Начальная страница  |   Содержание  |   Введение  |   Часть 1  |   Часть 2  |   Часть 3  |   Часть 4  |   Заключение  
   <<< Назад      Вперед >>>   
  

3. Тема: Литературное кафе символистов "Аполлон и Дионис"

Будем как солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, сильному, к доброму, злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном! К. Бальмонт

Урок представляет собой имитацию атмосферы артистических кабаре начала XX в. Это еще одна из форм погружения в художественную культуру начала XX в., но данный урок заключительный по изучению поэзии русского символизма. Его цель - обобщение знаний по теме, формирование системно-целостного представления об эстетике символизма в искусстве, творческое закрепление полученных сведений в ролевой игре.

Набор ролей: поэты-символисты, философы, художники из группы "Мир искусства", ведущий, литературный критик, люди в зале - гости кабачка.

На стенах кафе размещена выставка художников: "Заморские гости" Н. Рериха, "Дама в голубом" К. Сомова, "Купчихи" Б. Кустодиева, "Бабы" Ф. Малявина, "Полдень" К. Петрова-Водкина, "Гадалка"" М. Врубеля, эскизы декораций к спектаклям А. Бенуа, "Париж ночью. Итальянский бульвар" К. Коровина. Около импровизированной эстрады висят плакаты:

"Символизм - как миропонимание", "Приблизиться к мировой душе!", "Будем как солнце!", "Только влюбленный имеет право на звание человека".

Представляем костюмы участников ролевой игры и некоторые яркие детали создаваемых образов.

Ф. Сологуб - одет в строгий костюм, носит пенсне на черном шнурке, четки. У него редкая бородка, мрачное лицо.

В. Брюсов - в черном фраке, накрахмаленном воротничке и манжетах, галстуке. Голова гордо поднятая, взгляд с чувством превосходства, руки скрещены на груди.

К. Бальмонт - небрежен, порывист, франт. Длинные волосы до плеч, на голове цилиндр, в руках постоянно вертит трость.

И. Анненский - в вицмундире директора гимназии, фуражке с высоким козырьком, носит пенсне. В руках толстая, больших размеров, записная книжка, напоминающая школьный журнал.

А. Белый - энтузиаст, вечно в движении, появляется то со скрипкой, то с грифельной доской. Играя на скрипке, записывает какие-то формулы.

А. Блок - в костюме Гамлета: на нем черный свитер, белая кружевная рубашка, черный плащ, в руке шпага. Взгляд задумчивый, рассеянный. Время от времени достает из кармана книгу, которую сосредоточенно читает, проговаривая вслух некоторые слова.

I отделение

Звучит музыка А. Скрябина "Поэма экстаза". Зажигаются свечи, включается настольная лампа. Посетители кафе рассаживаются по местам.

Собравшихся приветствует хозяин кафе (ведущий). Он знакомит с программой, дает слово литературному критику, изучающему символизм. Критик рассказывает о мироконцепции и эстетике, о двух поколениях символистов. Другой критик рассматривает символизм в живописи и музыке. Литературного критика и искусствоведа дополняет философ, который обозначает символистскую концепцию видения мира.

Д.С. Мережковский (т.е. "актер", исполняющий его роль) читает отрывок из манифеста "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В. Брюсов читает отрывок из статьи "Русские символисты". В зале разносятся листовки с текстами этих отрывков.

Начинается чтение стихотворений. В. Брюсов читает "Поэту" ("Ты должен быть гордым, как знамя...") глухо, отрешенно, назидательно. К. Бальмонт декламирует "Я вольный ветер, я вечно вею...", читает заносчиво, самовлюбленно, напевно произнося, а точнее, пропевая, строки. Ф. Сологуб с иронией и со злостью читает "Я без цели, угрюм и один...". При каждом звуке шума он вспыхивает гневом. Камерно, тихо, но с лирическим пафосом читает "Я и молод, и свеж, и влюблен" А. Блок. Речитативом, переходящим в шепот, произносит А. Белыйстихотворение "Менуэт".

Реплики из зала: "Каким должен быть современный поэт?", "После вашей поэзии у меня пропал аппетит".

В. Брюсов отвечает: "Вы, кажется, ошиблись адресом. Вам надо в кабак, где продают горячительные напитки. Здесь людям открывают тайну бытия."

Один из поклонников Брюсова зачитывает стихотворение "Юному поэту" как ответ на вопрос о поэте и поэзии. Другой очень громко выкрикивает цитаты: "Живи, как пишешь, пиши, как живешь!", "Творчество как жизнетворчество!"

Стихи любимых поэтов читают их поклонники. Звучит поэма В. Брюсова "Конь блед", стихотворение "Променад" А. Белого, "К Елене" ("О Елена, Елена, Елена...") К. Бальмонта.

Первое отделение заканчивается танцами и показом моделей одежды начала XX в.

II отделение

Звучит музыка С. Рахманинова - "Второй фортепьянный концерт".

К. Бальмонт читает стихотворение "Песня без слов".

Хозяин кабачка представляет группу художников "Мир искусства". Идет показ картин Н. Рериха, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, К. Сомова, К. Коровина, К. Петрова-Водкина, А. Бенуа.

Искусствовед представляет эстетическую программу "мироискусников". Голос из зала: "Это не живопись! Какое-то буйство красок, никакой конкретики!" Отвечает сам "Кустодиев": "Мои картины - это изображение полнокровного, яркого, жизнерадостного быта русских провинциальных городов и деревень. На них изображен уходящий в прошлое, но ностальгически прекрасный родной русский быт, русская душа, русская жизнь".

Реплика из зала: "Ваша Купчиха глупа и пошла. Как можно ею восхищаться? Это какой-то лубок". (Демонстрируется слайд с изображением картины Б. Кустодиева "Купчихи".)

Б. Кустодиев: "А я и не рисовал "академика в чепце", а красивую, дородную купчиху, о которой говорят в народе "кровь с молоком". Да, она любит вкусно и обильно поесть и даже превращает это в своеобразный ритуал. Но какой русский не любит вкусной и обильной еды?" (Аплодисменты в зале.)

Таким образом представляются и другие художники. Ведется диалог об их творчестве.

III отделение

Звучит увертюра к опере Жоржа Бизе "Кармен". Свет меркнет. На сцене появляются артисты поэтического театра и представляют литературную композицию по циклу А. Блока "Фаина".

Вторая часть III отделения представляет собой галла-концерт поэтов-символистов. Один за одним поэты читают свои стихи, а в конце публика определяет короля поэтов и хозяйка кафе надевает ему на голову лавровый венок. (В галла-концерте звучат стихи В. Брюсова "Грядущие гунны", К. Бальмонта "Безглагольность", А. Блока "Незнакомка", И. Анненского "Листы", В. Ивано-ва "Душа сумерек", Ф. Сологуба "Я также сын больного века...", А. Белого "Вечер".)

Звучит музыка Стравинского "Весна священная". Хозяйка кафе закрывает вечер, благодарит выступающих и зрителей.

Два приведенных выше урока, вводный и заключительный, проходившие в форме театрализованного действия, явились для учащихся не только интересной формой погружения в атмосферу культурной эпохи начала XX века, но и позволили организовать продуктивный диалог в культуре, активизировали самостоятельную деятельность учащихся, о чем свидетельствовали разные виды дискурсивных практик, в том числе и творческие работы.

В качестве примера еще одной творческой работы, которую с большой охотой выполняли некоторые старшеклассники, помещаем стилизацию Николая В. по мотивам стихотворения А. Блока "Когда вы стоите на моем пути..."

              Когда вы стоите на моем пути,             На ваших упругих ресницах.
              Такая живая, такая красивая,              Вы далеки, как мечта,     
              Но такая измученная,                      В своей светлой печали,   
              Говорите о печальном,                     В шепоте слов             
              Думаете о смерти,                         И приливах тоски.         
              Никого не любите                          Мне все равно,            
              И презираете свою красоту,                Чтобы вы не шептали.      
              Как понимаю я вас.                        Ваши слова,               
              Ваши нежные тонкие пальцы                 Словно шелест листвы.     
              Неподвижно застыли                        Только бы ночь            
              В ладони моей,                            Никогда не кончалась,     
              Холодные, как ледяные сосульки,           Темная ночь               
              И слезинки дрожат                         Сладкой, певучей тоски... 

Это другой тип работы, демонстрирующий уже развитие литературно-творческих способностей ученика: наличие ритмического слуха, владение техникой литературного труда, умение мыслить словесными образами, довоссоздать топос и атмосферу дейстивия.

Данные разработки могут послужить своеобразными моделями для создания подобных уроков читателями данного пособия.

  
Наверх страницы