Новые приоритеты проекта «Содействие занятости» обсудили на ВНОТ 2024

Новые приоритеты федерального проекта «Содействие занятости» стали темой для обсуждения с представителями трех федеральных операторов проекта: Томского государственного университета, Института развития профессионального образования (ИРПО, г. Москва) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Президентская академия) на IX Всероссийской неделе охраны труда (ВНОТ 2024). 

Встреча прошла в конференц-зале Университета «Сириус» в рамках деловой программы ВНОТ 2024. Спикерами выступили зам.руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ян Талбацкий, зам.директора ИДО ТГУ Анастасия Евсеева, начальник отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО Светлана Велединская, директор Высшей школы государственного управления Президентской академии Алексей Колесников и начальник Центра реализации образовательных проектов ИРПО Алина Чуприс

Главной целью встречи федеральных операторов «Содействия занятости» стало подведение промежуточных итогов за четыре года с момента старта проекта и обсуждение приоритетов и перспектив проекта на ближайшее будущее. Как сказал Ян Талбацкий, представитель Федеральной службы по труду и занятости, для страны проект «Содействие занятости» сейчас является одним из наиболее значимых, учитывая демографическую ситуацию на рынке труда и кадровый голод, который испытывают большинство предприятий, в том числе локомотивы российской промышленности. 

— С 2021 года проект пережил серьезную эволюцию. Его донастройку мы делаем каждый год, но с момента старта для нас было важно выстроить прямую взаимосвязь между переобучением гражданина в рамках проекта и его конечной занятостью. Чтобы это было не просто повышением квалификации или профпереподготовкой, а вело к обязательному трудоустройству сразу после обучения, — сказал Ян Талбацкий в своем выступлении на круглом столе.
Среди задач, которые ставил перед собой федеральный проект «Содействие занятости», было стремление показать корпоративному сектору — как крупным промышленным гигантам, так и предприятиям малого и среднего бизнеса, что вкладывание средств в обучение и переобучение персонала дает значительный экономический эффект. А с учетом дефицита кадров на рынке труда обучение за счет господдержки или средств самого предприятия — это еще и дополнительный инструмент привлечения и удержания персонала.

Как подтверждают эксперты, дополнительное профобразование (ДПО) превратилось в быстрый инструмент подготовки и переподготовки специалистов для удовлетворения кадровой потребности работодателей «здесь и сейчас», а не в стратегической перспективе. Граждане России все больше интересуются ДПО как реальной возможностью получить новую работу или карьерное развитие.

Но развивается и сама отрасль ДПО. Стандарты качества дополнительного профессионального образования становятся жестче, а организационная структура проще, избавляясь от излишней бюрократизации.

— Со следующего года мы вводим новый элемент оценки качества программ в системе ДПО. У тех, кто прошел обучение по программам проекта «Содействие занятости», будет возможность оценить и саму программу, и образовательную организацию, которая ее предоставляет. Рейтинг будет публичным, размещен в открытом доступе на портале Федеральной службы по труду и занятости. И, когда граждане будут выбирать для себя образовательную программу, они будут видеть ее рейтинг и отзывы тех, кто программу прошел. Это будет стимулировать образовательные организации бороться за повышение качества своих программ, — заявил Ян Талбацкий.    

Среди других изменений, которые произойдут в системе профпереподготовки через проект «Содействие занятости» ожидается упрощение процедуры вхождения в программу. Сейчас человек, который решил пройти обучение, должен заключать два договора: с образовательной организацией и с будущим работодателем. От него требуется дважды собирать и предоставлять полные комплекты документов: паспорт, документ об образовании и тд. Федеральная служба по труду и занятости готова обсуждать и стимулировать нормативные изменения, которые приведут к упрощению этого пути.    

Об административных и организационных сложностях для предприятий, которые заходят в федеральный проект «Содействие занятости», говорила в своем выступлении и Анастасия Евсеева, заместитель директора ИДО ТГУ. Еще одной проблемой, которая высветилась в процессе сотрудничества ТГУ с предприятиями-заказчиками образовательных услуг, стали трудности при формулировании заказа на подготовку нужных предприятиям специалистов. Иногда они сами не могут точно определить, сотрудники с какими навыками им нужны.    

— Поэтому мы пришли к необходимости сессий с представителями предприятий для формирования квалифицированного заказа на обучение персонала. В следующем году будем вводить их как обязательный элемент для входа работодателей в проект — для того, чтобы их кадровые запросы были структурированы и отвечали не только внутренним потребностям производства, но и учитывали стратегические задачи страны, которые решает проект «Содействие занятости»,— говорит Анастасия Евсеева.
Еще одно нововведение в работу федеральных проектов по занятости, которое пока только обсуждается, — возможность пройти программу обучения или переобучения второй раз. Сейчас у разных категорий граждан, на которых рассчитан проект, возможность обучаться за счет федеральной поддержки есть только один раз.

— Но мы прекрасно понимаем, что, чем дальше мы отходим от начала проекта, тем больше появляется людей, которым нужна вторичная профпереподготовка. Время идет, условия труда меняются, появляются новые специальности, растет потребность в новых кадрах, а по объему переподготовки мы сильно отстаем от стран с экономиками примерно нашего развития и размера. Поэтому сейчас планируем закладывать в проект «Содействие занятости» возможность пройти профпереподготовку вторично, но не раньше, чем через три года после первого обучения по программам, — сказал Ян Талбацкий, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.   

Светлана Велединская, начальник отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ, подытоживая выступления своих коллег, сообщила, что на сегодняшний день Томский государственный университет выполнил квоту по обучению граждан в рамках проекта «Содействие занятости». 10 230 человек успешно завершили обучение. За это время около 120 предприятий из разных регионов России стали партнерами университета в проекте по обучению персонала.

По словам Анастасии Евсеевой, замдиректора ИДО ТГУ, 2024-й стал «самым увлекательным годом из всех четырех лет реализации проекта». Он поставил перед университетом серьезный вызов, связанный с изменениями на рынке труда, но и дал колоссальный опыт всем, вовлеченным в реализацию проекта «Содействие занятости».

— Дальше будет еще интереснее,  — улыбнулся в ответ на слова представительницы ТГУ Ян Талбацкий.

Справка:

По информации федерального агентства ТАСС, на портале «Работа России» сейчас размещено около 1,7 миллиона вакансий. Более 500 тысяч из них — вакансии в производственно-промышленном секторе. Эти кадры необходимы для развития российских технологий и новых производств. Наиболее уязвимыми в плане кадрового голода оказались сферы пассажирского транспорта, розничной торговли, строительства и сфера услуг — здесь число вакансий продолжает расти второй год подряд. Максимальный дефицит кадров наблюдается в обрабатывающей промышленности (368,7 тыс. человек), торговле (291,8 тыс.) и транспорте (204,7 тыс.).

Текст: Ирина Корнева

Больше материалов по теме:

Работа делегации ИДО ТГУ на ВНОТ 2024 стартовала!

ТГУ — партнер Всероссийской недели охраны труда 2024

ТГУ и «Сейдж Про» будут вместе обучать специалистов по охране труда

Смотрите также

Команда «Третьей миссии университета» ТГУ разрабатывает проект для молодых ученых

Команда «Третьей миссии университета» ТГУ разрабатывает проект для молодых ученых

Проект «Третья миссия университета» включает развитие социальных инноваций, добровольчества, участие в разработке программ социально-экономического развития территорий, развитие механизмов прикладного проектного обучения

04.10.2024