Проект «Расширение духа качества дополнительного образования» (Expanding the quality ‘spirit’ of VET (Q &VET)

Номер проекта: 

527399-LLP-1-2012-1-SE-LEONARDO-LMP

Европейский исследовательский проект "Expanding the quality 'spirit' of VET (Q &VET)" - "Расширение духа качества дополнительного образования" стартовал в 2012 году и финансируется фондом Леонардо да Винчи. Россия впервые была включена в проект этого фонда, и представлена в нем тремя участниками – Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова (Ярославль), Институт экономики, управления и права (Казань) и Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск). Также в проекте принимают участие образовательные организации из Швеции, Нидерландов, Австрии, Италии, Турции и Белоруссии. Координатором проекта является Folkuniversitetet (г.Уппсала, Швеция).

Актуальность и цель проекта

Мотивация и вовлечение персонала играет важную роль в обеспечении качества, однако в данный момент этим параметрам в учреждениях ДПО не уделяется достаточного внимания, в результате чего существует некий разрыв между политикой управления качеством образования и результативностью системы обеспечения качества, влиянием этой системы на результаты обучения. Опыт европейских организаций и последние исследования обнаружили необходимость в разработке некого руководства (гида), помогающего лидерам организаций дополнительного образования мотивировать и вовлекать преподавателей в активное участие в инициативах качества. Разработка данного руководства и стала основной целью проекта "Расширение духа качества дополнительного образования" (Expanding the quality 'spirit' of VET (Q &VET). Проект направлен на изучение способов преодоления разрыва между политикой управления качеством образования и результативностью системы обеспечения качества, влиянием этой системы на результаты обучения.

Срок реализации проекта - 2012 - 2015 годы.

Ожидаемый результат проекта

Планируемый результат проекта - рекомендации для руководителей учреждений ДПО – поможет им объяснить и показать сотрудникам, что инициатива качества создает общее видение образования и преподавания, вызывает больший энтузиазм в отношении преподавания и обучения, побуждает преподавателей к самооценке и рефлексии их методов преподавания, приводит к большей сплоченности и сотрудничеству между преподавателями, побуждает преподавателей быть более современными, инновационными и гибкими, увеличивает полномочия и ответственность преподавателей, и, следовательно, их удовлетворенность, приводит к постоянному повышению квалификации, создает команду из специалистов, вовлеченных в реализацию инициативы. Данные рекомендации станут изложением руководящих принципов, которые будут поддерживать руководство учреждений ДПО в разработке совместного подхода к реализации инициатив качества, независимо от выбранной модели качества. Теоретические руководящие принципы будут дополнены практическими советами и передовым опытом стран-участниц проекта и других европейских стран.

Результаты первого этапа исследования

Первым этапом для достижения цели проекта стал сбор первичной информации от преподавателей и руководителей учреждений высшего и дополнительного профессионального образования. Участниками проекта были определены в качестве и дополнительного два исследовательских метода – анкетирование и интервью в составе фокус-групп. В феврале-марте 2013 года в каждой из шести стран-участников проекта было проведено онлайн анкетирование сотрудников университетов, институтов дополнительного образования, корпоративных структур дополнительного образования (ссылка).

Анкетирование содержало вопросы, касающиеся целей и источников происхождения инициатив качества, подготовки и управления последней инициативой качества в организации, где работает респондент, её реализации и результатов, а также коммуникаций в процессе её осуществления. Отметим, что в данной анкете под инициативами качества понимались «инициативы, которые увеличивают производительность учреждения по выполнению образовательных программ, которые отвечают требованиям заинтересованных сторон (участников, министерства, предприятий, учреждений дополнительного образования, родителей и т.д.)».

Рассмотрим предварительные результаты анкетирования российских участников (231 человек), среди которых было 138 преподавателей и 93 руководителя учреждений или подразделений ДПО.

Преподаватели, работающие в организации более 5 лет, склонны считать, что последняя инициатива в области качества была предпринята в основном вследствие внешних вызовов (82% преподавателей и 88 % руководителей).

62% преподавателей и 70 % руководителей считают, что последняя инициатива в области качества была успешной. 56% преподавателей и 75 % руководителей считают, что ожидаемый результат был четко определен в начале инициативы, была определена связь между результатом инициативы и исходным процессом.

76% преподавателей и 87 % руководителей считают, что полученный результат использовался для оценки деятельности. При этом руководители более высоко оценивают уровень подготовки инициативы, ее результативность и управление инициативой. Преподаватели более критично отнеслись к оценке ожидаемых результатов инициативы.

84% преподавателей и 88 % руководителей считают, что полученный результат внес вклад в реализацию основной деятельности.

Лишь 14% преподавателей и 15 % руководителей четко понимают причины введения этой инициативы. При этом большинство (83-84%) преподавателей и руководителей не понимают, какими должны быть ожидаемые результаты инициативы. Еще выше число преподавателей (91%) и руководителей (85%), не понимающих ожидаемые результаты инициативы, среди тех, кто связывает инициативу с внешней мотивацией. Преподаватели, считающие, что последняя инициатива в области качества была предпринята в основном вследствие внешних вызовов, дали более критическую оценку качества подготовки инициативы, ее результатов и влияния на главную цель организации.

76% преподавателей и 88 % руководителей считают, что инициатива потребовала больше запланированного времени.

Большинство российских преподавателей (70%) и руководителей (69%) считают, что инициатива положительно повлияла на достижение главной цели организации. Специалисты, считающие, что последняя инициатива в области качества была предпринята в основном вследствие внешних вызовов, дали еще более высокую оценку последней инициативе. Среди них 78% преподавателей и 82% управленцев считают, что инициатива положительно повлияла на достижение главной цели.

Большинство преподавателей и руководителей убеждены, что инициатива принесет пользу их организации, если будут созданы условия для ее качественной реализации.

По остальным вопросам анкеты существенных различий в ответах респондентов не отмечено.