Глава 3. Обеспечение ОДО в высшей школе
1. Нормативно-правовое обеспечение ОДО
2. Организационно-административное обеспечение ОДО
3. Технологическое обеспечение ОДО
4. Учебно-методическое обеспечение ОДО
4.1. Общие требования к комплексу учебно-методических материалов по курсу
4.2. Формы реализации УМК и отдельных его компонентов
4.3. Требования к оформлению и реализации УМК и его компонентов
4.4. Регистрация, экспертиза и грифование УЭИ
4.5. Опубликование УЭИ
5. Информационное и информационно-аналитическое обеспечение ОДО
6. Заключение
4. Учебно-методическое обеспечение ОДО
4.1. Общие требования к комплексу учебно-методических материалов по курсу
Основой системы открытого образования является дистанционное обучение, технологической основой которого в свою очередь являются современные инфо-телекоммуникационные технологии. Не менее важным звеном является конкретная информация, информационные ресурсы (ИР), “контент”. В первом приближении состав ИР ОДО должен повторять информационное обеспечение традиционной системы образования, где центральным звеном являются программа курса и базовый учебник. В этой связи одной из важнейших задач на настоящем этапе создания системы ОДО является разработка ИР учебного назначения, в первую очередь электронных аналогов базового учебно-методического обеспечения. Однако, “механический” перенос учебно-методических материалов и учебников на электронные носители вряд ли может гарантировать достижение целей обучения в системе ДО. Принципы и технологии ДО коренным образом меняют характер и стиль взаимодействия преподавателя и обучаемого. На первый план выступает самостоятельная работа, спланировать, обеспечить и направить которую – важнейшая задача преподавателя.
Исходя из этого возникают общие требования к ИР, в частности к информационному и учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин:
- замкнутость и системность – ИР по учебной дисциплине должны представлять полностью замкнутый, завершенный, самодостаточный комплекс материалов; общим критерием содержательной части ИР при этом являются требования Государственного образовательного стандарта;
- дидактическая достаточность – программно-методическая реализация ИР по дисциплине должна компенсировать потерю эффекта от очной учебно-познавательной деятельности обучаемого в учебном заведении; достигается это за счет оптимального использования возможностей программно-технических и телекоммуникационных технологий;
- педагогическая многофункциональность – возможность использования комплекса учебно-методических материалов по дисциплине в различных формах получения и уровнях образования;
- технологическая многофункциональность – возможность использования в сетях Интернет, Интранет, “кейс”-технологиях ДО (на CD-дисках, полиграфическая продукция), “некритичность” к уровню компьютерной техники и базовому программному обеспечению.
Данные общие требования являются инвариантными относительно предметной области и уровня образования.
Далее представлены систематизированные требования к составу, структуре и форме представления учебно-методического комплекса по курсу для системы ДО.
Исходя из требований замкнутости, системности и дидактической достаточности оптимальный состав учебно-методического комплекса (УМК) по курсу можно определить следующий:
- Аннотация.
- Рабочая программа.
- Руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной работы).
- Теоретическая часть (учебное пособие).
- Практикум.
- Справочник (глоссарий).
- Электронная библиотека курса.
- Система тренинга и контроля.
Аннотация
В аннотации указывается конкретный читательский адрес, т.е. точное указание, на какую читательскую аудиторию данное издание рассчитано, профессия и квалификация специалиста, которому это издание предназначено.
Рабочая программа курса
Рабочая программа формируется на основе Государственного образовательного стандарта специальности. Рабочая программа курса в концентрированном виде представляет все основные черты курса. Являясь его основополагающим методическим документом, рабочая программа определяет:
- цели изучения курса,
- результат обучения по курсу,
- содержание курса,
- структуризацию учебного материала,
- формы и методики учебной деятельности, их соотношение,
- формы и методы диагностики и контроля достижения целей обучения.
В соответствии с выполняемыми функциями рабочая программа курса должна содержать следующие компоненты:
- Информация об авторе (авторах) курса. Приводится место работы, должность, ученая степень, ученое звание, стаж научно-педагогической деятельности, область научных интересов, наиболее значимые публикации, в т.ч. научно- и учебно-методические.
- Требования к курсу. Основой являются требования Государственного образовательного стандарта. Однако, учитывая сжатость и общность ГОС (в части конкретной дисциплины), приводится авторская расшифровка общих и частных научных методов и методик, характера задач, решением которых будет владеть обучаемый в результате успешного прохождения курса (на основе зарубежного и отечественного опыта, мнения ведущих ученых и научных школ, и т.д.).
- Аннотация курса. Указываются принципы и особенности построения курса, в частности для кого предназначен курс, место курса в основной образовательной программе специальности (общепрофессиональная или специальная дисциплина, федеральный компонент или нет, обязательная или элективная), главная (обобщающая) цель курса, базовая часть теоретического материала, базовые понятия. Обязательно должны быть сформулированы требования к начальной подготовке, необходимые для успешного прохождения курса (математическая подготовка, теоретические разделы курсов, практические навыки, уровень подготовки в области информационных технологий, владение определенным программным обеспечением, и т.д.). Указывается объем курса в часах, краткая характеристика основных видов учебной деятельности, соотношение теоретической и практической частей, основные этапы и формы контроля.
- Цели и задачи курса. Приводится формулировка целей изучения дисциплины, формируется мотивация изучения дисциплины. Задачи изучения дисциплины раскрываются через изложение желаемых (требуемых) результатов изучения дисциплины, характеризующих конкретный состав знаний и умений, которыми должен обладать студент, завершивший изучение данной дисциплины (обучающийся будет “иметь представление”, “знать”, “уметь”, “овладеет навыками”).
- Структура и содержание теоретической части курса. Структура курса тесно увязана с его целевыми установками, отражает характер и принцип построения учебной дисциплины (фундаментальная, прикладная). После определения целей и задач структуризация учебного материала является вторым важнейшим этапом проектирования курса. Соблюдение принципа модульности – основное требование при структуризации, это позволит выбирать индивидуальную образовательную траекторию, использовать УМК в различных уровнях образования. Первый уровень структуризации – разбиение линейного учебного материала на разделы, подразделы, тематические дозы (“модули первого уровня”). Данный уровень структуризации практически ничем не отличается от содержания традиционного учебного пособия, где глубина структуризации полностью определяется авторским видением курса. Второй уровень структуризации предполагает создание системы “вложенных модулей”: в модуль первого уровня, являющийся элементарной структурной единицей линейного учебного материала, “вкладываются” модули второго уровня. Способ и степень структуризации второго уровня определяется авторским пониманием “принципа разумной достаточности”. При этом необходимо помнить, что слабая степень структуризации снижает шансы обеспечить педагогическую многофункциональность УМК, чрезмерно высокая – способна запутать обучающегося в своем лабиринте. Оптимальным примером может служить следующий: модуль первого уровня – основная информация по данному тематическому модулю, изложенная в виде тезисов, объемом не более 1-2 страниц; на втором уровне располагаются (равноправно, но не один в одном) модули иллюстративного материала (в т.ч. компьютерные анимации), моделирования, модуль развернутого изложения вопроса со своими субмодулями иллюстраций и пр. Наилучшее представление структурированного учебного материала – в виде блок-схемы с обозначением названия модулей.
- Структура и содержание практической части курса. Приводится тематика и раскрывается содержание практических занятий, семинаров, лабораторных работ.
- Учебная деятельность. Аналогом данного раздела программы в традиционном понимании является “поурочное планирование”. В данном разделе программы описывается конкретная деятельность обучающегося в процессе прохождения курса. Важность данного раздела состоит в том, что он определяет, рекомендует последовательность действий и объем работы (в часах) при прохождении курса. При этом необходимым является рекомендуемый баланс теоретической и практической работы над курсом, рекомендуемое время на самостоятельную работу, на выполнение практических заданий, и т.п. Рекомендуется данный раздел программы представить в графическом или табличном виде, где структурированный учебный материал (в соответствии с п.1.1.5) представлен вместе с общей трудоемкостью (в часах) курса, раздела, модуля с разделением по видам учебных занятий, деятельности обучающегося, с учетом формы обучения и уровня образования.
- Контроль достижения целей курса. Приводятся этапы, формы и методы контроля качества прохождения курса.
- Контролирующие материалы. Тематика и перечень контрольных работ, заданий и задач, перечень вопросов для промежуточного и итогового контроля (зачета, экзамена).
- Тематика и перечень курсовых работ, рефератов.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Приводится перечень обязательной (основной) литературы (учебники, учебные пособия, монографии), перечень дополнительной литературы, в который включаются издания, рекомендуемые для углубленного изучения, с указанием тем, по которым необходимо использовать приведенные издания.
Руководство по изучению дисциплины
Данный компонент УМК является руководством для организации самостоятельной работы (“стади-гайд”), где поэтапно расписаны действия студента в процессе индивидуального изучения дисциплины. В сущности, данный компонент УМК представляет собой расширенный, максимально детализированный и конкретизированный раздел 1.1.7. “Учебная деятельность” рабочей программы. Он включает в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала, по выполнению практикума, контрольных работ, заданий и задач, по выполнению лабораторных работ, рефератов и курсовых работ, указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне, по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы. Приводятся общие методические указания по содержанию и оформлению контрольных работ, рефератов и курсовых работ, дается четкое правило выбора варианта задания, приводятся примеры решения и оформления типовых задач, примеры часто допускаемых ошибок.
Теоретическая часть (учебное пособие)
Учебное пособие представляет собой изложение учебного теоретического и практического материала, отобранного и структурированного в соответствии c рабочей программой. Весь учебный материал разбивается на ряд крупных блоков, каждый из которых представляет собой целостный раздел учебного материала. Помимо содержательной целостности, ориентиром при разбивке на разделы может служить продолжительность изучения материала.
Типовая структура раздела (темы) учебного материала
- Наименование темы.
- Цели изучения темы (перечисление того, что будет знать и уметь студент в результате работы над материалом темы).
- Наименование подразделов и модулей первого уровня в соответствии со структурой линейного теоретического материала.
- Учебная информация, распределенная по структурным единицам (модулям первого и второго уровней), изложенная традиционным способом в виде текста, рисунков, таблиц, диаграмм, динамических иллюстраций, и т.п.
- Резюме по теме.
- Вопросы для самопроверки (желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).
- Список литературы и ссылки на ресурсы Интернет, содержащие информацию по теме.
Общие требования к представлению учебного материала
- соответствие Государственному образовательному стандарту, основной образовательной программе, рабочей программе курса;
- учебный материал должен опираться на изданные учебники и учебные пособия, доступные в библиотеке учебного заведения;
- концептуальная основа, ядро учебного материала должно быть инвариантно в части различных научных школ, отражать последние лишь в сравнительном контексте.
Требования к текстовым материалам
- объем текстовых учебных материалов (приведенный к стандартным страницам печатного текста) не должен превышать цифры, получающейся при умножении объема лекционных часов на 4 (исходя из нормы очной формы обучения);
- текст учебного материала должен быть изложен ясно, с учетом уровня подготовленности обучающегося (следует максимально использовать научный формализованный язык, избегать сложных синтаксических конструкций, непривычных терминов);
- текст должен быть максимально структурирован и удобочитаем (в соответствии с начальным уровнем подготовленности обучаемый сможет понять и воспроизвести текст);
- объем минимальной структурной единицы учебного материала (модуля) не должен превышать 1-2 страниц печатного текста, 5-7 абзацев;
- необходимо корректно и однозначно использовать термины и условные обозначения, соблюдать общепринятые формулировки (названия, определения, обозначения), которые были введены в дисциплинах, предшествующих данной, или будут использованы в дальнейшем.
Требования к иллюстрациям, схемам, таблицам, анимациям (видеоряд)
Видеоряд в УМК по курсу должен в полной мере показать достоинства компьютера в представлении учебной информации по сравнению с печатным изданием. Учитывая преобладающую зрительную модальность у большинства людей необходимо широко использовать весь арсенал наглядных средств. Данный дидактический инструмент полностью определяется творческим замыслом автора курса, его педагогическим талантом, и вряд ли может быть подведен под какие-либо шаблоны и стандарты. Тем не менее, можно сформулировать некоторые критерии и рекомендации.
Количество единиц видеоряда: в общем случае это определяется предметной областью (естественнонаучная или гуманитарная дисциплина), характером учебного курса (фундаментальный или прикладной), методикой обучения, и т.д.; однако, можно рекомендовать вводить не менее одной единицы видеоряда на каждый модуль учебного материала независимо от его уровня (модули первого и второго уровней). С другой стороны, чрезмерная перегруженность видеоряда в УМК вряд ли оправдана.
Все многообразие видов наглядного представления учебного материала условно можно разделить на 2 группы:
- инвариантные относительно предметной области, способствующие максимальной формализации представления учебной информации (графики, диаграммы, схемы, блок-схемы, таблицы, картосхемы); данные элементы могут иметь различную степень анимации, можно включать блоки моделирования явлений и процессов с видеопредставлением результатов;
- рекомендуемые в качестве дополнительных для гуманитарных и общественных наук (фотографии, рисунки, репродукции, видеофильмы, аудио- и видеофрагменты).
При оформлении графических и табличных объектов необходимо широко использовать их разновидности по функциональному назначению - обобщающие, сравнительные, логические, устанавливающие последовательность, и т.д. Использование разнообразных шрифтов, цветовой гаммы, элементов анимации усиливает восприятие информации.
Практикум
Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Должны быть представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области. Например, для естественнонаучных дисциплин практикум может быть представлен в виде задачника, лабораторного практикума, для экономических и юридических дисциплин – пошаговый разбор типовых примеров и задач, проблемных ситуаций, в виде деловых игр с широким применением элементов мультимедиа и интерактивности. Необходимо отметить, что именно в данном компоненте УМК заключены наибольшие возможности для реализации того качественно нового уровня дидактических средств, который достигается с применением средств компьютерной техники и современного программного обеспечения.
Справочник (глоссарий)
Справочник предназначен для размещения справочных данных, таблиц, определений, глоссария по дисциплине. Необходимым условием при этом является взаимная гипертекстовая связь справочника с теоретическим и практическим учебным материалом УМК.
Электронная библиотека курса
Упрощенным прототипом электронной библиотеки курса (ЭБК) является обычная хрестоматия. Фонд учебной информации, входящей в ЭБК, включает разделы:
- учебники, книги, брошюры;
- отчеты НИР, монографии, диссертации, статьи;
- лекции, демонстрации, презентации, слайды;
- аудио/видео материалы;
- законодательные и нормативные акты;
- образовательные Интернет-ресурсы;
- прочие.
Система тренинга и контроля
Система тренинга (в упрощенном варианте система самоконтроля) и контроля знаний реализуется в виде тестов различных типов и уровней. Развитая система контроля прохождения курса на всех его этапах, проводимая с помощью тестов, позволяет реализовать накопительную систему аттестации (рейтинг), что в свою очередь стимулирует обучающегося к учебно-познавательной деятельности и обеспечивает максимальную объективность аттестации по курсу.
В зависимости от этапа прохождения курса тестирование можно разделить на три типа:
- предварительное тестирование (“входной контроль”), по итогам которого определяется соответствие базовой подготовки обучающегося требованиям для успешного прохождения курса;
- текущий контроль знаний, периодическое тестирование в процессе прохождения курса с использованием различных по типу и уровню сложности тестов;
- итоговое тестирование, выполняет функции традиционного экзамена (зачета).
Рекомендуется использовать следующие виды тестов:
- вопросы с выбором предлагаемых ответов (“один из многих”, “много из многих”);
- задания на дополнение определений, утверждений, формулировок;
- задания на установление логических связей (хронологические последовательности, “конструирование” формул, структурно-логических схем).
УМК по курсу должен быть обеспечен системой тестов различных типов и уровней исходя из задачи контроля достижения целей обучения (знания, умения, навыки). При составлении тестовых заданий необходимо придерживаться ряда правил:
- соответствие содержательной части курса, раздела,
- однозначность поставленных вопросов,
- вопрос не должен заключать в себе “ключ к ответу”,
- избегать вопросов, предопределяющих ответы по типу “да”, “нет”,
- варианты ответов должны быть такими, чтобы выбор правильного (правильных) мог быть осуществлен только на основе знаний в данной предметной области (в частности по данному курсу), необходимо избегать заведомо несуразных вариантов ответа.
Последовательность тестовых заданий должна быть по принципу “от простого к сложному”, предпочтительно использовать комбинированные тестовые комплекты: вопросы с одним вариантом ответа, вопросы с несколькими вариантами правильных ответов, задания на дополнение, задания на установление логических связей, конструкторы ответов. Каждый тестовый комплект должен содержать не менее 25-30 заданий.