Глава 3. Обеспечение ОДО в высшей школе

1. Нормативно-правовое обеспечение ОДО
2. Организационно-административное обеспечение ОДО
3. Технологическое обеспечение ОДО
4. Учебно-методическое обеспечение ОДО
  4.1. Общие требования к комплексу учебно-методических материалов по курсу
  4.2. Формы реализации УМК и отдельных его компонентов
  4.3. Требования к оформлению и реализации УМК и его компонентов
  4.4. Регистрация, экспертиза и грифование УЭИ
  4.5. Опубликование УЭИ
5. Информационное и информационно-аналитическое обеспечение ОДО
6. Заключение

4. Учебно-методическое обеспечение ОДО

4.2. Формы реализации УМК и отдельных его компонентов

Компьютерный учебник

Простейший случай компьютерного учебника - представление УМК или отдельных его компонентов в виде чередования текста и иллюстраций с различным уровнем развития гиперссылочных связок (только на иллюстрации, в пределах одного компонента комплекса, по всему УМК) - “гипертекст с картинками”.

Более высокие уровни реализации УМК в виде компьютерного учебника достигаются введением динамических иллюстраций, видео/аудио фрагментов, систем моделирования, математических пакетов, виртуальных лабораторных практикумов, программных средств контроля знаний, и т.д.

Оптимальной формой реализации УМК для системы дистанционного обучения является УМК, объединяющий в себе все необходимые компоненты и выше приведенные мультимедийные элементы, изготовленный в виде однородной по программной реализации и интерфейсу программы учебного назначения. В таком виде УМК (“электронный кейс”) размещается на серверах локальных сетей (Интранет), в компьютерных классах, предлагается студентам на CD-дисках.

Сетевой курс

На базе подготовленных учебных и учебно – методических материалов разрабатываются сетевые электронные учебные курсы (СК), которые размещаются на учебных серверах факультетов, кафедр, института дистанционного образования. СК представляет собой дидактический, программно – технический комплекс для обучения преимущественно в среде Интернет/Интранет. СК – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения. В общем случае студенты и преподаватели могут находиться в аудитории, в доме, в офисе независимо от местонахождения в городе, районе (все это не принципиально), главное условие – наличие компьютера и выход в Интернет/Интранет. Обучение проходит вне жестких временных рамок. С помощью СК можно реализовать весь дидактический цикл по изучению дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия, экзамены, и т.д.

СК должен обеспечивать следующие основные функции:

В соответствии с назначением и решаемыми задачами СК состоит из следующих основных блоков:

Инструктивный блок, где приводится описание целей курса, организационные стороны его изучения. Особое внимание при этом должно быть уделено способам и правилам работы с СК, в частности в коммуникационном блоке, основным элементам этики общения в Интернет-среде.

Информационный блок, где представлена определенным образом структурированная учебная информация. Основные функции и содержательная часть блока совпадают с УМК.

Коммуникационный блок, в котором решаются задачи дидактического общения. Это общение реализуется в формах электронных семинаров, консультаций и т.д., а также включаются дистанционные практикумы, лабораторные работы и т.д. Аналогом данного блока в традиционном очном варианте являются консультации и семинары. Дидактическое общение строится с использованием телеконференций (форумы), электронной почты. Например, консультации проводятся во время изучения студентом материала, изложенного в модулях, и реализуется через электронную почту, встроенную в оболочку курса. Электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов, в распределенном времени в соответствии с графиком или в реальном времени (ЧАТ, телеконференция с реализацией видео/аудио связи).

Контрольный блок выполняет функции проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения студентами учебного материала. Контрольный блок включает в себя промежуточные и итоговые тесты. Особенностью контроля при удаленном варианте обучения является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности студента для исключения возможности фальсификации результатов обучения.