфике и принципах разработки и съемки. Единственные фильтры, которые мы используем в работе с заказчиками, это уровень квалификации преподавателя и соответствие научным стандартам предполагаемого образовательного онлайн-продукта. Мы болеем за качество продукта, принципиально не работая с популистскими материалами и рекламным контентом. Работать с нами - значит выпустить по-настоящему качественный продукт.

Второй этап - производственный процесс, который начинается с практики системного проектирования - педагогического дизайна. Главной задачей на этом этапе становится формирование конкретных результатов обучения. Увидеть образ будущего специалиста и четко просчитать самый верный путь к нему – суть педагогического проектирования. Мы предлагаем преподавателю заполнить авторскую технологическую карту, которая даст понимание цели, образовательных результатов студентов и длительности онлайн-продукта. Преподаватель формулирует тему курса, темы лекций и модулей, каждый из которых равен неделе обучения. Важно сказать, что руководитель продакшна на каждом этапе курирует деятельность автора и не оставляет его один на один с поставленными задачами.

Только после того, как мы проясним будет ли это небольшой курс, формирующий микронавык или большой длительный онлайн-продукт, можно подписывать договор с Екатериной.

На третьем этапе Екатерина, имея на руках договор с продакшн-командой и готовую структуру продукта, начинает работу над сценарием видео и форматом заданий. Работа состоит из трех частей: написание дословного сценария, его дополнение желаемыми визуальными материалами и формирование интерактивных заданий. Чем подробнее написан текст, тем легче будет записывать видео. Мультимедиадизайнеры начинают активно работать над корпоративным стилем курса, лендингом, графикой, 3d-моделями и презентациями.

Логичным продолжением работы становится съемка видеолекций - четвертый этап. Три наши студии оснащены техникой, необходимой для создания качественного видеоконтента: суфлеры, камеры, кликеры, микрофоны, интерактивные доски и др. Мы можем предложить Екатерине возможность сделать выездные съемки, они очень хорошо разбавляют курсы. К подготовке лектора мы подходим очень серьезно, стараемся научить его воспринимать камеру, как своего слушателя, обращаться к ней напрямую, передавать информацию “без потери качества”. В этот момент с Екатериной работают мультимедиа-дизайнеры, сопровождают ее на протяжении съемочного процесса, поддерживают не только технически, но и психологически.

На этом труд Екатерины закончен, команда продакшна переходит к этапам монтажа и загрузки онлайн-продукта на выбранную платформу. Наши администраторы проследят за тем, чтобы все компоненты курса работали исправно. Екатерина получает качественный онлайн-продукт, “упакованный” с корпоративным дизайном, лендингом и технической поддержкой.

IMG_1705.jpg

— Почему потенциальному автору стоит доверить создание онлайн-продукта вашей команде?

— Наша команда с 2014 года занимается производством онлайн-продуктов. Мы много лет сотрудничаем с разными платформами, знаем их специфику. Созданные нашей продакшн-командой курсы, занимают призовые места на конкурсах, например, EdCranch Aword, имеют отличные отзывы и высокие рейтинги на платформах. Общаясь с экспертами в разных областях, мы понимаем какой контент актуален и имеет спрос у слушателей. Наша команда работала с направлениями искусственного интеллекта, психологии, юриспруденции, экономики, предпринимательства, истории, философии, робототехники, лингвистики и многими другими.

Ежегодно онлайн-курсы, с которыми работает наша команда, становятся призерами на конкурсах, к примеру, EdCrunch Award, который традиционно проводится в рамках крупнейшей международной конференции EdCrunch. Созданные с нашей командой онлайн-курсы, занимают призовые места во многих номинациях, например, в категории «Лучший электронный курс для СДО Moodle», «Медиаобразование. Искусство думать», «Лучший онлайн-курс на образовательной платформе» или «Лучший онлайн-курс по версии студентов».

Благодаря работе в рамках национального исследовательского университета, мы обладаем не только широкой базой научных консультантов, в том числе в сфере педагогического дизайна, но и имеем практически обоснованное представление о возможностях EdTech-технологий для развития как некоммерческих, так и коммерческих образовательных проектов.

Наша команда бережно проведет для вас знакомство с новыми EdTech-технологиями, поможет разобраться в основах и тонкостях онлайн-образования.

IMG_1335.jpg

— Как с вами связаться?

— Прислать заявку на организацию съемок можно на адрес da_maslova@ido.tsu.ru, после этого мы индивидуально всё обсудим и назначим консультацию. Наша команда приглашает к сотрудничеству представителей любых образовательных проектов и организаций.

Смотрите также