Глава 3. Обеспечение ОДО в высшей школе

1. Нормативно-правовое обеспечение ОДО
2. Организационно-административное обеспечение ОДО
3. Технологическое обеспечение ОДО
4. Учебно-методическое обеспечение ОДО
  4.1. Общие требования к комплексу учебно-методических материалов по курсу
  4.2. Формы реализации УМК и отдельных его компонентов
  4.3. Требования к оформлению и реализации УМК и его компонентов
  4.4. Регистрация, экспертиза и грифование УЭИ
  4.5. Опубликование УЭИ
5. Информационное и информационно-аналитическое обеспечение ОДО
6. Заключение

4. Учебно-методическое обеспечение ОДО

4.1. Общие требования к комплексу учебно-методических материалов по курсу

Основой системы открытого образования является дистанционное обучение, технологической основой которого в свою очередь являются современные инфо-телекоммуникационные технологии. Не менее важным звеном является конкретная информация, информационные ресурсы (ИР), “контент”. В первом приближении состав ИР ОДО должен повторять информационное обеспечение традиционной системы образования, где центральным звеном являются программа курса и базовый учебник. В этой связи одной из важнейших задач на настоящем этапе создания системы ОДО является разработка ИР учебного назначения, в первую очередь электронных аналогов базового учебно-методического обеспечения. Однако, “механический” перенос учебно-методических материалов и учебников на электронные носители вряд ли может гарантировать достижение целей обучения в системе ДО. Принципы и технологии ДО коренным образом меняют характер и стиль взаимодействия преподавателя и обучаемого. На первый план выступает самостоятельная работа, спланировать, обеспечить и направить которую – важнейшая задача преподавателя.

Исходя из этого возникают общие требования к ИР, в частности к информационному и учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин:

Данные общие требования являются инвариантными относительно предметной области и уровня образования.

Далее представлены систематизированные требования к составу, структуре и форме представления учебно-методического комплекса по курсу для системы ДО.

Исходя из требований замкнутости, системности и дидактической достаточности оптимальный состав учебно-методического комплекса (УМК) по курсу можно определить следующий:

Аннотация

В аннотации указывается конкретный читательский адрес, т.е. точное указание, на какую читательскую аудиторию данное издание рассчитано, профессия и квалификация специалиста, которому это издание предназначено.

Рабочая программа курса

Рабочая программа формируется на основе Государственного образовательного стандарта специальности. Рабочая программа курса в концентрированном виде представляет все основные черты курса. Являясь его основополагающим методическим документом, рабочая программа определяет:

В соответствии с выполняемыми функциями рабочая программа курса должна содержать следующие компоненты:

  1. Информация об авторе (авторах) курса. Приводится место работы, должность, ученая степень, ученое звание, стаж научно-педагогической деятельности, область научных интересов, наиболее значимые публикации, в т.ч. научно- и учебно-методические.
  2. Требования к курсу. Основой являются требования Государственного образовательного стандарта. Однако, учитывая сжатость и общность ГОС (в части конкретной дисциплины), приводится авторская расшифровка общих и частных научных методов и методик, характера задач, решением которых будет владеть обучаемый в результате успешного прохождения курса (на основе зарубежного и отечественного опыта, мнения ведущих ученых и научных школ, и т.д.).
  3. Аннотация курса. Указываются принципы и особенности построения курса, в частности для кого предназначен курс, место курса в основной образовательной программе специальности (общепрофессиональная или специальная дисциплина, федеральный компонент или нет, обязательная или элективная), главная (обобщающая) цель курса, базовая часть теоретического материала, базовые понятия. Обязательно должны быть сформулированы требования к начальной подготовке, необходимые для успешного прохождения курса (математическая подготовка, теоретические разделы курсов, практические навыки, уровень подготовки в области информационных технологий, владение определенным программным обеспечением, и т.д.). Указывается объем курса в часах, краткая характеристика основных видов учебной деятельности, соотношение теоретической и практической частей, основные этапы и формы контроля.
  4. Цели и задачи курса. Приводится формулировка целей изучения дисциплины, формируется мотивация изучения дисциплины. Задачи изучения дисциплины раскрываются через изложение желаемых (требуемых) результатов изучения дисциплины, характеризующих конкретный состав знаний и умений, которыми должен обладать студент, завершивший изучение данной дисциплины (обучающийся будет “иметь представление”, “знать”, “уметь”, “овладеет навыками”).
  5. Структура и содержание теоретической части курса. Структура курса тесно увязана с его целевыми установками, отражает характер и принцип построения учебной дисциплины (фундаментальная, прикладная). После определения целей и задач структуризация учебного материала является вторым важнейшим этапом проектирования курса. Соблюдение принципа модульности – основное требование при структуризации, это позволит выбирать индивидуальную образовательную траекторию, использовать УМК в различных уровнях образования. Первый уровень структуризации – разбиение линейного учебного материала на разделы, подразделы, тематические дозы (“модули первого уровня”). Данный уровень структуризации практически ничем не отличается от содержания традиционного учебного пособия, где глубина структуризации полностью определяется авторским видением курса. Второй уровень структуризации предполагает создание системы “вложенных модулей”: в модуль первого уровня, являющийся элементарной структурной единицей линейного учебного материала, “вкладываются” модули второго уровня. Способ и степень структуризации второго уровня определяется авторским пониманием “принципа разумной достаточности”. При этом необходимо помнить, что слабая степень структуризации снижает шансы обеспечить педагогическую многофункциональность УМК, чрезмерно высокая – способна запутать обучающегося в своем лабиринте. Оптимальным примером может служить следующий: модуль первого уровня – основная информация по данному тематическому модулю, изложенная в виде тезисов, объемом не более 1-2 страниц; на втором уровне располагаются (равноправно, но не один в одном) модули иллюстративного материала (в т.ч. компьютерные анимации), моделирования, модуль развернутого изложения вопроса со своими субмодулями иллюстраций и пр. Наилучшее представление структурированного учебного материала – в виде блок-схемы с обозначением названия модулей.
  6. Структура и содержание практической части курса. Приводится тематика и раскрывается содержание практических занятий, семинаров, лабораторных работ.
  7. Учебная деятельность. Аналогом данного раздела программы в традиционном понимании является “поурочное планирование”. В данном разделе программы описывается конкретная деятельность обучающегося в процессе прохождения курса. Важность данного раздела состоит в том, что он определяет, рекомендует последовательность действий и объем работы (в часах) при прохождении курса. При этом необходимым является рекомендуемый баланс теоретической и практической работы над курсом, рекомендуемое время на самостоятельную работу, на выполнение практических заданий, и т.п. Рекомендуется данный раздел программы представить в графическом или табличном виде, где структурированный учебный материал (в соответствии с п.1.1.5) представлен вместе с общей трудоемкостью (в часах) курса, раздела, модуля с разделением по видам учебных занятий, деятельности обучающегося, с учетом формы обучения и уровня образования.
  8. Контроль достижения целей курса. Приводятся этапы, формы и методы контроля качества прохождения курса.
  9. Контролирующие материалы. Тематика и перечень контрольных работ, заданий и задач, перечень вопросов для промежуточного и итогового контроля (зачета, экзамена).
  10. Тематика и перечень курсовых работ, рефератов.
  11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Приводится перечень обязательной (основной) литературы (учебники, учебные пособия, монографии), перечень дополнительной литературы, в который включаются издания, рекомендуемые для углубленного изучения, с указанием тем, по которым необходимо использовать приведенные издания.

Руководство по изучению дисциплины

Данный компонент УМК является руководством для организации самостоятельной работы (“стади-гайд”), где поэтапно расписаны действия студента в процессе индивидуального изучения дисциплины. В сущности, данный компонент УМК представляет собой расширенный, максимально детализированный и конкретизированный раздел 1.1.7. “Учебная деятельность” рабочей программы. Он включает в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала, по выполнению практикума, контрольных работ, заданий и задач, по выполнению лабораторных работ, рефератов и курсовых работ, указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне, по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы. Приводятся общие методические указания по содержанию и оформлению контрольных работ, рефератов и курсовых работ, дается четкое правило выбора варианта задания, приводятся примеры решения и оформления типовых задач, примеры часто допускаемых ошибок.

Теоретическая часть (учебное пособие)

Учебное пособие представляет собой изложение учебного теоретического и практического материала, отобранного и структурированного в соответствии c рабочей программой. Весь учебный материал разбивается на ряд крупных блоков, каждый из которых представляет собой целостный раздел учебного материала. Помимо содержательной целостности, ориентиром при разбивке на разделы может служить продолжительность изучения материала.

Типовая структура раздела (темы) учебного материала

Общие требования к представлению учебного материала

Требования к текстовым материалам

Требования к иллюстрациям, схемам, таблицам, анимациям (видеоряд)

Видеоряд в УМК по курсу должен в полной мере показать достоинства компьютера в представлении учебной информации по сравнению с печатным изданием. Учитывая преобладающую зрительную модальность у большинства людей необходимо широко использовать весь арсенал наглядных средств. Данный дидактический инструмент полностью определяется творческим замыслом автора курса, его педагогическим талантом, и вряд ли может быть подведен под какие-либо шаблоны и стандарты. Тем не менее, можно сформулировать некоторые критерии и рекомендации.

Количество единиц видеоряда: в общем случае это определяется предметной областью (естественнонаучная или гуманитарная дисциплина), характером учебного курса (фундаментальный или прикладной), методикой обучения, и т.д.; однако, можно рекомендовать вводить не менее одной единицы видеоряда на каждый модуль учебного материала независимо от его уровня (модули первого и второго уровней). С другой стороны, чрезмерная перегруженность видеоряда в УМК вряд ли оправдана.

Все многообразие видов наглядного представления учебного материала условно можно разделить на 2 группы:

При оформлении графических и табличных объектов необходимо широко использовать их разновидности по функциональному назначению - обобщающие, сравнительные, логические, устанавливающие последовательность, и т.д. Использование разнообразных шрифтов, цветовой гаммы, элементов анимации усиливает восприятие информации.

Практикум

Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Должны быть представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области. Например, для естественнонаучных дисциплин практикум может быть представлен в виде задачника, лабораторного практикума, для экономических и юридических дисциплин – пошаговый разбор типовых примеров и задач, проблемных ситуаций, в виде деловых игр с широким применением элементов мультимедиа и интерактивности. Необходимо отметить, что именно в данном компоненте УМК заключены наибольшие возможности для реализации того качественно нового уровня дидактических средств, который достигается с применением средств компьютерной техники и современного программного обеспечения.

Справочник (глоссарий)

Справочник предназначен для размещения справочных данных, таблиц, определений, глоссария по дисциплине. Необходимым условием при этом является взаимная гипертекстовая связь справочника с теоретическим и практическим учебным материалом УМК.

Электронная библиотека курса

Упрощенным прототипом электронной библиотеки курса (ЭБК) является обычная хрестоматия. Фонд учебной информации, входящей в ЭБК, включает разделы:

Система тренинга и контроля

Система тренинга (в упрощенном варианте система самоконтроля) и контроля знаний реализуется в виде тестов различных типов и уровней. Развитая система контроля прохождения курса на всех его этапах, проводимая с помощью тестов, позволяет реализовать накопительную систему аттестации (рейтинг), что в свою очередь стимулирует обучающегося к учебно-познавательной деятельности и обеспечивает максимальную объективность аттестации по курсу.

В зависимости от этапа прохождения курса тестирование можно разделить на три типа:

Рекомендуется использовать следующие виды тестов:

УМК по курсу должен быть обеспечен системой тестов различных типов и уровней исходя из задачи контроля достижения целей обучения (знания, умения, навыки). При составлении тестовых заданий необходимо придерживаться ряда правил:

Последовательность тестовых заданий должна быть по принципу “от простого к сложному”, предпочтительно использовать комбинированные тестовые комплекты: вопросы с одним вариантом ответа, вопросы с несколькими вариантами правильных ответов, задания на дополнение, задания на установление логических связей, конструкторы ответов. Каждый тестовый комплект должен содержать не менее 25-30 заданий.