Микрообучение: чему и как учиться в условиях нехватки времени

Микрообучение: чему и как учиться в условиях нехватки времени

В последние годы в сфере образования все чаще говорят о микрообучении. Но что это — очередное модное слово или образовательный формат будущего? О том, заменит ли оно традиционное обучение — в материале РБК Трендов

Что такое микрообучение

Микрообучение — это тренд в сфере онлайн-образования, ежегодно набирающий популярность. Современный темп жизни очень стремителен, и людям становится все сложнее уделять время чему бы то ни было. Коснулось это и образовательной сферы: учиться некогда, а знания нужны всегда и быстро. Именно это и спровоцировало рост популярности микрообучения, где информация подается небольшими блоками и содержит лишь самое необходимое. Более того, формат позволяет учиться буквально везде: во время поездки в метро, перерыва на работе или ожидания своего заказа в ресторане. И это является главным принципом данного подхода — дать ученику возможность получать информацию когда и где он хочет.

Методы микрообучения

Существует несколько методов и форм, используемых в процессе микрообучения:

  1. Приложения. Согласно статистике, на март 2021 года образовательные приложения занимают второе место по популярности среди пользователей Android и третье место — среди пользователей iOS. Они позволяют превратить смартфон в образовательный центр, соединяя в себе все методы современного микрообучения.
  2. Видео. Они комбинируют в себе преимущества визуального и аудиоконтента, что позволяет доносить информацию в быстрой и понятной форме. Короткие ролики, содержащие в себе концентрированную информацию с развлекательными элементами, имеют больший эффект в сравнении с письменным источником. К тому же, такой материал проще распространять.
  3. Игры. Согласно недавнему исследованию международной группы ученых из Греции, Финляндии и Китая, геймификация увеличивает эффективность образовательного процесса почти на 35%. Быстрые пятиминутные игры позволяют ученикам вспомнить и повторить пройденный материал, а добавление целей на день, рейтингов и челленджей позволяет поддерживать увлеченность процессом.
  4. Инфографика. Визуальная форма, позволяющая с одного взгляда понять суть освещаемой темы, делает материал более запоминающимся.
  5. Социальные сети. Сегодня в России насчитывается более 99 млн пользователей соцсетей, и эта цифра с каждым годом растет. Их использование в рамках процесса обучения не только обеспечивает быструю доставку контента, но также способствует образованию круга единомышленников [1].

Кому это подходит?

Крупным корпорациям и их сотрудникам

Работники больших компаний обычно загружены делами и не могут подстраиваться под чужой график, у них нет времени на просмотр часовых роликов. Микрообучение в этом случае — решение проблемы, ведь контент в сжатом и доступном виде не отнимет много времени. Более того, такой формат выгоден и удобен работодателям, так как предоставляет возможность провести обучение, не отрывая сотрудников от работы и не согласовывая время их занятий. Намного проще организовать процесс, когда можно получить необходимые материалы в удобное для себя время.

Компаниям с большой текучкой кадров

По сравнению с аналогичным исследованием 2019 года, в 2020-м средний уровень текучести кадров на предприятиях в России увеличился с 14% до 24%. В 2019 году это больше всего проявилось в сфере розничной торговли: там уровень текучки персонала составил 50%. Таким образом, если человек приходит устраиваться на работу с мыслью уйти через несколько месяцев, ему будет неинтересно посещать длительные курсы и тренинги, устроенные компанией. Но обучать персонал необходимо. И если заставить человека изучать то, что ему неинтересно, невозможно, то можно попробовать преподнести контент в такой форме, чтобы он запомнил самые важные моменты. Так, 96% сотрудников Walmart, крупнейшей в мире сети оптовой и розничной торговли, после внедрения микрообучения применили свои знания в работе, их уровень компетентности по теме вырос на 15%, а уверенность сотрудников в изученной области увеличилась на 8%.

Фрилансерам

Растущий спрос населения на гибкость и разнообразие рабочих мест привел к тому, что немалая часть рабочей силы состоит из людей, предпочитающих часто менять места работы или совмещать сферы занятости. Микрообучение позволяет быстрее постичь основы деятельности, что делает возможным пробовать себя в разных областях.

Всем остальным

В целом, формат этот довольно универсален. Например, микрообучение хорошо подходит для повторения уже пройденного материала: студентам перед сессией или ученикам во время каникул оно поможет вспомнить основные моменты. Его также можно использовать как план-презентацию для рекламы основного, более углубленного курса. С помощью такого формата можно проводить инструктажи, изучать языки, разнообразить учебный курс [2].

Однако микрообучение — не панацея, и, несмотря на все плюсы, нет никаких гарантий, что ученик пройдет курс до конца. Все также необходимо применять приемы, удерживающие внимание.

Как работает микрообучение

Микрообучение основано на модульной подаче информации. Можно выделить несколько особенностей:

  1. Краткость. Уроки максимально коротки, имеют одну мысль, преследуют одну цель. Продолжительность занятий обычно не превышает десяти минут.
  2. Фокусировка. Никаких уроков с пространными размышлениями, все четко и по делу.
  3. Автономность. Каждый урок самодостаточен, но является при этом составной частью программы.
  4. Разнообразие. Используются различные форматы обучения: от коротких видео до игр.
  5. Интерактивность. Ученик самостоятельно управляет процессом, что усиливает вовлеченность, а это в свою очередь увеличивает эффективность обучения.
  6. Доступность и мобильность. Возможность учиться всегда и везде как с мобильных устройств, так и со стационарных.

Отличие микрообучения от традиционного

Если сократить до одного дня курс, рассчитанный на неделю, будет ли это микрообучением? Нет. А если одну академическую лекцию разбить на видео по десять минут и ежедневно смотреть по ролику, будет? Тоже нет. Над каждым роликом, который длится пять-десять минут, работает команда профессионалов. Их работа заключается в том, чтобы за эти минуты дать максимум полезной информации, поделить большой блок на мелкие, легкоусвояемые части. Уроки имеют четкую структуру и сценарий, работает правило «минимум времени — максимум пользы».

Сравнив классическое обучение, которое практикуется в традиционных учебных заведениях, и микрообучение, можно сделать следующие выводы.

Курс в традиционном формате является структурированным, одна тема вытекает из другой. Все ученики, независимо от способностей и знаний, проходят обучение в одном темпе, в одно время. Характерно конспектирование больших объемов материала во время подробных лекций, которые длятся 60-80 минут и сопровождаются презентациями. Весь контент имеет одинаковый приоритет.

Микрообучение, напротив, является гибким и проходит в удобном для ученика темпе по индивидуально заданной траектории. Не страшны форс-мажорные обстоятельства из-за отсутствия определенного места и времени для учебы. Модули сокращены до пяти-десяти минут и содержат саму суть. В отличие от конспектов, материалы представлены в форматах игр, аудио, видео; есть возможность ими поделиться в неограниченном количестве [3].

Несмотря на очевидные преимущества, формат не будет эффективен в случае, если тема является сложной и требует подробного разбора каждого модуля.

«Специфика микрообучения такова, что его можно интегрировать в любое классическое обучение, — пояснил РБК Трендам Евгений Стройнов, руководитель продуктов SkillFactory. — Но это лишь винтик, который можно встроить в большой механизм. Заменить микрообучением классическое обучение, конечно же, невозможно. Этот формат уместно использовать в ситуациях, когда требуется за одну минуту закрыть вопрос, либо если есть вероятность устаревания информации».

То есть формат хорошо подойдет для того, чтобы ввести в курс дела или повторить изученное, но не подойдет для более широкого понимания темы.

Прогноз развития рынка микрообучения

Согласно отчету компании Mordor Intelligence, в течение 2021-26 годов среднегодовые темпы развития в сфере микрообучения составят 14,2%. Развитие технологий эффективно стимулирует рост рынка с высокими показателями результативности. Закрытие образовательных учреждений, спровоцированное COVID-19, предоставило огромные возможности для микрообучения: школы и университеты вынуждены следовать тенденциям онлайн-образования для обеспечения непрерывности учебного процесса. Таким образом, в долгосрочной перспективе объем рынка будет только расти.

Ссылка на источник

Смотрите также