Интервью с Ниной Аниськиной, директором Академии Пастухова ТГУ, на ВНОТ 2024

Интервью с Ниной Аниськиной, директором Академии Пастухова ТГУ, на ВНОТ 2024

На Всероссийской неделе охраны труда нам удалось поговорить с Ниной Аниськиной, директором Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова – филиала ТГУ.

Поговорили о развитии ДПО через поиск общего языка и взаимопонимания между производственными предприятиями и образовательными организациями.

Как образовательные программы могут помочь предприятиям

— Для предприятий привлекательнее не просто обучение персонала, а системные предложения, включающие решение практических задач организации и управления производством. На ВНОТ мне удалось принять участи в нескольких круглых столах с близкими для нас темами, которые дают понимание того, как сформировать системное предложение. Интересными для меня оказались дискуссии по профессиональным рискам с точки зрения адресного выстраивания предложения для наших клиентов.

Мы давно готовим аудиторов для оценки соответствия систем менеджмента организаций требованиям стандартов ISO, в том числе и по охране здоровья и безопасности труда. Очень интересным для меня было предложение Минтруду России учитывать наличие сертификата ISO при оценке профессиональных рисков. Эта идея объединяет две развивающиеся пока независимо темы, а ведь именно при системном подходе и возникают прорывы.

Понимание запроса заказчика — ключ к успеху образовательной программы. Для создания эффективных образовательных программ важна четкая формулировка запроса. Например, внедрение системы менеджмента качества на предприятии — не просто задача обучения отдельных специалистов, это системная работа. Когда мы берем СМК, мы раскладываем деятельность на процессы, где каждый человек играет свою роль, решает свои проблемы и задачи.

Подход к обучению, основанный на реализации программы в виде проекта, позволяет предприятию строить на практике эффективные системы. Например, предложение на одном из мероприятий Минтруду России внести в критерии системы оценки условий труда (СОУТ) учет сертификатов ISO позволит реализовать системный взгляд на оценку профессиональных рисков. До последнего времени работы по внедрению систем охраны здоровья и безопасности труда (ОЗБТ)и оценки профессиональных рисков велись преимущественно как независимые. Мы своим клиентам помогали объединить эти две истории, но это было точечно. Теперь мы видим, как приходит понимание того, что это может работать в рамках одной системы.

О национальных проектах

Что касается таких национальных проектов, как «Содействие занятости», то тут одна из главных проблем заключается в том, что предприятия мало знают о них и часто недооценивают возможности реализации своих инициатив через обучение персонала. Когда мы приезжаем к ним и рассказываем о новой целевой группе в проекте, которую сокращенно называют «ищущие работу», у многих руководителей возникает удивление. Ведь изначально они считают, что проект ориентирован на людей, находящихся в поиске работы, а не на задачи компаний по развитию своих сотрудников. На самом деле проект дает предприятиям возможность подготовить кадровый резерв, обучить сотрудников новым навыкам и решить конкретные задачи предприятия. Чтобы предприятия активнее заходили в проект, важно проводить разъяснительную работу. Мы адаптируем программы под нужды конкретного предприятия, и наша задача — донести до руководства компаний, что программа не только для тех людей, которые реально ищут работу.

Предприятиям мы можем, например, предложить обучение команды со стажировкой на рабочем месте, в которую войдут как «ищущие работу», так и сотрудники в возрасте 50+, которые уже работают, но нуждаются в повышении квалификации. Или другой пример — проект «Кадры для БАС». Это — важная инициатива, которая направлена на подготовку специалистов для работы с беспилотными авиационными системами. На первый взгляд, может показаться, что это узкоспециализированная тема. Многие воспринимают проект как площадку для подготовки специалистов, работающих исключительно с дронами в военной сфере. На самом деле речь идет о перепроектировании бизнес-процессов и возможности оперативного реагирования на совершенно разнообразные вызовы, будь то мониторинг утечек газа в трубопроводах, предсказание лесных пожаров или организация логистики и доставки медикаментов в отдаленные регионы. И все эти задачи требуют не только новых технологий, но и новых компетенций у сотрудников.

Проблема квалифицированного заказчика

Руководителям предприятий прежде всего необходимо понимание возможности перепроектирования бизнеса с приходом новых технологий. Необходимо осознанно подходить к составлению запросов на подготовку кадров под новые проекты. Мы, со своей стороны, стремимся доносить до руководителей важность системного подхода. В рамках этого проекта мы уже видим интересные инициативы, но также сталкиваемся с сопротивлением. Например, некоторые предприятия боятся, что их ключевые сотрудники могут уйти к конкурентам после обучения (особенно в рамках категории «ищущие работу»), и это тормозит участие в программе.

На своем опыте мы понимаем, что образовательные программы для предприятий должны быть направлены на поддержку команды и ее задач. Мы приходим на предприятия, рассказываем о наших возможностях, и зачастую руководителей становится то, как наши программы могут им помочь в решении не только кадровых, но и производственных или организационно-управленческих проблем. Мы делаем программы под конкретные запросы, которые обсуждаем, систематизируем и формулируем с руководством предприятия. После этого мы адаптируем свои программы, в том числе и реализуемые в рамках национальных проектов, под их нужды – осуществляем «тонкую настройку». Инструментом такой настройки является проектная работа в рамках стажировки на рабочем месте. Включение стажировки на рабочем месте в учебный процесс позволяет сотрудникам не просто учиться, а сразу применять знания на практике в рамках своих задач.

Системный подход в ДПО требует долгосрочной подготовительной работы. Иногда образовательная программа длится месяц, но предварительная работа, включающая диагностику и аудит предприятия, может занимать гораздо больше времени. Это важный момент: прежде чем предлагать образовательное решение, нужно изучить все процессы на предприятии вдоль и поперек, чтобы понять его истинные потребности. Чтобы предприятия активнее заходили в проект, важно проводить разъяснительную работу.

Такие мероприятия, как ВНОТ, позволяют представителям образовательных организаций, служб занятости и предприятий собираться на одной площадке и находить общий язык для лучшего понимания потребностей и проблем друг друга. У нас есть возможность показывать конкретные кейсы, как обучение в проектах помогло другим предприятиям решать те или иные задачи. Только так можно преодолеть недопонимание и привлечь больше компаний к участию в национальных проектах, донести важность и пользу дополнительного профессионального образования.

Источник: Телеграм-канал «ДПО: от буквы до цифры»

Больше о ВНОТ 2024:

ТГУ — партнер Всероссийской недели охраны труда 2024

Работа делегации ИДО ТГУ на ВНОТ 2024 стартовала!

ТГУ и «Сейдж Про» будут вместе обучать специалистов по охране труда

«Формулу счастья» для предприятий России представили на панельной сессии ТГУ

Новые приоритеты проекта «Содействие занятости» обсудили на ВНОТ 2024

Смотрите также

Интервью с Маргаритой Медведевой

Интервью с Маргаритой Медведевой

По международной программе IISMA в ТГУ учатся 29 студентов из Индонезии. Мы встретились с одним из приглашенных преподавателей программы, Маргаритой Медведевой, и поговорили о ее впечатлениях от работы

10.09.2024