Проект МинОбр РФ "Методология качественного совершенствования системы обучения и воспитания учащейся молодежи, руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием по вопросам обеспечения БЖД в КС и ЧС"

Проект Министерства образования и науки Российской Федерации "Методология качественного совершенствования системы обучения и воспитания учащейся молодежи, руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием по вопросам обеспечения БЖД в КС и ЧС"

Целью работы в рамках проекта является достижение высокого уровня качества и эффективности учебного процесса с учащейся молодежью, руководителями и специалистами образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и органов управления образованием по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях на основе современных информационно-образовательных технологий.

Проект направлен на создание качественно новой образовательной информационной среды, основанной на компьютерных средствах и технологиях обучения, что позволяет значительно активизировать учебно-познавательную деятельность учащейся молодежи, руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием, повысить качество освоения учебных программ по обеспечению безопасности, а также уровень их личной и профессиональной подготовки.

Основной задачей проекта является разработка методологии учебно-методического, организационного и технологического обеспечения образовательной деятельности в системе среднего и высшего профессионального образования по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях на базе информационно-компьютерных технологий.

При выполнении двух этапов проекта в 2006 г. получены следующие основные результаты:

  • проведен анализ существующих в Российской Федерации моделей автоматизированной тренажёрно-обучающей системы мультимедийных учебно-методических комплексов и сетевого дистанционного обучения;
  • разработана методика формирования автоматизированной тренажёрно-обучающей системы мультимедийных учебно-методических комплексов для различных категорий учащихся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
  • разработана структурно-функциональная модель автоматизированной тренажёрно-обучающей системы мультимедийных учебно-методических комплексов;
  • разработана модель сетевого дистанционного обучения учащейся молодежи, руководителей и специалистов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и органов управления образованием по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях на основе современных информационно-компьютерных технологий;
  • разработана образовательная программа повышения квалификации специалистов образовательных учреждений по вопросам защиты от существующих рисков террористического, природного и техногенного характера.
  • разработана образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием по вопросам защиты от существующих рисков террористического, природного и техногенного характера с целью защиты человека в образовательных учреждениях многоуровневого обучения;
  • создано дидактическое обеспечение двух образовательных программ подготовки руководителей и специалистов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и органов управления образованием по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях, включая: учебный план, учебно-тематический план, рабочую программу, сетевое учебное пособие.
  • проведена апробация разработанных программ на базе Томского государственного университета с привлечением его филиалов, вузов г. Томска и Сибирского региона.

Практическая значимость результатов работы состоит в высокой степени готовности их для внедрения в образовательную практику вузов.

Результаты исследования используются:

  1. в области научных и прикладных исследований: для разработки научно-методического обеспечения образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях в системе дополнительного образования;
  2. в области образования: для реализации программ подготовки специалистов и дополнительного образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях; для использования в учебном процессе задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях.