Глава 3. Обеспечение ОДО в высшей школе

1. Нормативно-правовое обеспечение ОДО
2. Организационно-административное обеспечение ОДО
3. Технологическое обеспечение ОДО
4. Учебно-методическое обеспечение ОДО
  4.1. Общие требования к комплексу учебно-методических материалов по курсу
  4.2. Формы реализации УМК и отдельных его компонентов
  4.3. Требования к оформлению и реализации УМК и его компонентов
  4.4. Регистрация, экспертиза и грифование УЭИ
  4.5. Опубликование УЭИ
5. Информационное и информационно-аналитическое обеспечение ОДО
6. Заключение

1. Нормативно-правовое обеспечение ОДО

При внедрении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс требуется наличие четкой нормативно-правовой базы, определяющей механизмы создания системы ОДО, ее внедрения и обучения с помощью ДОТ. К сожалению, формирование нормативно-правового обеспечения, регулирующего использование ДОТ, заметно отстает от внедрения информационных образовательных технологий в российскую научно-педагогическую практику.

Тем не менее, сегодня существует ряд документов, юридически закрепляющих, регламентирующих и определяющих возможность ведения образовательного процесса, на основе или с использованием технологий ДО с выдачей соответствующих документов об образовании.

  1. Закон Российской Федерации “Об образовании” (13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
  2. О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации (Решение коллегии Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 9/1.).
  3. О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России (Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (от 31 мая 1995года № 6.).
  4. О проведении эксперимента в области дистанционного образования (Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 1050.).
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. О продлении эксперимента в области дистанционного образования (приказ от 20 июля 2001 года № 2762.).
  6. Структура межвузовской научно-технической программы “Создание системы открытого образования” на 2001-2002 годы (Приложение к приказу Минобразования России от 12 октября 2000 года № 2925.).
  7. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 264.).
  8. Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)” (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года № 630 извлечения.).
  9. Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий (Решение коллегии от 26 июня 2002 года № 16/1.).
  10. Об использовании дистанционных образовательных технологий (Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137).
  11. Федеральный Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.
  12. О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий (Распоряжение от 26 августа 2003 года № 985-24.).
  13. О введении в действие санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-03 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2003 г. № 39.).
  14. О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании (Инструктивное письмо Минобразования 03.07.98 № 41).
  15. О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения (Приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791).
  16. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ №4452 от 18.12.2002).

Последним, документом, определяющим новые правила внедрения ДОТ в образовательный процесс является приказ № 63 Минобрнауки от 10 марта 2005 года “О порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий”. Тем не менее, и этот новый документ не учитывает все реалии, существующие в дистанционном учебном процессе.

Кроме того, ряд принципов развития высшего образования, послевузовского и дистанционного есть в представленных ниже международных документах:

  1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века. Подходы и практические меры.
  2. Рамки приоритетных действий, направленных на реформу и развитие высшего образования.
  3. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования.
  4. Меморандум по учебе через всю жизнь.

Частично выйти из сложившейся ситуации можно путем разработки и принятия внутривузовских локальных нормативных актов. Так, в Кемеровском государственном университете приняты:

  1. Внутривузовская научно-техническая программа "Создание системы открытого образования КемГУ".
  2. Положение о конкурсе научно-методических проектов и педагогических инновационных работ.
  3. Положение об учебных электронных изданиях КемГУ и ряд других, сопутствующих документов.

Помимо нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию дистанционного образовательного процесса невозможно не учитывать вопросы авторского права при использовании образовательного контента. В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона “Об авторском праве и смежных правах” от 19.07.95 №110-ФЗ любые программы для ЭВМ (в том числе операционные системы) и базы данных независимо от их вида, формы и языка представления, включая исходный код, отнесены к объектам авторского права. Компьютерные программы и базы данных наравне с произведениями науки, литературы и искусства являются результатом творческой деятельности, и поэтому на информацию в электронном виде распространяются все нормы российского и международного права, касающиеся защиты авторских прав.

Учебно-методические комплексы представляет собой результат работы автора или группы авторов и является предметом авторского права. Это является причиной возникновения новых отношений между образовательным учреждением и участниками процесса ДО. После оплаты работы над УМК права собственности на созданное электронное учебное издание переходят к вузу в соответствии с законодательством и могут быть использованы в образовательном процессе. При отсутствии оплаты работы, УМК также может быть использован в образовательном процессе уже при сохранении прав собственности и авторских прав у автора (соавторов) разработки при наличии отдельного соглашения между авторами и вузом. Часть работ по созданию УМК может быть выполнена в рамках функциональных обязанностей преподавателей, но этот факт не снимает вопроса авторских отношений между образовательным учреждением и авторами продукта. Поэтому вопрос авторства и прав собственности УМК должен быть четко регламентирован в нормативно-правовой базе вуза, а также договорными соглашениями.