На одной из площадок Парка науки и искусства «Сириус» в рамках деловой программы IX Всероссийской недели охраны труда (ВНОТ 2024) состоялась панельная сессия Томского государственного университета по теме оптимального использования возможностей национальных проектов для обучения персонала. Собравшиеся в зале спикеры из Томска и Ярославля, а также эксперты из разных областей, представители образовательных организаций и промышленных предприятий обсуждали, каким образом в новых экономических и демографических условиях нужно формировать и реализовывать программы дополнительного профессионального образования. Модератором пленарной сессии выступила Светлана Велединская, директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ.
Поводом для обсуждения стало то, что в условиях резко возросшей потребности предприятий России в кадрах — как в квалифицированном персонале, так и в представителях технических и рабочих специальностей, вузовская система вынуждена достаточно быстро менять фокус и ориентиры программ профессиональной подготовки. При чём этот процесс затронул как основные программы высшего образования — бакалавриат и специалитет, так и дополнительные (программы ДПО, повышения квалификации и тд.)
Этот процесс, который начался три года назад, затронул практически все образовательные организации и потребовал от них поиска новых форматов взаимодействия с предприятиями в области подготовки кадров. Российской промышленности сейчас не просто требуется больше обученных людей, но и обучать их приходится нередко совершенно новым специальностям, которых не существовало ещё несколько лет назад. Причём готовить кадры нужно быстро — у экономики нет возможности ждать пять или даже семь лет, пока специалист выйдет на рынок.
Университеты, даже ведущие вузы страны, к которым относится ТГУ, пока ещё не настолько хорошо понимают специфику производственной деятельности, чтобы реагировать на изменившиеся потребности подготовки специалистов стремительными изменениями в программах. Этот процесс требует времени и аналитической работы, причём она должна быть совместной с предприятиями. Но производственники не всегда способны внятно сформулировать заказ на подготовку нужных им специалистов. Что делать в этой ситуации? Искать общий язык. Некоторые вузы уже довольно успешно это делают, о чём рассказала в своём выступлении на сессии Нина Аниськина, директор Государственной Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова (г. Ярославль).
Сейчас основная задача для вузов, работающих в системе дополнительного профессионального образования, - научиться разговаривать с представителями реального сектора экономики на одном языке и привлекать их в качестве активных партнёров к формированию новых учебных программ ДПО. А предприятиям нужно понять, что они способны участвовать в образовательном процессе, влиять на его содержание и качество, быть не пассивными потребителями в процессе подготовки новых специалистов, а квалифицированными и активными заказчиками. Тем более что существующие сейчас национальные проекты, в первую очередь, «Содействие занятости», дают им возможность массово, быстро и без лишних затрат обучать персонал.
По словам Алины Ивановой, директора Центра межрегионального развития ИДО, ещё одного спикера панельной сессии ТГУ на Всероссийской неделе охраны труда, в 2024 году за счёт средств федерального проекта «Содействие занятости» прошли обучение 34 612 человек. В целом за четыре года проекта получили новые специальности 226 тысяч человек, 183 тысячи из них трудоустроены после обучения. Более 300 образовательных организаций из регионов РФ приняли участие в реализации программ проекта, в итоге у разных категорий граждан была возможность обучаться по более чем 6 000 программ дополнительного профобразования. В итоге благодаря федеральному проекту «Содействие занятости» для решения актуальных задач рынка труда была создана целая экосистема, включившая в себя и ведущие университеты России, и региональные вузы, и органы исполнительной власти, и частные организации ДПО. Всё это способствовало тому, что проект достиг ключевых показателей ещё до своего официального завершения.
Одним из инструментов для подготовки очень точно настроенных под запросы работодателей образовательных программ стала платформа РосНавык, созданная Академией Data-Diving совместно с Томским государственным университетом. Модератор панельной сессии ТГУ на ВНОТ 2024 Светлана Велединская назвала этот уникальный ресурс, разработанный томскими исследователями больших данных, «формулой счастья». РосНавык действительно помогает выявлять конкретные потребности работодателей ещё на этапе подготовки образовательных программ. «Не проектировать программы из воздуха, а закладывать в них только те знания и навыки, которые нужны сегодня конкретным предприятиям и организациям, нам помогает такой великолепный продукт как РосНавык», — сказала Светлана Борисовна, представляя на панельной сессии ВНОТ создателя платформы, генерального директора ООО «Академия Дата-Дайвинг» Вячеслава Гойко.
Вячеслав Гойко рассказал, как с помощью сервиса РосНавык можно точечно выбирать необходимые конкретным отраслям и предприятиям навыки и компетенции и собирать образовательные программы с учётом этой информации. Участники панельной сессии узнали, как и почему два года назад появилась платформа, и какие задачи удалось решить с её помощью. Гойко показал несколько примеров успешных программ обучения, созданных благодаря данным из РосНавыка.
На стенде ТГУ в павильоне ВНОТ 2024 проект РосНавык представлен на мультимедийном экране, где его можно самостоятельно протестировать. Директор Академии Data-Diving пригласил сделать это всех присутствующих на панельной сессии. Кроме того, Вячеслав Гойко сообщил о новой программе для педагогических дизайнеров, которую Томский государственный университет начнёт реализовывать в следующем году. Программа будет обучать тому, как прогнозировать кадровую потребность в том или ином регионе, и на базе этих данных проектировать новые образовательные курсы. Подробную информацию о программе можно найти в буклетах, представленных на стенде ТГУ.
Другие примеры того, как Томский университет работает с предприятиями из разных регионов России в сфере обучения и переобучения персонала и повышения квалификации сотрудников, привела в своём выступлении Анастасия Евсеева, заместитель директора ИДО ТГУ. Благодаря использованию определённых моделей вовлечения работодателей, в проекте «Содействие занятости» участвовали 20 400 предприятий. Наиболее яркие примеры взаимодействия — обучение более 500 сотрудников предприятия «Газпром газораспределение Волгоград» по программе профессиональной переподготовки «Нефтегазовое дело», обучение сотрудников ПАО «Ростелеком» по программе повышения квалификации «Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования», решение задачи по дополнительному обучению более 200 сотрудников томской научно-производственной фирмы «Микран», в том числе с помощью государственных мер поддержки предприятий ОПК, и другие.
В заключение встречи Нина Аниськина представила опыт Государственной Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова — филиала ТГУ в Ярославле по совместному проектированию образовательных программ Академии с предприятиями-партнёрами.
Новые приоритеты федерального проекта «Содействие занятости» обсудили вчера в рамках деловой программы ВНОТ 2024 представители трёх федеральных операторов проекта: ТГУ, Института развития профессионального образования (ИРПО, г. Москва) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Президентская академия). Спикерами на встрече за «круглым столом» выступают заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ян Талбацкий, заместитель директора ИДО ТГУ Анастасия Евсеева, начальник отдела проектирования образовательных продуктов Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО Светлана Велединская, директор Высшей школы государственного управления Президентской академии Алексей Колесников и другие эксперты.
Текст: Ирина Корнева
Больше материалов по теме:
ТГУ и «Сейдж Про» будут вместе обучать специалистов по охране труда